г. Пермь |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А50-3978/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В. Г.,
рассмотрел, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамск и Соликамском районе Пермского края,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 13 апреля 2018 года,
по делу N А50-3978/2018
вынесенное судьей Герасименко Т.С.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамск и Соликамском районе Пермского края (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к Федеральному казенному учреждению "Объединение исправительных колоний N 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025901972480, ИНН 5919001345)
о взыскании финансовых санкций в размере 41 500 рублей,
установил:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамск и Соликамском районе Пермского края (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Объединение исправительных колоний N 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - заинтересованное лицо, учреждение) о взыскании финансовых санкции в сумме 41 500 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 апреля 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Управление несогласно с выводами суда об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, в виду реализации лицом права на исправление ранее поданных сведений индивидуального (персонифицированного) учета; вместе с тем в рассматриваемом случае имеет место дополнительное предоставление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, следовательно, положения п. 39 Инструкции N 766н для освобождения страхователя от ответственности в рассматриваемом случае применены быть не могут. Как полагает управление, после установленного срока предоставление сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М с типом формы "доп" в отношении лиц, сведения о которых не отражены в форме СЗВ-М с типом "Исход" за соответствующий отчетный период календарного года не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений) в соответствии со ст. 15 закона N 27-ФЗ, а свидетельствует о нарушении установленных Законом сроков.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением проведена камеральная проверка представленных Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом "отменяющая" на 83 застрахованных лиц за ноябрь 2016 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока их представления (при сроке представления не позднее 10.12.2016, сведения фактически представлены 16.05.2017).
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 03.07.2017 N 203S18170024335, в котором предлагалось привлечь Учреждение к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ).
11.08.2017 по результатам рассмотрения материалов проверки заявителем вынесено решение N 203S19170030424, которыми заинтересованное лицо привлечено к ответственности по статье 17 закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 41 500 руб.
Требованием от 07.09.2017 заинтересованному лицу предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 26.09.2017.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением о взыскании финансовой санкции.
Судом в удовлетворении требований заявленных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации отказано.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что Учреждение первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2016 года 09.12.2016, то есть в установленный срок.
В связи с направлением уведомления от 19.04.2017 N 2284/49 о необходимости устранить расхождения между ежемесячной отчетностью по форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2016 года с разделом 6 РСВ-1 за отчетный период 2016 год, Учреждением 16.05.2017 представления индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "отменяющая" на 83 застрахованных лица.
Осуществив проверку поданных 16.05.2017 индивидуальных сведений, управление пришло к выводу о пропуске установленного для сдачи отчётности срока (не позднее 10.12.2016) в отношении 83 застрахованных лиц, в связи с чем, вынесло решение от 11.08.2017 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 41 500 руб.
Освобождая общество от ответственности, суд первой инстанции, указал, что страхователь исправил ошибку после получения от фонда уведомления о выявленных расхождениях, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя.
В соответствии с положениями статьи 15 закона 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В корреспонденции с указанными положениями статей 15, 16 закона N 27-ФЗ пунктом 41 ранее действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - инструкция N 987н), предусматривалось, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ), действовавшего в проверенный период, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.
При этом виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 42 закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 43 закона N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. При этом, перечень обстоятельств не является исчерпывающим, так как к ним относятся иные (не перечисленные в указанной норме) обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ, можно не применять.
Обоснованность изложенной позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, от 07.10.2014 N 302-КГ14-1962, от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896).
Как полагает Управление, после установленного срока предоставление сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М с типом формы "доп" в отношении лиц, сведения о которых не отражены в форме СЗВ-М с типом "исход" за соответствующий отчетный период календарного года не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений) в соответствии со ст. 15 Закона N 27-ФЗ, а свидетельствует о нарушении установленных Законом сроков.
Вместе с тем вопреки доводам жалобы исходные сведения о застрахованных лицах за ноябрь 2016 года направлены учреждением в установленный пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена должником путем направления корректирующих сведений.
При этом, суд отмечает, что корректирующие сведения представлены в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления (почтовое отправление с идентификатором 618554027046813 получено 10.05.2017, сведения представлены 16.05.2017).
Однако, привлекая общество к ответственности, фонд данные обстоятельства не исследовал. При этом апелляционный суд отмечает, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, установившая 5 рабочих дней на устранение расхождений, вступила в силу лишь 19.02.2017 (в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
Таким образом, фонд при направлении страхователю уведомления от 19.04.2017 неправомерно установил обществу 5-дневный срок на устранение недостатков вместо 2-недельного.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности не подтверждена, суд первой инстанции правомерно отказал управлению в удовлетворении его требований о взыскании в судебном порядке со страхователя финансовых санкций.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 апреля 2018 года по делу N А50-3978/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3978/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ И СОЛИКАМСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ N 2 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"