2 июля 2018 г. |
А79-13822/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.04.2018
по делу N А79-13822/2017,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 14.09.2017 N 05-04/6901,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - Тимофеева А.Н. по доверенности от 02.03.2018 N 88 сроком действия до 31.12.2018,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - Сергеевой К.В. по доверенности от 27.11.2017 N 01-46/8858 сроком действия до 31.12.2018,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.09.2017 года N 05-04/6901.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 17.04.2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.
В судебном заседании представители Управления и Министерства в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что антимонопольный орган запросил у Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики следующие документы и информацию: заверенную копию территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике; информацию относительно вынесенной схемы (информация о проведении публичных слушаний, с указанием источника опубликования, протокол слушаний и прочес); полный пакет документов, на основании которых утверждена схема.
По итогам рассмотрения информации, в соответствии с установлением в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2016 N 1036), содержащего признаки ограничения конкуренции в утверждение единственной зоны утилизации по обращению с отходами на территории Чувашской Республики, Управление на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдало предупреждение от 14.09.2017 N 05-04/6901 о необходимости прекращения признаков нарушения в срок до 16.11.2017 путем внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", увеличив количество зон утилизации по обращению с отходами на территории Чувашской Республики.
Не согласившись с предупреждением, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и исходил из того, что антимонопольный орган не доказал законность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, которая определяет порядок и основания выдачи Предупреждения в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается указанным лицам в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.
Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Предупреждение должно содержать:
1) выводы о наличии оснований для его выдачи;
2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение;
3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Порядок выдачи предупреждения и его форма утверждаются федеральным антимонопольным органом.
В силу частей 4, 5 и 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение антимонопольного органа должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
В данном случае антимонопольный орган пришел к выводу о том, что утвержденная Министерством Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике, имеет прямое влияние на состояние конкуренции на товарном рынке по утилизации отходов на территории Чувашской Республики, так как фактически определяет единственную зону утилизации по обращению с отходами.
Из содержания статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (часть 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Действительно, на территории субъекта могут осуществлять деятельность и несколько региональных операторов, о чем говорит и статья 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в новой редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела).
Так, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Вместе с тем, данная формулировка также и не исключает, что на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, может осуществляться и единственным региональным оператором.
Понятие регионального оператора установлено в статье 1 данного закона, которым является юридическое лицо, в обязанности которого входит заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности данного оператора.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 5 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно статье 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Таким образом, выбор на конкурсной основе оператора, осуществляющего деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, работке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на определенной территории с наделением его соответствующими полномочиями, предусмотренных законом не может быть признан действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а, следовательно, не имеет признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами) (пункт 1 статьи 13.3).
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов (пункт 3 статьи 13.3).
Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики была утверждена "Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике", в соответствии с которой сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться Региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой обращения с отходами.
При этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации, а также, установлено три сценария Территориальной схемой обращения с отходами с возможностью внесения изменений в каждый из них:
1. "Текущий".
2. "Альтернативный с 2017 года".
3. "Перспективный с 2017 года".
Каждый сценарий отражает нанесенные на него источники образования ТКО, объекты сбора, накопления, обезвреживания, обработки, утилизации (использования), размещения отходов, места, подлежащие рекультивации, мусороперегрузочные станции, мусоросортировочные станции, субъекты транспортирования, операторов, пунктов приема черного и цветного металлов, пункты приема вторсырья, нелегальные объекты размещения, места сбора и накопления ТКО, показывает схемы потоков и связи с операторами.
Содержание сценариев подлежит регулярной актуализации путем внесения изменений пользователями.
Сценарий "Текущий" отражает существующую модель схемы потоков ТКО. На данном сценарии видно, что ТКО в настоящее время подлежат размещению на объектах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вариант развития сценария "Альтернативный с 2017 года" возможен при продолжении функционирования существующих объектов размещения отходов, но при условии выполнения требований пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому с 01.01.2017 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации. Выполнение указанных требований возможно при организации и развитии системы раздельного накопления ТКО, а также развития системы обработки отходов - предварительной подготовки отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Вариант сценария "Перспективный с 2017 года" предполагает наличие и функционирование девяти мусороперегрузочных станций, расположенных в г. Чебоксары, Цивильском районе, Моргаушском районе, Канашском районе, Вурнарском районе, г. Шумерля, г. Алатырь, Батыревском районе и Козловском районе. При этом потоки от всех мусороперегрузочных станций направляются в мусоросортировочный комплекс в г. Новочебоксарск (МПС г. Чебоксары с элементами сортировки) с дальнейшим размещением отходов на межмуниципалном полигоне ТКО в г. Новочебоксарск. Одновременно данный сценарий предполагает закрытие существующих объектов размещения ТКО и их дальнейшую рекультивацию.
Реализация перспективного сценария с 2017 года позволит организовать систему утилизации отходов, в состав которых входят полезные компоненты, поэтому данный сценарий определен основным перспективным и рассматривается в данном проекте подробно по каждой зоне.
Выбор направления потоков ТКО в перспективном сценарии с 2017 от сельских поселений обусловлен возможностью попутного охвата других соседних сельских поселений по пути транспортирования ТКО к мусороперегрузочной станции, а также расстоянием до самой МПС. Также учтено предпочтительное взаимодействие по транспортированию ТКО сельских поселений одного района.
Таким образом, "Перспективный с 2017 года" сценарий Территориальной схемы обращения с отходами предполагает организовать систему утилизации отходов, в состав которых входят полезные компоненты и дальнейшее их размещение на межмуниципальном полигоне ТКО в г. Новочебоксарск.
При этом суд отмечает, что в "Перспективном с 2017 года" сценарии на данный момент предполагается не единственная зона "утилизации" отходов, а единственный полигон ТКО в г. Новочебоксарске по их "размещению".
Так, Федеральный закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" различает эти два понятия: "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов, а "утилизация отходов" - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
То обстоятельство, что Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике предполагает закрытие существующих объектов размещения ТКО и их дальнейшую рекультивацию, направлено на поэтапный вывод из эксплуатации объектов размещения отходов, которые перестают отвечать санитарно-экологическим требованиям, достигнув предела своего заполнения.
Кроме того, возможность внесения корректировок в Территориальную схему с 01.01.2017 предусмотрена законодательством (пункт 4 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ), соответственно, это может повлечь в дальнейшем как уменьшение объектов размещения отходов, так и его увеличение в соответствии с экологическими, технологическими требованиями.
В настоящее время ни один из действующих объектов размещения отходов не закрыт, их закрытие административным органом (как установлено в судебном заседании) не планируется и возможно только в случае их несоответствия требованиям законодательства.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции, что свидетельствует об отсутствии основания для выдачи ему оспариваемого предупреждения.
Оспариваемое предупреждение выдано уполномоченным органом, но не соответствуют положениям Закона о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы Министерства в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление Министерства.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
Апелляционная жалоба антимонопольного органа признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.04.2018 по делу N А79-13822/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.04.2018 по делу N А79-13822/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.