г. Тула |
|
30 июня 2018 г. |
Дело N А62-10143/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии в судебном заседании представителей от заявителя Волкова Е.В. (доверенность от 19.06.2018, паспорт), Безбородова В.М. (доверенность от 19.06.2018, паспорт), в отсутствие заинтересованного лица, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 по делу N А62-10143/2017, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (г. Смоленск, ОГРН 1166733069216; ИНН 6732132366) к Западному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Смоленск, ОГРН 1176733012939; ИНН 6732147796) о признании незаконным отказа в форме уведомления об отказе в предоставлении заключения от 01.11.2017 N 1060, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) в выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта, в форме уведомления об отказе в предоставлении заключения N 1340 от 27.11.2017 и о возложении на ответчика обязанности в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу выдать обществу заключение, удостоверяющее выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта на остановочный пункт, расположенный на автостанции по адресу: г.Смоленск, ул.Кашена, д.15-Б.
Решением от 23.03.2018 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Управление настаивает, что в спорном объекте, не могут постоянно находиться люди, и, следовательно, он не отвечает критериям безопасности в этой части, тогда как автостанция предполагает постоянное нахождение в ней пассажиров.
Общество по доводам жалобы возражало, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление, о времени и месте судебного заседания, извещенное надлежащим образом, явку представителей не обеспечило, в связи с чем и на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Спецпроект" является арендатором двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв.м., расположенные по адресу: г.Смоленск, ул.Кашена, д.15-Б. Указанные участки используются обществом для организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок.
Приказом Федерального дорожного агентства от 23.12.2016 N 2208 "О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры" автостанции ООО "Спецпроект" присвоена четвертая категория, и она включена в Реестр категорированный объектов транспортной инфраструктуры и транспортный средств (реестровый номер АТА0002132, уведомление от 27.12.2016).
В целях осуществления деятельности по организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок Обществом в январе 2017 года приобретено модульное здание общей площадью 171,96 кв.м., состоящие из 12 блок контейнеров БК-01; согласно техническому паспорту данное модульное здание предназначено для хозяйственного, бытового, производственного, складского, временного, жилого и другого назначения; в сертификате соответствия рег.N РОСС RU.АВ51.Н00622 (л.д.83-84) указано, что модульное здание соответствует ГОСТ 22853-86 серийный выпуск, соответствует требованиям СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", степень огнестойкости 1У, класс конструктивной пожарной безопасности С3; согласно пункту 2.3.1 ГОСТ 22853-86 расчетный срок службы мобильных зданий типа "С" - 20 лет.
В апреле 2017 года указанное здание общей площадью 172 кв.м. проектной вместимостью 25 человек, рассчитанное на средний пассажиропоток 250 человек в сутки, было смонтировано (договор подряда N 67/67-749 от 10.04.2017, акт приема-передачи некапитального строения от 18.04.2017) на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0013004:101, расположенным по адресу: г.Смоленск, ул.Кашена, д.15-Б. Данное строение имеет следующую экспликацию помещений: операционный зал (12,8 кв.м.), вестибюль (22.6 кв.м.), дежурное помещение (8,3 кв.м.), зал ожидания (41,5 кв.м.), санузел (3,0 кв.м.), санузел (4,5 кв.м.), санузел (2,2 кв.м.), комната матери и ребенка (7 кв.м.), коридор (14,0 кв.м.), теплогенераторная (1,7 кв.м.), помещение для медосмотра (12,9 кв.м.), бытовое помещение (13,2 кв.м.), административное помещение (12,9 кв.м.).
10.05.2017 общество обратилось в Управление Госавтодорнадзора о выдаче заключения, удостоверяющего выполнение условий регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, установленных в отношении остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта (далее - заключение о выполнении условий регистрации остановочных пунктов). 12.05.2017 обществу было выдано положительное заключение N 91 от 12.05.2017 о выполнении условий регистрации остановочных пунктов со сроком действия до 30.12.2017 (согласно сроку действия договора аренды земельных участков от 15.01.2017).
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N220-ФЗ) 26.06.2017 Министерством транспорта Российской Федерации Автостанция ООО "Спецпроект" внесена в единый реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с регистрационным номером 67042, что подтверждается письмом от 04.10.2017 (л.д.22).
В связи с истечением 30.12.2017 срока действия заключение N 91 от 12.05.2017 общество 31.10.2017 обратилось в Управление Госавтодорнадзора с заявлением о выдаче заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 31 Закона N220-ФЗ с приложением соответствующего пакета документов, аналогичного ранее представляемому ответчику в целях получения положительного заключения N 91 от 12.05.2017, за исключением договора аренды земельных участков (31.10.2017 ответчику был представлен договор аренды от 27.09.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0013004:101 и 67:27:0013004:104, общей площадью 995 кв.м., расположенных по адресу: г.Смоленск, ул.Кашена, д.15-Б, сроком действия на 10 лет, дата государственной регистрации договора - 11.10.2017).
Уведомлением от 27.11.2017 (исх.N 1340) управление отказало обществу в предоставлении заключения по мотивам невыполнения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона N220-ФЗ.
Полагая, что названный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в силу положений части 2 статьи 31 Закона N 220-ФЗ препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности по организации и эксплуатации автостанции как конечного и начального остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если:
1) в поселении, в границах которого расположен иной остановочный пункт, отсутствуют автовокзал, автостанция;
2) подъезд к автовокзалу, автостанции, находящимся на территории поселения, в границах которого расположен иной остановочный пункт, осуществляется по улицам и (или) автомобильным дорогам, интенсивность движения по которым превышает нормативное значение, либо пропускная способность остановочного пункта, расположенного на территории такого автовокзала или такой автостанции, недостаточна для установления данного маршрута.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 220-ФЗ остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
На основании части 3 статьи 30 Закона N 220-ФЗ посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются.
Частью 2 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" определено, что остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Статьей 31 Закона N 220-ФЗ определен порядок регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Часть 1 статьи 31 Закона N 220-ФЗ предусматривает, что регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) наличие обстоятельств, указанных в части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, - в отношении остановочного пункта, расположенного вне территории автовокзала или автостанции;
2) соответствие оборудования автовокзала, автостанции минимальным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в отношении остановочного пункта, расположенного на территории автовокзала или автостанции;
3) наличие документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих право использования объекта недвижимости в качестве автовокзала или автостанции.
Согласно части 2 статьи 31 Закона N 220-ФЗ регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления в письменной форме владельца остановочного пункта.
К заявлению о регистрации, в том числе прилагается действующее заключение органа государственного транспортного контроля, удостоверяющее выполнение условий, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1 настоящей статьи, и достоверность сведений, предусмотренных пунктом 4 части 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 31 Закона N 220-ФЗ).
Предусмотренное пунктом 1 части 4 настоящей статьи заключение предоставляется органом государственного транспортного контроля на основании заявления владельца остановочного пункта о выдаче данного заключения (часть 4 статьи 31 Закона N 220-ФЗ).
Следовательно, правовые последствия в виде возможности использования обществом остановочного пункта влечет включение данного пункта в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, который ведет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а такое включение возможно только при наличии действующего заключения Управления Госавтодорнадзора о выполнении условий регистрации остановочных пунктов.
Управлением не заявлено претензий к пакету документов общества, представленному вместе с заявлением на выдачу вышеуказанного заключения.
В основание отказа в предоставлении заключения о выполнении условий регистрации остановочных пунктов ответчик сослался на невыполнения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ.
По мнению управления такое невыполнение условий заключается в следующем: ответчик оценил объект транспортной инфраструктуры заявителя как иной остановочный пункт, а не автостанцию, а следовательно, при наличии в г.Смоленске функционирующего автовокзала ПАО "Смоленскоблпассажиртранс", расположенного по адресу: г.Смоленск, ул.Кашена, д.13 отсутствуют условия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ, соответственно отсутствуют основания для предоставления положительного заключения.
Признавая позицию управления ошибочной, суд первой инстанции верно указал следующее.
Территория автостанции заявителя соответствует минимальным требованиям к оборудованию автостанций, установленных пунктом 3 Приказа Минтранса России от 29.12.2015 N 387 "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций" (акт приема-передачи от 18.04.2017).
Минтранс России 26.06.2017 (под регистрационным N 67042) включил в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, сформированном согласно положениям Закона N220, остановочный пункт Автостанция "ООО "Спецпроект".
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отнесение объекта заявителя к иным остановочным пунктам нельзя признать правомерным и обоснованным.
Действующее на дату вынесения оспариваемого отказа законодательство не содержало положений, формально ограничивающих количество автостанций и автовокзалов в одном населенном пункте, тем более в региональном центре.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 N 480-ФЗ (вступил в силу с 29.12.2017) пункты 1, 2 части 1 статьи 30 Закона N220-ФЗ утратили силу, а часть 1 статьи 30 Закона N220-ФЗ действует в следующей редакции "Остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты."
Данные о принятии такого нормативного правового акта в Смоленской области в настоящее время отсутствуют.
Довод управления о том, что спорный объект не отвечает критериям безопасности, поскольку в нем не могут постоянно находиться люди, тогда как автостанция предполагает постоянное нахождение в ней пассажиров, судебная коллегия отклоняет ввиду его недоказанности.
Другие доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 по делу N А62-10143/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.