г. Москва |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А40-7023/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2018 по делу N А40-7023/18, принятое судьей Махлаевой Т.И.
по заявлению ООО "НПП "ТЕМП"
к Управление Росреестра по г. Москве
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Дмитриев В.В. по дов. от 15.01.2018; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по дов. от 21.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "НПП "ТЕМП" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Москве в приеме к рассмотрению заявления ООО "НПП "ТЕМП" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021015:101 и адресными ориентирами: г. Москва, ул. Бутырская, вл.46, оформленный уведомлением Управления Росреестра по Москве исх. N 51-30845/2017 от 12.12.2017; обязать Управление Росреестра по Москве принять заявление ООО "НПП "ТЕМП" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021015:101 и адресными ориентирами: г. Москва, ул. Бутырская, вл.46, и передать его в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2018 заявленные требования удовлетворены, поскольку суд признал их обоснованными и документально подтвержденными.
С указанным решением не согласился регистрирующий орган, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. Управление полагает, что судебный акт не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
От общества в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, не усматривает оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "НПП "ТЕМП" является собственником объектов недвижимости - зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Бутырская, д. 46 стр. 1, 2, 3, 4, то подтверждается прилагаемыми свидетельствами о государственной регистрации права собственности Общества на указанные здания от 27.10.2014 г. серии 77-АР NN 883261, 883262, N 883263, 883264.
Все вышеуказанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0021015:101 и адресными ориентирами: г. Москва, ул. Бутырская, вл.46. При этом на данном земельном участке расположены исключительно вышеперечисленные здания; какие-либо иные объекты недвижимости на этом участке отсутствуют. Здания переданы ООО "НПП "ТЕМП" прежним собственником -ОАО "НПП "Темп" им. Ф.Короткова" - по акту приемки-передачи имущества от 19.08.2014 к Договору о передаче имущества от 05.08.2014 N 2014-Н-2, которые указаны в вышеназванных свидетельствах о праве собственности в качестве оснований возникновения права собственности. ОАО "НПП "Темп" им. Ф.Короткова" является правопреемником ОАО "НПП "ЭГА", с которым Москомземом, правопреемником которого является Департамент городского имущества г. Москвы, заключен договор аренды земельного участка от 29.03.2001 N М-02-016882 (далее также "Договор аренды"). В соответствии с данным Договором аренды в аренду ОАО "НПП "Темп" им. Ф.Короткова" передан вышеуказанный земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Бутырская, вл.46 (кадастровый N 77:02:0021015:101) сроком на 49 лет.
Учитывая переход к ООО "НПП "ТЕМП" права собственности на вышеуказанные здания, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0021015:101, ООО "НПП "ТЕМП" в силу прямого указания закона (подп. 5 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 1 ст. 271, п. 2 ст. 552 ГК РФ) приобрело право пользования данным земельным участком с кадастровым N 77:02:0021015:101, на котором расположены здания по адресам: г. Москва, ул. Бутырская, д. 46 стр. 1, 2, 3, 4, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник этих строений (ОАО "НПП "Темп" им. Ф.Короткова").
В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу ст. 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ и ст. 25.5 Закона N 122-ФЗ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды). Таким образом, в силу прямого указания закона к ООО "НПП "ТЕМП" перешли права и обязанности арендатора по вышеуказанному Договору аренды, в том числе, по уплате арендных платежей, что также подтверждается направленной арендодателем по Договору аренды - Департаментом городского имущества г. Москвы - в адрес ООО "НПП "ТЕМП" претензией от 08.11.2016 N 33-6-55866/16-(0)-2 о погашении арендных платежей по Договору аренды.
Согласно условиям Договора аренды арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 77:02:0021015:101, ООО "НПП "ТЕМП" в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) обратилось 04 декабря 2017 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по вышеуказанному заявлению ООО "НПП "ТЕМП" являлось установление в отношении земельного участка с кадастровым N 77:02:0021015:101 его рыночной стоимости в размере 269 700 000 рублей 00 коп. на дату - 01.01.2016 г., по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К указанному заявлению были приложены, в том числе, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок с кадастровым N 77:02:0021015:101 и расположенных на данном земельном участке зданий, а именно: нотариально заверенная копия договора аренды от 29.03.2001 N М-02-016882 на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021015:101 и адресными ориентирами: г. Москва, ул. Бутырская, вл.46; нотариально заверенная копия дополнительного соглашения от 13 октября 2003 г. К договору аренды от 29.03.2001 N М-02-016882 на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021015:101 и адресными ориентирами: г. Москва, ул. Бутырская, вл.46; нотариально заверенная копия свидетельства серии 77-АР N 883264 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д. 46 стр. 1; нотариально заверенная копия свидетельства серии 77-АР N 883262 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д. 46 стр. 2; нотариально заверенная копия свидетельства серии 77-АР N 883263 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д. 46 стр. 3; нотариально заверенная копия свидетельства серии 77-АР N 883261 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д. 46 стр. 4.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве исх. N 51-30845/2017 от 12.12.2017, полученным 22.12.2017 г., заявителю отказано в принятии документов на Комиссию по мотиву отсутствия зарегистрированного права на указанный в заявлении объект недвижимости с кадастровым N 77:02:0021015:101.
Считая указанный отказ незаконным, заявитель обратился в суд.
В круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует положениям Закона о регистрации прав и нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно спор, оценив представленные в дело доказательства применительно к нормам материального права, регулирующего спор, коллегия считает указанный вывод суда правомерным и обоснованным.
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 13 Порядка к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в уполномоченный орган должны быть приложены: кадастровая справка о кадастровой стоимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.2011 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе, формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям, может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Между тем, как верно установил суд первой инстанции и нашло свое подтверждение в апелляционном суде, к заявлению Общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 77:02:0021015:101 был приложен полный пакет документов, предусмотренный ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, в том числе правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок с кадастровым N 77:02:0021015:101, у Комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в принятии поступивших от Общества заявления и приложенных к нему документов.
Таким образом, заинтересованное лицо не доказало законности примененных оснований для отказа в принятии заявления Общества.
Учитывая, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества, коллегия приходит к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
При таких данных, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2018 по делу N А40-7023/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.