г. Владивосток |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А51-6268/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальводоканал",
апелляционное производство N 05АП-3847/2018
на решение от 08.05.2018
судьи Галочкиной Н.А.
по делу N А51-6268/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2721168170, ОГРН 1092721003605)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дальводоканал" (ИНН 2540190399, ОГРН 1132540003970)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 28.02.2018 N 0ЗП-39-18,
при участии:
от ООО "Дальводоканал" - Дубровина И.В., доверенность от 13.03.2017 сроком на 3 года, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Ростехнадзор, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дальводоканал" (далее - общество, ООО "Дальводоканал") к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по протоколу об административном правонарушении от 28.02.2018 N 0ЗП-39- 18.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2018 требования управления удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Дальводоканал" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы оспаривает вывода суд первой инстанции об отсутствии доказательств согласования с Гарантирующим поставщиком предоставления государственной или муниципальной гарантии. Указывает, что в уведомлении N 604-13-834 от 26.06.2017 ПАО "ДЭК" требовал представить банковскую гарантию, и именно неисполнение данного обязательства было вменено обществу в вину. Таким образом, предоставление государственной или муниципальной гарантии, либо обеспечение исполнения обязательства иным способом, ПАО "ДЭК" от общества не требовал.
Поясняет, что ООО "Дальводоканал" является неплатежеспособным лицом, что подтверждается справками из банков о наличии арестов на счетах, что исключает предоставление гарантии банком.
Отмечает, что в протоколе об административном правонарушении от 28.02.2018 N 0ЗП-39- 18 указана не дата обнаружения правонарушения, а дата уведомления ОАО "ДЭК" N 604-13-834.
Помимо прочего, по мнению общества, у суда имелись основания для применения статьи 4.1.1. КоАП РФ, поскольку непредставление в материалы дела доказательств о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в действиях ответчика само по себе означает, что такой угрозы не существует.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу без его участия.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании заявления Публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК"), поступившего 12.09.2017 вх. N А74-9160 в Ростехнадзор, была проведена проверка, по результатам которой установлено нарушение потребителем электрической энергии ООО "Дальводоканал" установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, сопряженное с неисполнением обязательств по их оплате, а именно, положений пункта 6 статьи 38 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Заявителем установлено, что ООО "Дальводоканал", являющимся Потребителем услуг по передаче электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, с ПАО "ДЭК", являющимся Гарантирующим поставщиком, заключен договор энергоснабжения от 01.08.2015 N Д0391, в редакции дополнительного соглашения от 01.10.2015 к нему, предметом которого является продажа Гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) самостоятельно или через привлечение третьих лиц Потребителю, а также оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, который в свою очередь взял на себя обязанность оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.2.1 договора Гарантирующий поставщик имеет право требовать своевременной оплаты за потребленную электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю в соответствии с условиями настоящего договора.
Положениями пункта 2.2.2 договора Гарантирующему поставщику предоставлено право инициировать введение ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе, обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными сроками платежа, если это привело к образованию задолженности Потребителя перед Гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам Потребителя не менее чем за один период между установленными настоящим договором сроками платежа.
Потребитель согласно пункту 3.1.1 договора обязан оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а именно главой 6 договора, согласно пункта 6.1 которой, расчетным периодом является один календарный месяц (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца) и обязательство по оплате считается исполненным в день поступления денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика (пункт 6.5 договора).
В соответствии с пунктом 8.1 договора стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, в случаях и порядке, определенных законодательством РФ и настоящим договором.
Согласно Приложению N 3 к договору энергоснабжения от 01.08.2015 N Д0391 "Перечень точек поставки и измерительных комплексов, по которым производится расчет за потребленную электрическую энергию (мощность)" поставка электрической энергии осуществляется на следующие объекты ООО "Дальводоканал", расположенных в г. Дальнереченск: канализационные очистные сооружения (далее - КОС) "город" (ул. Постышева, д. 67), КОС "ЛДК" (ул. Строительная, д. 1 а), канализационная напорная станция (далее - КНС) N 5 (ул. Уссурийская, д.86), КНС N 1 (ул. Героев Доманского, д. 49б), КНС N 2 (ул. Дальнереченская, д. 616), КНС N 3 (ул. Красногвардейская, д. 22), КНС N 4 (ул. Героев Доманского, д. 8а), КНС N 6 (ул. Уткина, д. З), КНС N 7 (пер. Прямой, д. 7а), КНС N 8 (ул. Уткинская, д. 22), КНС N 1 "ЛДК" (ул. Пушкина, д. 9а), КНС N 2 "ЛДК" (ул. Владивостокская, д.5/1), КНС N 3 "ЛДК" (ул. Полевая, д. 43), водопроводно-напорная станция (ул. Краснофлотская, д. 18), водоочистная станция (ул. Проточная), водопроводно-напорная станция "1 подъем" (ул. Проточная), КНС б/н (ул. 30 лет ВЛКСМ).
В соответствии с пунктом 1 постановления администрации Дальнереченского городского округа от 17.03.2014 N 302 в редакции постановления от 08.04.2014 N 380, ООО "Дальводоконал" определено на территории Дальнереченского городского округа гарантирующей организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения с 01.04.2014.
Согласно акта сверки расчетов от 15.04.2017 N 546 за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, акта сверки расчетов от 16.06.2017 за период с 01.04.2017 по 31.05.2017, согласованных между ООО "Дальводоконал" и ПАО "ДЭК" и оформленных к договору энергоснабжения от 01.08.2015 N Д0391, а также справки по задолженности от 12.09.2017 N 604-02-1270, оформленной ПАО "ДЭК" по состоянию на 12.09.2017, общество не исполнило надлежащим образом обязательства по оплате электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения и имеет непогашенную задолженность перед ПАО "ДЭК" за период: февраль - май 2017 г. в размере 2 393 711,53 руб., в связи с чем, ПАО "ДЭК" направлено ООО "Дальводоконал" уведомление от 26.06.2017 N 604-13-854, в котором сообщило об имеющейся указанной задолженности, равной двойному размеру среднемесячной величины обязательства Потребителя по оплате электрической энергии (мощности) и указало на обязанность общества предоставить ПАО "ДЭК" обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии - банковской гарантии на сумму 2 393 711,53 руб. в течение 60 дней с момента получения данного уведомления.
Уведомлением ПАО "ДЭК" предупредило, что в соответствии с пунктом 264 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 в редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2017 N 139 в случае не исполнения Потребителем в указанный срок данной обязанности и не оплатой в полном объеме задолженности, ПАО "ДЭК" будут направляться документы в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для привлечения общества к административной ответственности за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Уведомление от 26.06.2017 N 604-13-854 получено ООО "Дальводоконал" 26.06.2017, но в течение 60 календарных дней со дня его получения обществом не было представлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), что послужило основанием для обращения ПАО "ДЭК" с заявлением в Ростехнадзор.
По итогам рассмотрения материалов проверки государственный инспектор Ростехнадзора пришел к выводу о наличии в деянии ООО "Дальводоканал" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, в связи с чем, в присутствии законного представителя ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2018 N ОЗП-39-18.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, Ростехнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, приложив протокол об административном правонарушении от 28.02.2018 N ОЗП-39-18 и иные материалы проведенной в отношении общества проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении общества к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Арбитражный суд Приморского края при рассмотрении дела пришел к выводам о наличии в действиях ООО "Дальводоконал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, об отсутствии оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1. КоАП РФ, и назначил обществу административный штраф в размере 100 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401).
Дальневосточное управление Ростехнадзора является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и осуществляет согласно пункта 4.3 Положения о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 N 783 государственный энергетический надзор в установленной сфере деятельности.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по ее оплате в соответствии с установленными договором сроками платежей.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения выступает потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен главой XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442, Основные положения N 422), в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2017 N 139.
В соответствии с пунктом 255 Основных положений N 442, потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
В силу пункта 256 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанное уведомление должно содержать следующую информацию: размер задолженности потребителя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности); величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем гарантирующему поставщику; срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности); срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 258 Основных положений потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 259 Правил N 442 срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В силу абзаца 4 пункта 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ в случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов, отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (пункт 2 приложение к Правилам N 442).
Судом установлено, что постановлением администрации Дальнереченского городского округа от 17.03.2014 N 302 в редакции постановления от 08.04.2014 N 380, ООО "Дальводоконал" определено на территории Дальнереченского городского округа гарантирующей организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения с 01.04.2014 и относится к категории организаций, ограничение режима которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Согласно пункту 260 Правил N 442 по согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором. Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 Правил N 442, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
Из материалов дела следует, что наличие задолженности ООО "Дальводоконал" перед ПАО "ДЭК" в размере 2 393 711,53 рублей за период: февраль - май 2017 года, подтверждается актами сверки взаимных расчетов от 15.04.2017 N 546 за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, от 16.06.2017 N 1397 за период с 01.04.2017 по 31.05.2017, подписанных сторонами договора энергоснабжения от 01.08.2015 N Д0391, а также счетом-фактурой от 28.02.2017 N 2631/3/08 на сумму 846 531,98 руб., счетом-фактурой от 31.03.2017 N 4827/3/08 на сумму 853 190,83 руб., счетом-фактурой от 30.04.2017 N 6424/3/08 на сумму 691 988,72 руб., счетом-фактурой от 31.05.2017 N 8638/3/08 на сумму 676 082,33 руб. и справкой от 12.09.2017 N 604-02-1270, оформленными ПАО "ДЭК"
В адрес общества было направлено уведомление N 604-13-854 от 26.06.2017 о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии - банковскую гарантию на сумму 2 393 711,53 рублей в течение 60 дней с момента получения данного уведомления. Уведомление было получено обществом 26.06.2017.
В указанный срок общество обеспечение исполнения обязательств ПАО "ДЭК" не предоставило, обязательства по оплате электрической энергии, неисполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, в установленный срок в полном объеме не исполнило, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ПАО "ДЭК" не требовал от общества предоставление государственной или муниципальной гарантии, либо обеспечение исполнения обязательства иным способом, коллегией не принимаются во внимание, поскольку согласно абзацу 7 пункта 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ по согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором. Аналогичная норма закреплена в абзаце 2 пункта 260 Постановления Правительства от 04.05.2012 N 442. Таким образом, отсутствие указания в уведомлении ПАО "ДЭК" на возможность применения иных способов обеспечения исполнения, не свидетельствуют о невозможности их согласования. Помимо прочего, суд первой инстанции обосновано указал на отсутствие со стороны общества доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения им положений пункта 260 Правил N 442, снимающих с него обязанность по предоставлению обеспечения исполнения обязательств.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе договором энергоснабжения от 01.08.2015 N Д0391, уведомлением от 26.06.2017 N 604-13-854, протоколом об административном правонарушении от 28.02.2018 N ОЗП-39-18, иными материалами административного дела.
В силу часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По правилам части 2 статьи 2.2 Кодекса административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Доказательств принятия ООО "Дальводоконал" всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение указанного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о неплатежеспособности общества коллегией отклоняются, кроме того общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность, то есть осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, не приняло всех необходимых мер по соблюдению установленной законом обязанности, направленной на усиление мер ответственности субъектов энергоснабжения. Имея возможность для исполнения публично-правовой обязанности, общество не приняло необходимых мер для недопущения правонарушения.
Коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, что представленные обществом справки кредитных организаций подтверждают лишь информацию об остатках на счете на конец одного операционного дня 30.03.2018 и не могут быть признаны документами, подтверждающими затруднительное финансовое положение ООО "Дальводоканал", препятствующее уплате задолженности.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судом также не установлено.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Дальводоконал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, и, соответственно, оснований для привлечения данного юридического лица к административной ответственности по этой статье КоАП РФ.
Следовательно, у управления имелись законные основания для составления в отношении общества по факту выявленных нарушений протокола об административном правонарушении от 28.02.2018 N 0ЗП-39-18, квалифицирующего его действия (бездействия) по статье 14.61 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, протокол об административном правонарушении в отношении общества вынесен Ростехнадзором с соблюдением установленных частью 1 статьи 28.3, частью 1 статьи 23.30 КоАП РФ порядка и в пределах представленных ему полномочий, с соблюдением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об обратном коллегией отклоняются, как не подтвержденные. Ссылка в протоколе от 28.02.2018 на дату уведомления ПАО "ДЭК" свидетельствует о том, что на данную дату обнаружены нарушения обществом обязательных норм и правил, так как правонарушение является длящемся.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, с чем судебная коллегия согласна. Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения как малозначительного, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При назначении административного наказания судом были приняты во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, такие как совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ впервые.
Оценив возможность применения положений пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем оснований для применения пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Оценив довод общества о необходимости применения статьи 4.1.1. КоАП, коллегия также не находит правовых оснований для применения положений названной статьи.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь принципами соразмерности, справедливости, индивидуализации и разумности наказания, суд первой инстанции обоснованно, учитывая совершение правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, посчитал возможным применить к ООО "Дальводоконал" минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 14.61 КоАП РФ для юридических лиц, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2018 по делу N А51-6268/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.