г. Самара |
|
29 июня 2018 г. |
А65-20077/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛАРЭН-Волга" - представителя Стрежнева Д.В. (доверенность от 02.10.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "Аксиома" - представителя Стрежнева Д.В. (доверенность от 02.10.2017),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/16),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Аксиома", общества с ограниченной ответственностью "ЛАРЭН-Волга"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2018 года по делу N А65-20077/2017 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аксиома" (ОГРН 1051641108947; ИНН 1660083132), Республика Татарстан, г. Казань,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАРЭН-Волга" (ОГРН 1131690074218; ИНН 1660192220), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714) г. Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ГУП "Агентство по государственному заказу РТ", ГАУЗ "РЦК МЗ РТ", ГАУЗ "Актанышская ЦРБ", ГАУЗ "Клиническая больница N 2", ГАУЗ "Городская поликлиника N 21",
о признании пункта 1 решения от 24.04.2017 N 05-312/2016 незаконным, об отмене постановлений по делам N А05-823/2017 от 12.07.2017 г., N А05-822/2017 от 28.06.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аксиома", г. Казань, Общество с ограниченной ответственностью "ЛАРЭН-Волга", г. Казань (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, (далее - ответчик) о признании пункта 1 решения от 24.04.2017 N 05-312/2016 незаконным, делу присвоен номер А65-20077/2017.
Также Общество с ограниченной ответственностью "Аксиома", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, об отмене постановления N ИП-05/11598 от 14.07.2017 г. по делу N А05-823/2017 о привлечении ООО "Аксиома" к административной ответственности, делу присвоен номер А65-22634/2017.
Кроме этого, Общество с ограниченной ответственностью "ЛАРЭН-Волга", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, об отмене постановления N 04-05/10957 от 05.07.2017 г. по делу об административному делу А05-822/2017 о привлечении ООО "Ларэн-Волга" к административной ответственности, делу присвоен номер А65-22240/2017.
Определениями Арбитражного суда РТ от 03.10.2017 и от 09.11.2017 вышеуказанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А65-20077/2017.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены: ГУП "Агентство по государственному заказу РТ", ГАУЗ "РЦК МЗ РТ", ГАУЗ "Актанышская ЦРБ", ГАУЗ "Клиническая больница N 2", ГАУЗ "Городская поликлиника N 21".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Аксиома", общества с ограниченной ответственностью "ЛАРЭН-Волга" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 05-318/2016 от 24.04.2017 отказано. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28.06.2017 о наложении штрафа по делу N А05-822/2017 об административном правонарушении признано незаконным в части назначения ООО "ЛАРЭН-Волга" административного наказания по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафа, превышающего 896 400 руб. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 12.07.2017 о наложении штрафа по делу N А05-823/2017 об административном правонарушении признано незаконным в части назначения ООО "Аксиома" административного наказания по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафа, превышающего 50 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Аксиома" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2018 года по делу N А65-20077/2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кроме того, с апелляционной жалобой обратилось ООО "ЛАРЭН-Волга", которое просит суд апелляционной инстанции изменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2018 года по делу N А65-20077/2017, квалификацию административного правонарушения изменить с ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ в редакции от 28.04.2017 г. на ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в редакции до 28.04.2017 г., назначить ООО "ЛАРЭН-Волга" административное наказание в виде штрафа в размере 173 000 руб.
В материалы дела поступили письменные пояснения антимонопольного органа на апелляционные жалобы заявителей, в которых Управление ФАС по РТ просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2018 года по делу N А65-20077/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В материалы дела поступил отзыв третьего лица - ГУП "Агентство по государственному заказу РТ", в котором третье лицо представило пояснения по доводам апелляционных жалоб заявителей, оставило вопрос о правомерности апелляционных жалоб на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие уполномоченного представителя третьего лица в судебном заседании апелляционного суда.
Представитель заявителей в судебном заседании апелляционного суда апелляционные жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционных жалоб заявителей по основаниям, изложенным в пояснениях, просила суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2018 года оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан (УФАС по РТ) были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в сведениях от ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее также - электронная торговая площадка), поступивших в ответе (вх. N 10486 от 16.09.2016) на запросы о предоставлении информации (исх. N ИП-05/12472 от 02.09.2016; исх. N ИП-05/12102 от 29.08.2016).
По итогам изучения информации, предоставленной ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФ АС России от 30.12.2016 г. N 02/517-к было возбуждено дело N05-312/2016 по признакам нарушения ООО "Ларэн-Волга" (ИНН: 1660192220; 420087, РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 1н) и ООО "Аксиома" (ИНН: 165807115313; 420087, РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 81) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 13 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 031130009801500007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 071120002091500029, 0311300319515000014.
По результатам рассмотрения N 05-312/2016 Комиссией УФАС по РТ 24.04.2017 принято решение следующего содержания:
"1. Признать ООО "Ларэн-Волга" (ИНН: 1660192220; 420087, РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 1н), ООО "Аксиома" (ИНН: 165807115313; 420087, РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 81) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 13 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 0311300098015000007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 0711200020915000029, 0311300319515000014.
2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.".
На основании указанного решения материалы дела были переданы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
14 июня 2017 г. в отношении ООО "Ларэн-Волга" был составлен протокол об административном правонарушении N А05-822/2017, на основании которого 28 июня 2017 г. антимонопольным органом вынесено постановление по делу N А05-822/2017 об административном правонарушении о признании ООО "Ларэн-Волга" нарушившим часть 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением к ООО "Ларэн-Волга" меры ответственности в виде административного штрафа в размере 1 792 800 руб.
14 июня 2017 г. в отношении ООО "Аксиома" был составлен протокол об административном правонарушении N А05-823/2017, на основании которого 12 июля 2017 г. антимонопольным органом вынесено постановление по делу N А05-823/2017 об административном правонарушении о признании ООО "Аксиома" нарушившим часть 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением к ООО "Аксиома" меры ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с пунктом 1 решения ответчика N 05-312/2016 от 24.04.2017, а также с постановлениями о привлечении к административной ответственности от 28.06.2017 по делу N А05-822/2017 и от 12.07.2017 по делу N А05-823/2017, заявители обратились в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом по материалам дела установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан (УФАС по РТ) были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в сведениях от ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее также - электронная торговая площадка), поступивших в ответе (вх. N 10486 от 16.09.2016) на запросы о предоставлении информации (исх. N ИП-05/12472 от 02.09.2016; исх. N ИП-05/12102 от 29.08.2016).
По итогам изучения информации, предоставленной ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФ АС России от 30.12.2016 г. N 02/517-к было возбуждено дело N05-312/2016 по признакам нарушения ООО "Ларэн-Волга" (ИНН: 1660192220; 420087, РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 1н) и ООО "Аксиома" (ИНН: 165807115313; 420087, РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 81) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 13 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 031130009801500007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 071120002091500029, 0311300319515000014.
По результатам рассмотрения указанного дела Комиссией было установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru в период с 05.03.2015 по 19.02.2016 были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми N N 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 0311300098015000007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 0711200020915000029, 0311300319515000014, предметом которых являлось соответственно:
- поставка химических реактивов;
- право заключения государственного контракта на поставку расходных лабораторных материалов для нужд ГАУЗ "РЦК МЗ РТ";
- поставка изделий медицинского назначения (расходных материалов для лабораторных исследований) для нужд ГАУЗ "Актанышская ЦРБ";
- поставка реактивов общелабораторного назначения для ГАУЗ "Городская поликлиника N 21" на 2016 год;
- поставка расходных медицинских материалов;
- поставка диагностических и расходных материалов для ГАУЗ "Клиническая больница N 2";
- поставка расходных материалов медицинского назначения для ГАУЗ "Городская поликлиника N 1";
- право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для лаборатории ГАУЗ "РЦК МЗ РТ";
- поставка химических реактивов.
Заказчиками вышеуказанных закупок являлись ГАУЗ "Городская поликлиника N 8" (0311300319516000004, 0311300319515000014), ГАУЗ "Республиканский центр крови Министерства здравоохранения РТ" (0711200020916000016, 0711200020915000029), ГАУЗ "Актанышская центральная районная больница" (0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168), ГАУЗ "Городская поликлиника N 21" (0311300273915000012), ГАУЗ "Клиническая больница N 2" (0311300098015000017, 0311300098015000016, 0311300098015000007, 0311300098015000005) ГАУЗ "Городская поликлиника N1" (0311300301615000008).
В вышеуказанных аукционах совместно приняли участие ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома". Вышеуказанные организации, подав в ходе аукционов минимальное количество ценовых предложений, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы. Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦ) составила 12 778 453, 30 руб.
Данные о реестровых номерах аукционов, начальных (максимальных) ценах торгов (далее - НМЦ), датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях и участниках сведены в таблицу N 1, которая отражена на стр. 4 оспариваемого решения.
В результате снижение по аукционам составило 1-2% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вышеуказанные аукционы состоялись в период с 23.03.2015 по 25.08.2016, по их итогам ООО "Ларэн-Волга" заключило контракты на сумму 12 626 357,60 руб.
Также Комиссией Татарстанского УФАС России были проанализированы иные аукционы в электронной форме, в которых принимали активное участие помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты. Так в электронном аукционе N 0711200012815000092 снижение составило 25, 5 % от начальной максимальной цены контракта, в электронном аукционе N 0711200025215000109 - 18,5 %, в электронном аукционе N 0711200025215000128 - 20,49 %, в электронном аукционе N0311300098015000020-25,5%.
Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" для участия в аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 0311300098015000007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 0711200020915000029, 0311300319515000014, осуществлялась с одного и того же IP-адреса 145.255.232.38.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" на дату рассматриваемых аукционов являлось соответственно:
- РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 1н;
- РТ, г. Казань, ул. Даурская, д. 20, пом. 81.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 05-312/2016 представители ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" пояснили, что в момент проведения электронных аукционов ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" располагались в одном здании по адресу: РТ, г. Казань, ул. Адмиралтейская, д. 3. Этим, по мнению ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома", объясняется совпадение IP-адреса, с которых подавались заявки на участие и предложения о цене в ходе проведения указанных электронных аукционов.
ООО "Обит" в письменных пояснениях (вх. N 6086 от 10.04.2017 г.) указало, что IP-адрес 145.255.232.38 выделен ООО "Ларэн-Волга" по договору N С-72-774 от 10.12.2014 г. Адрес предоставления услуг: РТ, г. Казань, ул. Адмиралтейская, д. 3, к. 4. ООО "Аксиома" не является абонентом ООО "Обит".
ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" был представлен договор субаренды N 1 от 11.01.2016 г. нежилого помещения площадью 6,3 кв. м. по адресу: РТ, г. Казань, ул. Адмиралтейская, д. 3., заключенный между ООО "Ларэн-Волга" (арендатор) и ООО "Аксиома" (субарендатор). Однако платежные документы, подтверждающие оплату по данному договору субаренды, ответчиками в ходе рассмотрения настоящего дела не представлены.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам.
В письменных пояснениях (вх. N 6205 от 10.04.2017 г.) ООО "Аксиома" подтвердило использование единой инфраструктуры, однако указало на то, что инфраструктура использовалась на законных основаниях.
Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Акскома", возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Также Комиссией было установлено, что при аккредитации на электронной торговой площадке ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" был указан один контактный номер телефона +7 843 5173138.
Вышеизложенное свидетельствует о следующем:
1) победителем выше указанных аукционов становился один и тог же хозяйствующий субъект (ООО "Ларэн-Волга");
2) снижение ценовых предложений в рамках проведения указанных аукционов было минимальным (1-2%), тогда как в аукционах, в которых участвовали помимо ответчиков иные хозяйствующие субъекты, снижение доходило до 25,5 %;
3) участники аукционов подавали только по одному ценовому предложению;
4) в каждом из указанных аукционов участники закупки подавали заявки с одного и того же IP адреса;
5) установлено, что указанные аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контракта, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся аналогичных действий, однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов;
6) совпадение данных, указанных ответчиками при аккредитации на ЭТП.
Более того, согласно предоставленной информации, поступившей в ответе (вх. N 10486 от 16.09.2016) на запросы о предоставлении информации (исх. N ИП-05/12472 от 02.09.2016; исх. N ИП-05/12102 от 29.08.2016), ООО "Ларэн-Волга" в период с 18.01.2016 по 25.08.2016 неоднократно подавали заявки на участие в электронных аукционах с одного и того же IP-адреса, что свидетельствует о долгосрочности и устойчивости связей, установленных между ними.
Информация о совпадающих IP-адресах при участии (подаче заявок) в электронных аукционах, заказчиками которых являются учреждения и предприятия Республики Татарстан:
Номер аукциона |
Наименование участника |
ИНН участника |
IP-адрес |
Время подачи |
0311300319516000004 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-01-26 16:11:52.523 |
0311300319516000004 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-01-26 16:18:34.613 |
0711200020916000016 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-02-19 15:56:02.570 |
0711200020916000016 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-02-24 17:30:14.933 |
0711200025215000163 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 10:03:56.603 |
0711200025215000163 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 10:08:34.333 |
0711200025215000164 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 11:29:14.653 |
0711200025215000164 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 11:30:47.800 |
0711200025215000165 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 10:30:22.283 |
0711200025215000165 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 10:39:34.350 |
0711200025215000166 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-01-1116:58:45.827 |
0711200025215000166 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-01-1117:04:15.207 |
0711200025215000167 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 15:20:04.113 |
0711200025215000167 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-01-12 15:34:23.300 |
0711200025215000168 |
ООО "ЛАРЭН-ВОЛГА" |
1660192220 |
145.255.232.38 |
2016-01-1116:24:43.850 |
0711200025215000168 |
ООО "АКСИОМА" |
1660083132 |
145.255.232.38 |
2016-01-1116:33:53.330 |
Исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, Комиссия УФАС по РТ пришла к выводу о том, что ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Таким образом, в действиях ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" усматривается:
- намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть заключение и исполнение ими соглашения;
- соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и их заведомую осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.
Антимонопольным органом установлено, что в результате достижения антиконкурентного соглашения ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка; указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата - победы в конкретных аукционах ООО "Ларэн-Волга" с ценой контракта близкой с начальной цене, избегая процедуру согласования закупки с единственным поставщиком.
Каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта, однако, будучи допущенным к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.
Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими является ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение -договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.
Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены организатором торгов, а именно конкурсной документацией.
Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка на котором ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" совершено нарушение антимонопольного законодательства определяются предметом закупок N N 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 0311300098015000007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 0711200020915000029, 0311300319515000014.
Географические границы определяется территорией, определенной также документацией об аукционах и конкурсах, и являются - местом выполнения работ на территории Республики Татарстан.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В действиях ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома", выразившихся в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 13 аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 0311300098015000007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 0711200020915000029, 0311300319515000014, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия заключенного между обществами устного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, путем отказа от конкурентной борьбы в представлении ценовых предложений в процессе определения поставщика, что недопустимо в силу положений пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аналогичные выводы изложены в Постановлении Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-АД15-18019 по делу N А40-323/2015).
При этом, суд исходит из того, что на аукционах, в которых приняли участие исключительно хозяйствующие субъекты, которым вменяется нарушение антимонопольного законодательства, снижение ценовых предложений было минимальным (1-2%), тогда как в аукционах, в которых участвовали помимо заявителей иные хозяйствующие субъекты, снижение доходило до 58 %.
Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации. В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении. Иное применение указанных разъяснений будет являться неверным толкованием норм материального права.
Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 16.03.2016) указывается, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 13 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 031130009801500007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 071120002091500029, 0311300319515000014.
Следовательно, пункт 1 оспариваемого заявителями решения является законным и обоснованным.
В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, требования обществ в данной части правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционных жалоб в данной части отклоняются апелляционным судом, поскольку наличие в действиях заявителей вменяемых нарушений Закона о защите конкуренции подтверждены материалами дела и не опровергнуты.
Как было указано выше, на основании решения УФАС по РТ от 24.04.2017 N 05-312/2016, материалы дела были переданы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
14 июня 2017 г. в отношении ООО "Ларэн-Волга" был составлен протокол об административном правонарушении N А05-822/2017, на основании которого 28 июня 2017 г. антимонопольным органом вынесено постановление по делу N А05-822/2017 об административном правонарушении о признании ООО "Ларэн-Волга" нарушившим часть 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением к ООО "Ларэн-Волга" меры ответственности в виде административного штрафа в размере 1 792 800 руб.
14 июня 2017 г. в отношении ООО "Аксиома" был составлен протокол об административном правонарушении N А05-823/2017, на основании которого 12 июля 2017 г. антимонопольным органом вынесено постановление по делу N А05-823/2017 об административном правонарушении о признании ООО "Аксиома" нарушившим часть 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением к ООО "Аксиома" меры ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Оспаривая постановления о привлечении к административной ответственности заявители указывают на то, что часть 1 статьи 14.32 КОАП РФ, действующая в редакции до 17.04.2017 предусматривала 3 альтернативных способа расчета административного штрафа. При этом, заявители указывают на необходимость применения первого способа расчета исходя из выручки, полученной от реализации товара (расходов на приобретение товара) на определенном товарном рынке, не обосновывая применение именно первого способа и основания неприменения оставшихся двух способов.
Доводы заявителя в этой части признан судом ошибочными.
Как установлено судом, 24 апреля 2017 года решением Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела N 05-312/2016 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Ларэн-Волга" и ООО "Аксиома" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 13 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0311300319516000004, 0711200020916000016, 0711200025215000163, 0711200025215000166, 0711200025215000168, 0311300273915000012, 0311300098015000017, 0311300098015000016, 0311300098015000007, 0311300301615000008, 0311300098015000005, 0711200020915000029, 0311300319515000014.
В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с решением по делу N 05-312/2016, нарушением являются действия заявителей, которые были совершены непосредственно с момента подачи заявки участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме и до момента определения победителя в указанных аукционах.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ) заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 74-ФЗ) предусматривает, что заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем - влечет административную ответственность в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ в той же редакции предусматривает, что заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.14.32 КоАП РФ образует, в том числе, заключение хозяйствующим субъектом соглашения, которое одновременно ограничивает конкуренцию и является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Факт правонарушения, вина заявителей в его совершении подтверждены материалами дела.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела в совокупности, правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителей состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.32 КоАП РФ.
Судом первой инстанции подробно исследованы и рассмотрены доводы заявителей относительно порядка применения редакций ст.14.32 КоАП РФ и определения размера штрафа. Доводы Обществ получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте. Выводы суда первой инстанции в данной части основаны на правильном применении права к установленным по делу обстоятельствам.
Наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, при этом судом размер штрафа определен с учетом положений ч.3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ и снижен в два раза. Оснований для признания назначенного судом штрафа несправедливым или несоразмерным характеру совершенного правонарушения не имеется.
Нарушений порядка привлечения обществ к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах заявителей не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу того, что при обращении в суд заявителями была уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. каждый, при том, что размер государственной пошлины при обращении в суд апелляционной инстанции по указанной категории дел составляет 1500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщикам из средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2018 года по делу N А65-20077/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аксиома" (ОГРН 1051641108947; ИНН 1660083132), Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета уплаченную по чек-ордеру от 14.03.2018 года государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛАРЭН-Волга" (ОГРН 1131690074218; ИНН 1660192220), г. Казань, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 357 от 14.03.2018 года государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.