город Ростов-на-Дону |
|
25 июня 2018 г. |
дело N А32-1188/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Новик В.Л., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Савырина Е.П., доверенность от 10.01.2018; представитель Мокрий А.Н., доверенность от 30.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу N А32-1188/2018
по иску АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"
к ответчику - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Дунюшкина П.А.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района о взыскании задолженности в размере 40462 руб. 55 коп.
Решением от 23.04.2018 иск удовлетворен, с муниципального образования Тимашевское городское поселение Тимашевского района в лице администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района за счет средств казны муниципального образования Тимашевское городское поселение Тимашевского района в пользу АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского Края" взыскано 40462 руб. 55 коп. стоимости фактических потерь электроэнергии.
Решение мотивировано тем, что в октябре 2017 года истцом поставлена электроэнергия потребителям с использованием объектов электросетевого хозяйства администрации. Потери в электрических сетях администрации за спорный период составили 6720 кВт/ч. Администрация, как владелец сетевого хозяйства, обязана оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ей объектах сетевого комплекса.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истцом не представлены доказательства в обоснование своих требований, не доказан объем потерь в заявленном размере. Истцом занижен объем электроэнергии, вычитаемой при расчете объема потерь в соответствии с пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Пояснения истца об отрицательном значении потребленной электроэнергии абонентами в связи с перерасчетом ранее предоставленного расчета потребленной электроэнергии по пункту 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 противоречат действующему законодательству. Расчет потерь производится по Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 N 442. По мнению заявителя, нормы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не могут применяться к спорным правоотношениям. Действия истца по внесению отрицательных данных о потребленной электрической энергии у 28 потребителей в объеме 6321 кВт/ч противоречат пунктам 42, 59, 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Расход электроэнергии, потребленной абонентами, не может иметь отрицательных значений. Доказательств перерасчета количества потребленной энергии потребителям не представлено. Объем электроэнергии занижен на 6321 кВт/ч, всего объем потребленной электрической энергии составляет 258597 кВт/ч, следовательно, объем потерь должен быть не более 399,65 КВт/ч (в сети передано 258998,60 кВт/ч).
Кроме того, первичная документация в дело не представлена, отсутствуют сведения о показаниях приборов учета потребителей электроэнергии. Реестр потребителей со сведениями о показаниях приборов учета составлен в одностороннем порядке. Заявитель также указал на то, что администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района на праве муниципальной собственности принадлежит следующее имущество:
- закрытая трансформаторная подстанция N 1 литер "А" мощностью 630 кВт, кадастровый номер 23:31:0312047:0:211, расположенная по адресу: г. Тимашевск, мкр. Сахарного завода, 17А;
- закрытая трансформаторная подстанция N 2 литер "А" мощностью 400 кВт, кадастровый номер 23:31:0312047:0:210, расположенная по адресу: г. Тимашевск, мкр. Сахарного завода, 12Б;
- закрытая трансформаторная подстанция N 3 литер "А" мощностью 180 кВт, кадастровый номер 23:31:0312061:0:34, расположенная по адресу: г. Тимашевск, мкр. Сахарного завода, 8А;
- закрытая трансформаторная подстанция N 4 литер "А" мощностью 250 кВт, кадастровый номер 23:31:0312063:0:70, расположенная по адресу: г. Тимашевск, мкр. Сахарного завода, 32А;
- линии электропередач ВЛ - 0,4кВ - воздушные опоры по ВЛ - 0,4кВ - 5630 п. м, кадастровый номер 23:31:0000000:0:598, расположенные по адресу: г. Тимашевск, мкр. Сахарного завода;
- линии электропередач ВЛ - 6кВ - воздушные опоры по ВЛ - 6 кВ - кабель АСБ - 3Х50; 6 кВ (от ТЭЦ до 1-й опоры за ж.д.) - 1520 п. м, кадастровый номер 23:31:0000000:0:597, расположенные по адресу: г. Тимашевск, мкр. Сахарного завода.
В октябре 2017 года АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" поставляло потребителям электроэнергию с использованием указанных выше объектов электросетевого хозяйства администрации, потери электроэнергии в электрических сетях составили 6720 кВт/ч на общую сумму 40462 руб. 55 коп.
В связи с неисполнением администрацией обязательств по оплате стоимости фактических потерь электроэнергии, АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 N 442 сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 установлен порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь.
В соответствии с пунктами 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших на объектах электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащих собственникам или иным законным владельцам, которые ограничены в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, оплачивается той организацией, которая в соответствии с договором о порядке использования таких объектов обязана приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации возникающих в них фактических потерь электрической энергии.
Согласно пункту 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений).
В силу пункта 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Как отмечено выше, при передаче электрической энергии потребителям по точкам поставки, территориально расположенным в зоне обслуживания компании, использовались объекты электросетевого хозяйства администрации, в которых в спорном периоде возникали потери.
Таким образом, администрация, как владелец сетевого хозяйства, обязана оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ей объектах сетевого комплекса в порядке и размере, установленном действующим законодательством.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что истцом не представлены доказательства в обоснование своих требований, не доказан объем потерь в заявленном размере.
Вместе с тем, в обоснование объема электроэнергии, вошедшего в сетевой комплекс в октябре 2017 года, в материалы дела представлены акты первичного учета (т. 1 л.д. 18-22).
В деле также имеется перечень потребителей жилого поселка Сахарного завода за октябрь 2017 года (т. 1 л.д. 23-46), содержащий сведения о потребителях - юридических и физических лицах, в котором указаны сведения об установленных приборах учета (тип счетчика, заводской номер), а также о начальных и конечных показаниях приборов учета и расхода конечных потребителей (потребленного объема электроэнергии).
Кроме того, в дело представлена расшифровка расчета объема фактических потерь электроэнергии за октябрь 2017 года (т. 1 л.д. 47-57).
Доказательства недостоверности указанных выше сведений администрацией в материалы дела не представлены.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом занижен объем электроэнергии, вычитаемой при расчете объема потерь в соответствии с пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, отклоняется апелляционным судом.
В данном случае, при расчете размера фактических потерь в сетях администрации АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" обоснованно исходило из общего количества поставленной в сети администрации электроэнергии за вычетом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами абонентов.
При этом, количество электрической энергии, полученной конечными потребителями (за исключением администрации), определено на основании показаний приборов учета абонентов с применением коэффициентов потерь в трансформаторах и ЛЭП, предусмотренных приложениями к соответствующим договорам энергоснабжения, заключенным между конечными потребителями и компанией.
Стоимость фактических потерь в сетях администрации определена обществом в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном порядке.
Поскольку доказательства оплаты стоимости фактических потерь электроэнергии в материалы дела не представлены, требование о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
Указанные выше выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (дела N А32-22377/2017, N А32-30940/2017, N А32-44305/2017, N А32-31173/2017 и проч.).
Довод заявителя жалобы о том, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков
Освобождение государственных органов от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием для освобождения от обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу N А32-1188/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Новик В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.