г. Пермь |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А71-221/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания": Мухаметшин Р.З., паспорт, доверенность от 01.11.2017;
от заинтересованного лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 апреля 2018 года по делу N А71-221/2018,
принятое судьей Валиевой З.Ш.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 18400038019, ОГРН 1151840003480)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Городская УК", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 08.12.2017 N 2 086/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 30.03.2018) оспариваемое предписание признано незаконным и на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо настаивает на законности оспариваемого предписания, поскольку на дату его вынесения обществом не были представлены документы, подтверждающие выполнение работ по дератизации в многоквартирном жилом доме по адресу г. Ижевск, ул. Машиностроителей, 75 в период с июля по октябрь 2016. Следовательно, возложение на общество обязанности по перерасчету платы за содержание и ремонт помещений в доме является обоснованным.
Общество представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, поддержанными участвующим в судебном заседании представителем, решение суда просит оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.04.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение Смирнова А.С., проживающего по адресу: г. Ижевск, ул.Машиностроителей, д. 75 кв. 39, с жалобой на ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, не предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, мытью окон в подъезде управляющей организацией - ООО "Городская УК (л.д. 80-83).
На основании приказа от 12.05.2017 N 843/06-02 Управлением в рамках лицензионного контроля в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой обществу выдано предписание от 19.05.2017 N 843/06-02. Пунктом 5 данного предписания обществу в связи с нарушением периодичности оказания услуг по дератизации и дезинсекции подвального помещения предписано произвести перерасчет по всему МКД; представить расчет произведенного перерасчета до 20.07.2017 (л.д. 87-88).
В дальнейшем Управлением в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка по исполнению предписания от 12.05.2017, по итогам которой обществу выдано предписание от 01.09.2017 N 1350/06-02, пунктом 3 которого обществу предписано произвести перерасчет платы за содержание жилья за период июль - октябрь 2016 года в связи с невыполнением работ по дератизации; предоставить расчет в срок до 27.10.2017 (л.д. 95).
08.11.2017 Управлением на основании приказа N 2086/06-02 проведена внеплановая документарная проверка по исполнению предписания от 01.09.2017 N 1350/06-02, в ходе проверки у общества запрошены документы, подтверждающие произведенный перерасчет за не оказанную услугу по дератизации, дезинсекции.
В ходе проверки установлено, что пункт 3 предписания от 01.09.2017 N 1350/06-02 заявителем не исполнен. В акте проверки от 07.12.2017 представитель общества указал, что работы выполнены, акты выполненных работ по дератизации за период с июля по сентябрь утрачены, будут представлены после восстановления (л.д. 97-98).
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 08.12.2017 N 2086/06-02, которым обществу вновь предписано произвести перерасчет платы по МКД и представить необходимые расчеты (л.д. 99).
Не согласившись с данным предписанием, общество "Городская УК" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о доказанности необходимой совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и удовлетворил заявленные обществом "Городская УК" требования.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя по делу, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении споров о признании недействительным предписаний в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствии оспариваемого предписания закону и нарушении прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
Согласно ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (п. 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса).
В ст. 20 Жилищного кодекса установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (часть 1.1.).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ, пунктами 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление ЖКХ Администрации города Ижевска осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору, наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Для осуществления возложенных на него полномочий и функций Управлению предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (ст. 20 Жилищного кодекса и ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", согласно пунктом 23 которого к работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме относится, в том числе, проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные по содержанию нормы предусмотрены пунктом 3.4.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктом 2.1 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 N 58.
На основании ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
19.05.2015 между собственниками помещений многоквартирного дома N 75 по ул. Машиностроителей и обществом "Городская УК" заключен договор управления многоквартирным домом N 39-75пМ
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 19.05.2015 с 01.06.2015 установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном Администрацией города Ижевска для муниципального фонда.
Таким образом общество "Городская УК", являясь управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по указанному адресу, обязано выполнять работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома в объеме, предусмотренном нормативными актами и договором управления, в том числе работы по дератизации помещений. При невыполнении указанных работ размер платы за содержание помещений подлежит корректировке (уменьшению).
Оспариваемым предписанием обществу предложено провести перерасчет платы в связи с невыполнением работ по дератизации в период с июля по октябрь 2016 года.
Между тем в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт выполнения работ по дератизации подвального помещения многоквартирного дома в указанный период.
Данные работы выполнены ФГУП "Профилактика" на основании заключенного с обществом "Городская УК" договора от 19.06.2015 N 1289. Факт выполнения работ подтверждается актами от 29.07.2016 N 4477, от 31.08.2016 N 5514, от 30.09.2016 N 6432, от 31.10.2016 N 7349, счетами-фактурами от 29.07.2016 N 4477, от 31.08.2016 N 5514, от 30.09.2016 N 6432, от 31.10.2016 N 7349, нарядами-справками от 25.07.2016, 23.08.2016, 21.09.2016, 07.10.2016 (л.д. 64-68).
В связи с представлением документов, подтверждающих факт выполнения работ, в акте Управления от 05.03.2018 N 163/06-02 зафиксировано исполнение предписания от 08.12.2017 N 2086/06-02 (л.д. 146).
Выполнение обществом работ по дератизации в многоквартирном жилом доме в период июль - октябрь 2016 года исключает обязанность по перерасчету платы за содержание жилья.
Следовательно, оспариваемое предписание суд первой инстанции правомерно признал недействительным.
Довод подателя жалобы об отсутствии на дату выдачи предписания документов, подтверждающих факт выполнения работ, апелляционным судом отклонен. В данном случае юридически значимым является то обстоятельство, что фактически работы по дератизации помещений были обществом выполнены в установленные сроки, что полностью подтверждено материалами дела.
Кроме того, Управлению в ходе проверки было известно о том, что общество восстанавливает документы, подтверждающие факт выполнения работ в связи с их утратой. Таким образом, Управление имело возможность в рамках проверки проверить доводы общества о выполнении работ, запросив необходимые сведения у организации, выполнившей работы - ФГУП "Профилактика".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 апреля 2018 года по делу N А71-221/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.