г. Москва |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А40-233138/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Е.В. Пронниковой, П.В. Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФНС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-233138/17, принятое судьей Н.В. Дейна (147-1933),
по заявлению ООО "Юникон-ЗСК"
к ФНС России
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Пак Д.А. по дов. от 05.10.2017; |
от ответчика: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮНИКОН-ЗСК" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФНС России с требованием о признании незаконными действий ФНС России по исключению сведений о ООО "ЮНИКОН-ЗСК" (ОГРН - 1177746068972) из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-233138/17, действия ФНС России по исключению сведений о ООО "ЮНИКОН-ЗСК" (ОГРН-1177746068972) Из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - признаны незаконными и отменены в полном объеме. Суд обязал ФНС России восстановить сведения о "ЮНИКОН-ЗСК" (ОГРН - 1177746068972) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в установленном законом порядке. Взыскано с ФНС России в пользу ООО "ЮНИКОН-ЗСК" 3 000 руб. оплаченной госпошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить.
Заявитель возражал на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-233138/17 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ООО "ЮНИКОН-ЗСК" создано в результате реорганизации в форме преобразования 27.01.2017 г.
Единственным участником ООО "ЮНИКОН-ЗСК" является ООО "ВНИИжелезобетон" (ИНН 7720366724, ОГРН 1177746045872), созданное в результате реорганизации в форме преобразования 23.01.2017 г.
Сведения об участнике заявителя включены в Реестр 10.02.2017 г., что подтверждается Сведениями из Реестра N ЮЭ9965-17-950732 от 16.02.2017 г. ООО "ВНИИжелезобетон" присвоена категория - микропредприятие.
Таким образом, ФНС, осуществив оценку показателей ООО "ВНИИжелезобетон", пришло к выводу о том, что данная организация отвечает критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства. Уже 10.02.2017, т.е. спустя 18 дней с момента образования ООО"ВНИИжелезобетон" сведения о нем были внесены в Реестр. Данные обстоятельства означают, что с момента образования единственного участника заявителя, данный участник являлся субъектом малого предпринимательства.
Из этого следует, что в момент образования ООО "ЮНИКОН-ЗСК", т.е. 27.01.2017 г. суммарная доля участия юридических лиц, не являющихся субъектам малого и среднего предпринимательства не только не превышала 49%, а составляла 0%.
По состоянию на 27.01.2017 г. единственным участником ООО "ЮНИКОН-ЗСК" является ООО "ВНИИжелезобетон", которое, в свою очередь, с момента его создания (с 23.01.2017 г.) отвечает всем критериям отнесения хозяйственного общества к субъектам малого предпринимательства, в подтверждение чего 10.02.2017 г. в Реестр внесены соответствующие сведения.
Перечисленные категории участников владельцами уставного капитала заявителя не являются.
Единственный участник заявителя признан вновь созданным микропредприятием, включенным в Реестр с 10.02.2017. Таким образом, ООО "ЮНИКОН-ЗСК" отвечает условиям отнесения хозяйственных обществ субъектам малого и среднего предпринимательства.
Органом, уполномоченным вести единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, т.е. Федеральная налоговая служба.
Ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения сведений об организациях из Реестра, урегулирован порядок действий налогового органа по исключению сведений из Реестра:
сведения, указанные в пункте 6 части 3 настоящей статьи, подлежат исключению из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа года, следующего за годом, в котором такие сведения внесены в указанный реестр (п.п. 3, п. 5, ст. 4.1);
содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (п.п. 5, п. 5, ст. 4.1);
сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых прекращена в установленном порядке, исключаются из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности юридического тина, индивидуального предпринимателя (п.п. 7, п. 5, ст. 4.1);
В период с 05.10.2017 по настоящее время заявитель продолжает являться вновь созданной организацией. По этой причине, отчетность за предыдущий год организацией не подавалась, и не могла подаваться. Деятельность ООО "ЮНИКОН-ЗСК" на момент составления настоящего заявления в установленном законом порядке не прекращена. Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для исключения сведений о заявителе из Реестра.
Исключив сведения о заявителе из Реестра, Федеральная налоговая служба нарушила требования ст.ст. 4-4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
В данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так, в ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения сведений об организациях из Реестра, урегулирован порядок действий налогового органа по исключению сведений из Реестра.
Для исключения сведений об организации из Реестра должна быть одна из следующих причин:
1) В отношении сведений, указанных в пункте 6 части 3 настоящей статьи (т.е. сведений о наличии у юридического лица статуса вновь созданной организации) - наступление нового отчетного периода, в котором Реестр подлежит обновлению. Такие сведения, подлежат исключению из Реестра 10 августа года, следующего за годом, в котором такие сведения внесены в указанный реестр (п.п. 3, п. 5, ст. 4.1);
2) В отношении всех сведений об организации - наличие нарушения обязанности по представлению отчетности в компетентные органы за предшествующий отчетный период (в рассматриваемой ситуации за 2016 г.). В таком случае сведения об организации полностью исключаются из Реестра 10 августа текущего календарного года (п.п. 5, п. 5, ст. 4.1);
3) В отношении всех сведений об организации - наличие факта прекращения деятельности организацией. В таком случае сведения об организации полностью исключаются из Реестра 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором деятельность прекращена (п.п. 7, п. 5, ст. 4.1).
В период с 05.10.2017 г. по настоящее время заявитель продолжает являться вновь созданной организацией (срок исключения из Реестра сведений о данном статусе наступит 10.08.2018 г.) В 2016 г. заявитель деятельность не вел. По этой причине, отчетность за 2016 г. организацией не подавалась, и не могла подаваться. Деятельность ООО "ЮНИКОН-ЗСК" на момент составления настоящего заявления в установленном законом порядке не прекращена. Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для исключения сведений о заявителе из Реестра.
Исключив сведения о заявителе из Реестра, Федеральная налоговая служба нарушила требования ст.ст. 4-4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ, акционерное общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Налоговый орган утверждает, что в момент образования единственным участником заявителя являлась организация ОАО "ВНИИжелезобетон".
Это утверждение несостоятельно, поскольку на момент создания заявителя (т.е. 27.01.2017 г.) ОАО "ВНИИжелезобетон" уже прекратил своё существование (с 23.01.2017 г.). Полагаем очевидным, что несуществующая организация не может являться участником общества с ограниченной ответственностью. Данные обстоятельства находят свое подтверждение в выписках из ЕГРЮЛ и Листах записи ЕГРЮЛ о создании и прекращении юридических лиц приложенных в материалы дела.
Т.о. по состоянию на 27.01.2017 г. единственным участником ООО "ЮНИКОН-ЗСК" является ООО "ВНИИжелезобетон", которое в свою очередь с момента его создания (с 23.01.2017 г.) отвечает всем критериям отнесения хозяйственного общества к субъектам малого предпринимательства, в подтверждение чего 10.02.2017 г. в Реестр внесены соответствующие сведения.
Заявитель представил в материалы дела таблицу, содержащую сведения о хронологии событий 2017 г., связанных с реорганизацией заявителя и его участника. Из данной таблицы также следует вывод, что состав участников определен заинтересованным лицом ошибочно.
ООО "ЮНИКОН-ЗСК" создано в результате реорганизации в форме преобразования 27.01.2017 г.
Единственным участником заявителя является ООО "ВНИИжелезобетон" (ИНН 7720366724, ОГРН 1177746045872), созданное в результате реорганизации в форме преобразования 23.01.2017 г.
Сведения об участнике заявителя включены в Реестр 10.02.2017 г., что подтверждается Сведениями из Реестра N ЮЭ9965-17-950732 от 16.02.2017 г. Участнику заявителя присвоена категория - микропредприятие.
Таким образом, ФНС, осуществив оценку показателей участника заявителя, пришло к выводу о том, что данная организация отвечает критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства. Уже 10.02.2017, т.е. спустя 18 дней с момента образования участника заявителя сведения о нем были внесены в Реестр. Данные обстоятельства означают, что с момента образования участник заявителя являлся субъектом малого предпринимательства.
Из этого следует, что в момент образования заявителя т.е. 27.01.2017 г. суммарная доля участия юридических лиц, не являющихся субъектам малого и среднего предпринимательства не только не превышала 49%, а составляла 0%.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
В ст.ст. 17-25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлены меры поддержки организаций, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и предпринимательства.
Ст. 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлена обязанность государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства.
Постановление Правительства РФ от 1 1.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малою и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждено Положение "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объем", п. 5-5 (3) установлены требования к минимальному объему закупок проводимых среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, законодательством установлены специальные меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса. Отсутствие заявителя в Реестре негативно сказывается па его хозяйственной деятельности, нарушает права на получение льгот и иных мер поддержки, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, нарушает его права как поставщика товаров, работ и услуг в контрактной системе Российской Федерации.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-233138/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.