город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2018 г. |
дело N А32-7680/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Позднышевым А.С.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: ООО "МИРРОД": представитель Бирюков Д.В. по доверенности от 29.08.2016; Министерства природных ресурсов Краснодарского края; представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.03.2018 по делу N А32-7680/2017
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "МИРРОД"
о признании отсутствующим права собственности на земельные участки,
принятое судьей Боровиком А.М.,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - истец, ТУ Росимущества в Краснодарском крае) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - ответчик, администрация) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования на земельные участки:
- с кадастровым номером 23:40:0405011:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой Бухты, участок N 513;
- с кадастровым номером 23:40:0405011:4, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 502;
- с кадастровым номером 23:40:0405011:7, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Заречная, 15;
- с кадастровым номером 23:40:0405011:10, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 526;
- с кадастровым номером 23:40:0405011:12, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Корабельная, 16;
- с кадастровым номером 23:40:0405011:13, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 521;
- с кадастровым номером 23:40:0405011:14, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 503
- с кадастровым номером 23:40:0405011:15, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 524;
- с кадастровым номером 23:40:0405011:16, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 523;
- с кадастровым номером 23:40:0405012:4, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 508;
- с кадастровым номером 23:40:0405012:5, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Корабельная, 25;
- с кадастровым номером 23:40:0405012:6, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 510;
- с кадастровым номером 23:40:0405012:7, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Прохладная, 24;
- с кадастровым номером 23:40:0405012:8, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой бухты, участок N 505;
- с кадастровым номером 23:40:0405012:9, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, район Голубой Бухты, участок N 506; об обязании снять с государственного кадастрового учета указанные земельные участки (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "МИРРОД", Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2018 исковые требования удовлетворены, поскольку спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, находятся в федеральной собственности.
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2018 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что спорные земельные участки находятся в муниципальной собственности и относятся к землям населенных пунктов, в материалах дела отсутствуют доказательства их отнесения к землям лесного фонда, правом распоряжения которых наделена Российская Федерация.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, ответчика, третьих лиц Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица ООО "МИРРОД" просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес ТУ Росимущества в Краснодарском крае поступило письмо Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры N 336ж-4805-2016 от 06.12.2016 г., из которого ТУ Росимущества в Краснодарском крае стало известно, что в соответствии с протоколом N 12 от 21.12.2006 ООО "МИРРОД" было признано победителем конкурса на предоставления земельного участка лесного фонда.
25.12.2006 г. между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ООО "МИРРОД" был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 53Б, части выделов 27, 31, выдел N 32, общей площадью 6,1 га., для осуществления рекреационной деятельности.
Земельный участок, предоставленный в аренду ООО "МИРРОД", был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 23:40:0405010:4.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 23:40:0405010:4 относится к землям лесного фонда - для осуществления рекреационной деятельности. О принадлежности земельного участка к землям лесного фонда также свидетельствует акт обследования от 27.04.2015, составленный участковым лесничим Кабардинского участкового лесничества, а также данные публичной кадастровой карты по состоянию на 03.02.2017 г.
Из земельного участка с кадастровым номером 23:40:0405010:4 Администрацией муниципального образования г-к Геленджик были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0405011:2, 23:40:0405011:4, 23:40:0405011:7, 23:40:0405011:10, 23:40:0405011:12, 23:40:0405011:13, 23:40:0405011:14, 23:40:0405011:15, 23:40:0405011:16, 23:40:0405012:4, 23:40:0405012:5, 23:40:0405012:6, 23:40:0405012:7,23:40:0405012:8, 23:40:0405012:9, расположенные по адресу: Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 53Б, части выделов 27, 31, выдел 32.
Согласно сведениям ЕГРН право собственности на указанные земельные участки принадлежит Администрации муниципального образования г-к Геленджик.
ТУ Росимущества в Краснодарском крае полагает, что принятием решения об образовании спорных земельных участков в составе земель лесного фонда без ведома их собственника - Российской Федерации, а также государственной регистрацией права муниципальной собственности на спорные земельные участки, нарушаются права и законные интересы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании отсутствующим права собственности администрации на спорные земельные участки, об обязании снять с государственного кадастрового учета указанные земельные участки.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска ввиду следующего.
Для отнесения земельного участка к категории земель лесного фонда необходимо установить, что данный земельный участок фактически используется для целей, указанных в ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу п. 6 ст. 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством. Согласно п. п. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы земель лесного фонда определяются, в том числе в соответствии с лесным законодательством. В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного кодекса. В соответствии с положениями ст. 67 - 69 ЛК РФ границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержались и в ст. ст. 72 - 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 ЗК РФ и абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов вправе распоряжаться расположенными в пределах территории соответствующих районов земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Соответственно органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться, в том числе отчуждать в собственность физических и юридических лиц земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а именно в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу прямого указания ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, по смыслу приведенных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в материалах дела имеются доказательства того, что спорные земельные участки относятся к федеральной собственности, поскольку сформированы в границах земель лесного фонда.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:40:0405010:4, расположенный по адресу: Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 53Б, части выделов 27, 31, выдел N 32 относится к землям лесного фонда - для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.07.2011 23-АИ N 916117 массив земельного участка лесного фонда Геленджикского лесничества, Кабардинского участкового лесничества, квартал 53Б является собственностью Российской Федерации.
Кроме того, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.03.2017 по делу А32-18740/2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.09.2017, в удовлетворении иска Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к ООО "Миррод" о признании отсутствующим права аренды ООО "Миррод" на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0405010:4 отказано.
Судебные инстанции при рассмотрении дела N А32-18740/2016 пришли к выводу о том, что перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов не согласован в установленном законом порядке, поскольку в генеральный план не внесены изменения относительно границ населенных пунктов.
Границы городских населенных пунктов, которые отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, устанавливаются (изменяются) путем утверждения (изменения) генерального плана городского округа. При этом включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, их арендаторов (пункт 2 статьи 83, подпункт 1 пункта 2, пункт 3 статьи 84 ЗК РФ).
Судебные инстанции признали недоказанными обстоятельства, связанные с нахождением лесного участка в фактическом владении муниципального образования в лице администрации, с утверждением и согласованием в установленном порядке изменений генерального плана города Геленджика, в результате которых лесной участок вошел в границы названного муниципального образования и переведен в категорию земель населенных пунктов. Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик до настоящего времени не утвержден.
Судебные акты арбитражных судов не должны конкурировать между собой и вступать в противоречие, тем более, если предметом рассмотрения являются по сути одни и те же спорные правоотношения с участием тех же лиц.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) полномочия по утверждению генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, предоставлены представительному органу местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом результатов публичных слушаний по проекту генерального плана (части 1, 2 статьи 24 ГрК РФ). Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае включения в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Доказательств, выполнения установленного порядка по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ответчик суду не представил, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, спорные земельные участки категории земель населенных пунктов сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет на землях лесного фонда в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства Российской Федерации, что привело к изменению площади земель лесного фонда в меньшую сторону.
Следовательно, у Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, как органа местного самоуправления, не имелось полномочий на распоряжение спорными земельными участками без согласия федерального собственника.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2018 по делу N А32-7680/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.