2 июля 2018 г. |
А43-1155/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зефс-Энерго" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Памирская, д. 11; ОГРН 1045207243773, ИНН 5258049909)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2018 по делу N А43-1155/2018,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зефс-Энерго" о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2016 N 2051-ФАС52-03/17 о привлечении к административной ответственности и представления от 26.12.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Зефс-Энерго" - Малышева К.А. по доверенности от 18.05.2018 сроком действия до 31.12.2018,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Сажина В.В. по доверенности от 18.12.2017 N МТ-03/8702 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зефс-Энерго" (далее - ООО "Зефс-Энерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) от 26.12.2017 N МВ-03/8971 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представления от 26.12.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Черемных Елена Геннадьевна (далее - Черемных Е.Г.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2018 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Зефс-Энерго" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что в его действиях отсутствуют событие и состав вмененного правонарушения, а также, что выданное представление фактически является не исполнимым, а также имеет признаки предписания.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Черемных Е.Г. о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явилась, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что гражданка Черемных Е.Г. обратилась в Управление с жалобой на неправомерные действия ООО "Зефс-Энерго", выразившиеся в требовании необоснованно высокой платы по договору на технологическое присоединение объекта: станции обезвреживания сточных вод, расположенной по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, ул.Лермонтова, д.20, к электрическим сетям.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, 22.11.2017 уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении ООО "Зефс-Энерго" протокол N 2051-ФАС52-03/17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
25.12.2017 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление N 2051-ФАС52-03/17 о привлечении ООО "Зефс-Энерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде предупреждения.
Одновременно 25.12.2017 Обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с принятым административным органом постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения в действиях Общества, соблюдения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, а также наличия оснований для выдачи представления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее -Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные данными Правилами.
В пункте 7 Правил установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Согласно пункту 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу пункта 15 Правил в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
В подпункте "а" (2) пункта 25 Правил определено, что в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Согласно пунктам 16, 17 Правил договор должен содержать существенные условия, в том числе, размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Между тем, в силу пункта 25 (1) Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе, обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
Пунктом 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими правилами.
Как установил суд первой инстанции, Черемных Е.Г. обратилась в ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" с заявкой о технологическом присоединении своего объекта (станция обезвреживания сточных вод), расположенного по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, ул.Лермонтова, д.20.
В ответ на указанную заявку ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" в ее адрес направило проект договора на осуществление технологического присоединения, а также проект технических условий, являющихся неотъемлемой частью вышеуказанного договора.
Пунктом 1 вышеуказанного договора определены следующие характеристики технологического присоединения объекта заявителя:
- максимальная мощность энергопринимающих устройств - 550,0 кВт;
- категория надежности вторая - 250,0 кВт;
- категория надежности третья - 300,0 кВт;
- класс напряжения сетей, к которым осуществляется присоединение - 0,4 кВ;
- максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств - 0,0 кВт.
В соответствии с пунктом 6 технических условий, являющихся неотъемлемой частью вышеуказанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения, точкой присоединения к электрической сети избрана РУ-0,4 кВ КТП 69.
Согласно пункту 7 технических условий основным источником питания определена ГПП "Заря-1", КТП-69.
Из пункта 8 технических условий следует, что сетевой организации надлежало выполнить следующие мероприятия:
- определить пропускную способность ГПП "Заря-1" и ЛЭП-6кВ от ГПП "Заря-1" до КТП-69 и при необходимости произвести реконструкцию ГПП и ЛЭП-6кВ;
- определить пропускную способность КТП-69 и при необходимости произвести реконструкцию КТП с заменой существующих трансформаторов на трансформаторы большей мощности;
- установить автоматические выключатели в РУ-0,4 КТП-69;
- произвести проверку выполнения заявителем настоящих технических условий, приемно-сдаточной и пуско-наладочной документации;
- провести осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств;
- подключить ЛЭП-0,4 кВ, построенную заявителем от ВРУ объекта к РУ-0,4 кВ КТП-69;
- подготовить акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 10 проекта договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации, стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению определена в соответствии с решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2016 N 53/13 и составила 59 967 рублей 60 копеек.
Вместе с проектом договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" направило в адрес Черемных Е.Г. проект договора на компенсацию дополнительных затрат на содержание электрических сетей в пределах границ балансовой принадлежности.
Пунктом 4 проекта договора на компенсацию дополнительных затрат на содержание электрических сетей в пределах границ балансовой принадлежности определена общая договорная цена, которая составила 5 192 000 рублей 00 копеек.
Кроме того, все вышеуказанные проекты договоров, а также технические условия, направленные ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" в адрес заявителя, сетевой организацией были не подписаны.
В связи с этим Черемных Е.Г. направила ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" письмо от 05.07.2017, в котором просила сетевую организацию в срок не позднее 15.07.2017 предоставить ей проект договора технологического присоединения к электрическим сетям с приложенными техническими условиями, оформленными в соответствии с действующим законодательством.
Из указанного письма следуовало, что потребитель указывает на неполучение ей надлежаще оформленных документов.
14.07.2017 ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" направило в адрес Черемных Е.Г. подписанный со стороны сетевой организации проект договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации с приложенными техническими условиями.
В соответствии с пунктом 8 вновь выданных технических условий сетевой организации надлежало выполнить следующие мероприятия:
- запроектировать и построить ЛЭП от РУ-0,4 кВ КТП-69 до границ участка заявителя (длину, сечение и способ прокладки определить проектом);
- определить пропускную способность ГПП "Заря-1" и ЛЭП-6кВ от ГПП "Заря-1" до КТП-69 и при необходимости произвести реконструкцию ГПП и ЛЭП-6кВ;
- определить пропускную способность КТП-69 и при необходимости произвести реконструкцию КТП с заменой существующих трансформаторов на трансформаторы большей мощности;
- установить автоматические выключатели в РУ-0,4 КТП-69;
- произвести проверку выполнения заявителем настоящих технических условий, приемно-сдаточной и пуско-наладочной документации;
-провести осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств;
- подготовить акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения;
- мероприятия по реализации технических условий выполнить до границ земельного участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пункту 10 проекта договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации, стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению определена в соответствии с решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2016 N 53/13 и составила 8 677 393 рубля 19 копеек.
Расчет платы за осуществление технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации произведен с использованием формулы Р = Pil+ [C3i х L] х Z, где:
Р - плата за технологическое присоединение (руб.);
Pil - плата за технологическое присоединение по мероприятиям, не включающим в себя строительство объектов электросетевого хозяйства (руб.);
Pil = (Cl.li + C1.2i + C1.3i + C1.4i)xNi, где:
- Cl.li, C1.2i, C1.3i, C1.4i - стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии по мероприятиям, не включающим в себя строительство объектов электросетевого хозяйства;
- Ni - объем максимальной мощности, указанный в заявке на технологическое присоединение заявителем (кВт);
C3i - строительство кабельных линий электропередач;
L - протяженность кабельных линий электропередач (км);
Z - индекс изменения сметной стоимости на строительно-монтажные работы.
Таким образом, размер платы определен следующим образом:
Р = (20,96 + 27,47 + 12,71 + 31,26) х 550 + [195 150/100 х 660] х 5,76 = 7 353 723,30 руб. (без НДС).
Всего с НДС (где НДС 18%): 7 353 723,30 х 1,18 = 8 677 393,49 руб.
Вместе с тем согласно материалам дела КТП-69, являющаяся точкой присоединения объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организации согласно пункту 6 технических условий, расположена в границах участка Черемных Е.Г.
Таким образом, руководствуясь подпунктом "а" (2) пункта 25 Правил, сетевой организации надлежало включить мероприятия, предусмотренные пунктом 8 вышеуказанных технических условий в части проектировки и строительства ЛЭП от РУ-0,4кВ КТП-69, в обязательства заявителя, поскольку это прямо предусмотрено действующим законодательством.
Тот факт, что энергопринимающее устройство Черемных Е.Г. (корпус 75 - станция обезвреживания сточных вод) расположено на земельном участке, смежном с земельным участком, на котором находится КТП-69, применительно к рассматриваемой ситуации не имеет правового значения, поскольку оба названных земельных участка принадлежат на праве собственности Черемных Е.Г., точка присоединения (КТП-69) расположена в корпусе 74, принадлежащем Черемных Е.Г.
В силу вышеизложенного, суд соглашается с позицией административного органа, что, включив выполнение вышеуказанных мероприятий в обязательства сетевой организации, ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" фактически предъявило необоснованные требования к усилению существующей сети электроснабжения, что прямо запрещено действующим законодательством, и повлекло, в свою очередь, увеличение размера платы за осуществление технологического присоединения объекта Черемных Е.Г.
Также суд принимает во внимание, что Черемных Е.Г. в протоколе разногласий, направленном в адрес Общества, указывала на необходимость включения в ее обязанности мероприятий, предусмотренных пунктом 8.8 Технических условий.
Кроме того, направление ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" в адрес Черемных Е.Г. первоначально проекта договора на компенсацию дополнительных затрат на содержание электрических сетей в пределах границ балансовой принадлежности также противоречит номам действующего законодательства, поскольку пункт 7 Правил не предусматривает иного порядка подключения объектов к электрическим сетям, кроме как посредством договора об осуществлении технологического присоединения.
Иной порядок осуществления технологического присоединения настоящими Правилами не предусмотрен.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество нарушило порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обратная позиция Общества является юридически неверной, основанной на неверном толковании норм действующего антимонопольного законодательства.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Суд считает, что в данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица.
Установив обстоятельства совершения правонарушения, исследовав собранные административным органом доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения и состав в действиях Общества доказаны, что свидетельствует о виновности юридического лица; заявитель является субъектом рассматриваемого правонарушения.
Процедура привлечения юридического лица к административной ответственности в данном случае соблюдена.
Наказание назначено Обществу с учетом положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах по делу.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление административного органа является законным и обоснованным, а заявление Общества - не подлежащим удовлетворению.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 Кодекса), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Одновременно указанным пунктом разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В данном случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал Обществу представление.
Оспариваемое представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушение норм действующего законодательства и обязывает Общество принять меры по устранению выявленных нарушений: рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленного нарушения; информацию о принятых мерах представить в административный орган в течение месяца со дня получения представления.
Учитывая законность оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, у суда первой инстанции не имелось объективных оснований для удовлетворения требования о признании незаконным представления административного органа.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого представления требованиям части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нем указано не на устранение причин и условий допущенного нарушения законодательства, а на устранение самого этого нарушения, арбитражным апелляционным судом признаются несостоятельными в связи со следующим.
Ни нормы статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни нормы главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормы параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат самостоятельных оснований для признания представления, вынесенного по делу об административном правонарушении, незаконным.
Поскольку такое представление основано на постановлении по делу об административном правонарушении и оспаривается в совокупности с ним, оно может быть признано незаконным только в случае признания незаконным указанного постановления.
С учетом такого подхода в рассматриваемом случае оснований для признания оспариваемого представления незаконным не имеется.
Оснований для иных выводов вопреки позиции Общества из имеющихся материалов дела не усматривается.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Одновременно судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Апелляционная жалоба Общества признается не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
На основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2018 по делу N А43-1155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зефс-Энерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.