г. Москва |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А41-53734/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу- ООО "Люберецкая СК" - Корытин А.А., (по доверенности от 30.10.2017 г.),
от заинтересованного лица по делу - Министерства строительного комплекса Московской области - Шамсутдинова Э.Х., (по доверенности от 20.11.2017 г.),
от третьего лица по делу - Администрации городского округа Балашиха - не явился, извещен;
от третьего лица по делу - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Люберецкая строительная компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2017 по делу N А41-53734/17, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению ООО "Люберецкая строительная компания" к Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным решения и обязании, третьи лица: Администрация городского округа Балашиха, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Люберецкая строительная компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству строительного комплекса Московской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решение Министерства строительного комплекса Московской области от 23.05.2017 г. об отказе в выдаче ООО "Люберецкая строительная компания" разрешения на строительство 25-этажного жилого дома N 15 по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Фучика, между домами N 6 корп. 1 и N 6 корп. 5, на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0010205:2742,
- обязать Министерство строительного комплекса Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Люберецкая строительная компания" путем выдачи ООО "Люберецкая строительная компания" в установленном законом порядке разрешения на строительство жилого дома N 15 по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Фучика, между домами N 6 корп. 1 и N 6 корп. 5, на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0010205:2742, сроком на 18 месяцев, в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2017 в удовлетворении заявленных требовании отказано.
ООО "Люберецкая строительная компания" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Люберецкая строительная компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель министерства строительного комплекса Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, письменные пояснения, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 04.09.2007 Администрацией г.о.Балашиха и ООО "Люберецкая строительная компания" заключен Договор N 2007/1 о развитии застроенной территории, в соответствии с которым Инвестор обязуется в установленный законом срок своими силами и за свой счет и/или с привлечением друг лиц, и/или средств других лиц выполнить обязательства по строительству и/или реконструкции микрорайона N 26 г. Балашихи Московской области, объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, предназначенных для обеспечения застроенной территории, а Администрация обязуется создать необходимые условия для выполнения инвестором своих обязательств.
Постановлением Администрации г.о.Балашиха от 31.10.2012 N 1483/13-ПА утверждена документация по проекту планировки микрорайона N 26 г. Балашихи.
15.11.2013 Администрацией г.о.Балашиха и ООО "Люберецкая строительная компания" заключен договор аренды земельного участка N 1583, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 50:15:0010205:2742 площадью 0,2541 га, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства стартового жилого дома N 2", адрес участка: Московская область, г. Балашиха, ул. Фучика, между домами N 6, корп. 1 и N 6, корп. 5.
02.06.2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010205:2742 Министерством строительного комплекса Московской области утвержден Градостроительный план земельного участка RU50315000-MSК000505 (далее - ГПЗУ).
ООО "Люберецкая строительная компания" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0010205:2742 (номер обращения 30414 от 23.05.2017).
Заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство по следующим основаниям:
- отсутствует согласование архитектурно-градостроительного облика объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 N 1022/4,
- установлено несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ в части соответствия предельным параметрам разрешенного строительства, предельным размерам земельного участка, места допустимого размещения объектов капитального строительства с учетом имеющихся ограничений на земельном участке, в частности, имеется нарушение места допустимого размещения объекта (в соответствии с ГПЗУ на земельном участке отсутствует место допустимого размещения зданий, строений, сооружений).
Посчитав отказ в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0010205:2742 незаконным, ООО "Люберецкая строительная компания" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей 51.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на его выдачу орган с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающих документов на земельный участок;
2) градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалов, содержащихся в проектной документации:
а) пояснительной записки;
б) схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схем, отображающих архитектурные решения;
д) сведений об инженерном оборудовании, сводного план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проекта организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса;
5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса);
6) согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, отказывает в выдаче соответствующего разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В качестве второго основания для отказа в выдаче разрешения на строительство указано несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ в части соответствия предельным параметрам разрешенного строительства, предельным размерам земельного участка, места допустимого размещения объектов капитального строительства с учетом имеющихся ограничений на земельном участке, в частности, имеется нарушение места допустимого размещения объекта (в соответствии с ГПЗУ на земельном участке отсутствует место допустимого размещения зданий, строений, сооружений).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что согласно представленному в дело ГПЗУ в разделе N 2 "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" указана следующая информация:
1) п. 2.2.2. предельное количество этажей: не установлено - определить проектом планировки территории, или предельная высота зданий, строений, сооружений: не установлена - определить проектом планировки территории,
2) максимальный процент застройки в границах земельного участка: не установлен - определить проектом планировки территории.
В соответствии с п. 42-п.48 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" подраздел 2.3 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок" содержит информацию о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок и подлежит заполнению в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки.
В графе 1 "Длина, м" указывается минимальная и (или) максимальная длина земельных участков в метрах.
В графе 2 "Ширина, м" указывается минимальная и (или) максимальная ширина земельных участков в метрах.
В графе 3 "Площадь, м2 или га" указывается минимальная и (или) максимальная площадь земельных участков в квадратных метрах или гектарах.
В графе 4 "Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений" указывается расстояние от границы земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений, сооружений в метрах.
В графе 5 "Предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений" указывается предельное количество этажей зданий и (или) максимальная высота зданий, строений, сооружений в метрах.
В графе 6 "Максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка" указывается отношение суммарной площади застройки зданий, строений, сооружений к площади земельного участка в процентах.
В случае, если правила землепользования и застройки либо документация по планировке территории (при наличии) содержат информацию о том, что в границах территориальной зоны не определяется тот либо иной показатель предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, показатель предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо этот показатель не определен, в графах для заполнения показателей указывается "Без ограничений".
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что при заполнении градостроительных планов земельных участков в графах должны содержаться точные сведения в указанных единицах измерения или указано "без ограничений". Показатели, указанные в представленном в материалы дела ГПЗУ, невозможно соотнести с характеристиками здания, указанными в проектной документации. Имеющаяся в ГПЗУ ссылка на проект планировки территории не проверяема, поскольку не указаны идентифицирующие реквизиты акта, которым утвержден проект планировки территории.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что из письма Министерства строительного комплекса Московской области от 03.04.2015 N 19исх-5828/3.3 при рассмотрении вопросов подготовки, утверждения и выдачи ГПЗУ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0010205:2746, 50:15:0010205:2742, 50:15:0010205:2743 сообщается о принятии решения по доработке проекта планировки территории, представленного вместе с заявлениями об утверждении ГПЗУ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Требование заявлено о выдаче разрешения на строительство объекта расположенного на земельном участке представленным Администрацией городского округа Балашиха Московский области (далее - Администрация) ООО "Люберецкая строительная компания" по договору аренды в рамках исполнения обязательств по договору о развитии застроенной территории N 2007/1 от 04.08.2007 (далее - ДРЗТ).
Согласно ДРЗТ застройщик обязался в установленный договором срок и за свой счет и /или с привлечением средств других лиц по строительству и /или реконструкции микрорайона N 26 г. Балашихи Московской области, объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, предназначенных для обеспечения застроенной территории, а Администрация обязуется создать условия для выполнения Заявителем своих обязательств в соответствии с условиями настоящего Договора.
По истечении 9 лет с момента заключения договора ни одно из положений ДРЗТ обществом исполнено не было, что заявителем не оспаривается..
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 42.6 ГрК РФ в случае неисполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3-5 части 3 и пунктом 4 части 4 настоящей статьи орган местного самоуправления в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора.
В соответствии с частью 1 статьи 450.1 ГрК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно подпункту 1, 2 пункта 6.1 ДРЗТ установлено, что администрация в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора в случае неисполнения ООО "Люберецкая строительная компания", а равно и просрочки исполнения более чем на 6 (шесть) месяцев, обязательств, предусмотренных подпунктами 3.1.1-3.1.5 пункта 3.1 договора.
В связи с неисполнением ООО "Люберецкая строительная компания" своих обязательств, администрацией было направлено уведомление от 25.11.2016 N 26.95 исх. об одностороннем отказе от исполнения ДРЗТ.
Учитывая изложенное, ДРЗТ Администрацией расторгнут в установленном законом порядке и является недействующим, а потому у застройщика отсутствуют законные основания для осуществления строительства спорного объекта недвижимости.
Градостроительный план земельного участка принят в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
Так, место допустимого размещения зданий строений, сооружений на земельный участок заполняется в ГПЗУ в случае если действия градостроительного регламента как распространяются, так и в случае если градостроительный регламент не распространяется на рассматриваемый земельный участок.
Выданный Министерством ГПЗУ и указания в нем на необходимость установления соответствующих требований проектом планировки территории законны и обоснованы.
Законность или незаконность выдачи ГПЗУ не была предметом настоящего спора.
Предоставление государственной услуги по выдаче ГПЗУ осуществлялось Министерством совместно с Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) в Московской области" (далее - Административный регламент), утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 22.04.2015 N 269/15.
Утвержденный Администрацией проект планировки территории от 31.10.2012 N 1483/13-ПА подлежал доработке, что и было отражено в выданном застройщику ГПЗУ.
Истец не предпринял все предусмотренные законодательством меры, позволяющие выдать ГПЗУ, который содержал бы все необходимые параметры для беспрепятственного ведения строительства объекта.
Принятый ГПЗУ в установленном законом порядке Истец не обжаловал, меры по подготовке документации по планировке территории не предпринимал.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку общество не лишено было возможности оспорить в установленном порядке несоответствие между ГПЗУ и проектом планировки микрорайона.
Равным образом обществом не лишено было возможности принять меры к выдаче ГПЗУ с соответствующими параметрами.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2017 по делу N А41-53734/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.