г. Самара |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А49-9874/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Бергольц Ии Евгеньевны
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2018 года по делу N А49-9874/2017 (судья Табаченков М.В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Бергольц Ии Евгеньевны, г. Пенза, (ОГРН 307583503800073, ИНН 583516956618), к Администрации города Пензы, г. Пенза, (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области, г. Пенза, Министерства сельского хозяйства Пензенской области, г. Пенза, о признании незаконным отказа Администрации города Пензы от заключения договора размещения нестационарного торгового объекта, выраженный в письме N 4-Б-2386 от 27.04.2017; об обязании Администрации города Пензы заключить договор размещения нестационарного торгового объекта с Бергольц Ией Евгеньевной,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бергольц Ия Евгеньевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Администрации города Пензы (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области, Министерства сельского хозяйства Пензенской области (далее - третьи лица), о признании незаконным отказа Администрации города Пензы от заключения договора размещения нестационарного торгового объекта, выраженный в письме N 4-Б-2386 от 27.04.2017; об обязании Администрации города Пензы заключить договор размещения нестационарного торгового объекта с Бергольц Ией Евгеньевной.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель Бергольц Ия Евгеньевна подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
06.04.2017 предприниматель Бергольц И.Е. обратилась в Администрацию с заявлением (т.1, л. д. 23), в котором сообщила, что 27.11.2006 между заявителем и Администрацией был заключен договор аренды земельного участка N 7618 под размещение нестационарного торгового объекта. Отношения по договору находятся в стадии прекращения. Принадлежащий заявителю нестационарный торговый объект включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждённую постановлением администрации города Пензы N 470 от 09.04.2015. В связи с этим предприниматель Бергольц И.Е. просила заключить с ней договор размещения нестационарного торгового объекта.
Администрация письмом от 27.04.2017 N 4-Б-2386 отказала в заключении договора, ссылаясь на то, что такой договор может быть заключен исключительно по результатам аукциона (т.1, л. д. 24-25).
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В пределах полномочий, определённых пунктом 15 части 1 статьи 16, статьёй 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Администрация своим постановлением N 470 от 09.04.2015 утвердила Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области N 32 от 02.03.2016 утверждён Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области.
В соответствии с указанным Порядком уполномоченный орган местного самоуправления предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее - хозяйствующие субъекты) право на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определённых Схемой, в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов.
Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определённых Схемой, осуществляется на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемого по результатам аукциона, либо в случаях, установленных настоящим Порядком, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта либо определённый уполномоченным органом местного самоуправления, но не более чем на пять лет.
Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определённых Схемой, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов или по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления.
Решение о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в случаях, установленных Порядком размещения нестационарных торговых объектов, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов о заключении договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 Порядка размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок организации аукциона, а также порядок принятия решений о заключении договора на размещение нестационарных объектов торговли в местах, определённых Схемой без проведения аукциона, определён в приложении N 2 к Приказу Министерства сельского хозяйства Пензенской области N 32 от 02.03.2016.
Без проведения аукциона договор на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определённых Схемой, заключается в случае размещения передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной, рыбной, кондитерской продукции, социально значимых продовольственных товаров первой необходимости) (пункт 10 Порядка размещения нестационарных объектов торговли).
В соответствии с пунктом 12 Порядка размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в местах, определённых Схемой, с хозяйствующим субъектом при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размещение нестационарного торгового объекта, указанного в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, не соответствует положениям пункта 1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов; размещение нестационарного торгового объекта, предусмотренное в заявке, не соответствует случаю, указанному в пункте 10 Порядка; наличие решения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в указанном в заявке месте, определённом Схемой принятого ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки; наличие договора на размещение нестационарного торгового объекта в указанном в заявке месте, определённом Схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки; несоответствие заявки хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и прилагаемых документов требованиям, предусмотренным подпунктом 2.1 пункта 2 Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и принятии решений о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, утверждённого настоящим Приказом; поступление в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона заявки иного хозяйствующего субъекта о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Приказом от 04.10.2017 N 465 Министерство сельского хозяйства Пензенской области внесло изменения в Порядок N 32, предусмотрев, в частности, в качестве основания для заключения договора на размещение НТО размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, предоставленного для размещения НТО (пункт 10.2 Порядка N 32 в изменённой редакции).
Суд, исходя из анализа норм права, правомерно указал следующее.
Существовавшее до 01.03.2015 правовое регулирование вопроса размещения НТО предполагало порядок, при котором право на размещение НТО возникало у заинтересованного лица на основании оформления прав землепользования без обязательного проведения аукциона на реализацию такого права.
С 01.03.2015 реализация права на размещение НТО производится без оформления прав землепользования - на основании схемы размещения НТО.
Согласно части 3 статьи 39.36 ЗК РФ, порядок и условия размещения НТО устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким нормативным правовым актом (Порядок N 32) в качестве общего условия размещения НТО является проведения аукциона на право заключения договора на размещение НТО, за установленными исключениями.
Таким образом, по состоянию на апрель 2017 года (дату обращения предпринимателя Бергольц И.Е. с заявлением о заключении договора на размещение НТО) наличие договора аренды земельного участка с целью размещения НТО не являлось основанием для заключения соответствующего договора без проведения аукциона. Данное обстоятельство имеет место в настоящем случае в отношении предпринимателя Бергольц И.Е.
Из изменённой редакции Порядка N 32 следует, что основанием для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона является наличие действующего договора аренды земельного участка с целью размещения НТО.
Как следует из материалов дела, действие договора аренды земельного участка, на котором располагался объект нестационарной торговли, принадлежащий заявителю, было прекращено в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в июне 2017 года (л.д. 44-46). При этом прекращение арендных отношений по указанному основанию исключительно волей арендодателя и не связано с наличием объективных либо субъективных оснований для прекращения арендных отношений.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в определённом Схемой месте, без проведения аукциона, предусмотренные пунктом 10 Порядка размещения нестационарных торговых объектов.
Следовательно, оспариваемое заявителем решение ответчика основано на нормах Порядка размещения нестационарных торговых объектов и, в силу этого, не нарушает права им законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанный выше Порядок размещения нестационарных торговых объектов не признан недействующим в установленном порядке.
Действия арендодателя по прекращению арендных отношений с заявителем по настоящему делу основаны на нормах статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации и не признаны незаконными в установленном порядке.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2018 года по делу N А49-9874/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9874/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2018 г. N Ф06-38431/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Бергольц Ия Евгеньевна
Ответчик: Администрация города Пензы
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38431/18
25.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7948/18
16.04.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-9874/17
15.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30593/18
11.01.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18916/17