город Воронеж |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А14-14269/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Михайловой Т.Л. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Майорова Александра Ивановича (ОГРНИП 304361622300071, ИНН 361300461265, далее - глава КФХ Майорова А.И. или заявитель):
от Администрации Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601495280, ИНН 3613001256, село Левая Россошь Каширского района Воронежской области, далее - Администрация Левороссошанского сельского поселения или заинтересованное лицо): |
Сергеев С.В., представитель по доверенности от 06.09.2017,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ Майорова А.И. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2018 по делу N А14-14269/2017 (судья Домарева В.В.), принятое по заявлению главы КФХ Майорова А.И. к Администрации Левороссошанского сельского поселения о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Глава КФХ Майоров А.И. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации Левороссошанского сельского поселения, в котором просил с учетом уточнений:
1) признать незаконным бездействие по неисполнению предусмотренной пунктом 4 статьи Закона об обороте земель обязанности об уведомлении специальных субъектов о возможности приобретения находящихся в муниципальной собственности Левороссошанского сельского поселения земельных долей в срок, позволяющий заявителю реализовать право на приобретение таких долей на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель;
2) признать незаконным бездействие по рассмотрению по существу направленных заявлений от 28.08.2017, от 01.12.2017 о приобретении земельных долей на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель;
3) обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в собственность спорной муниципальной доли на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2018 по делу N А14-14269/2017 требования заявителя удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Администрации Левороссошанского сельского поселения по рассмотрению заявлений главы КФХ Майорова А.И. от 28.08.2017, 01.12.2017 о приобретении 17/46 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:13:0000000:83.
На Администрацию Левороссошанского сельского поселения возложена обязанность в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявлений о приобретении в собственность 17/46 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:13:0000000:83, расположенный по адресу: Воронежская область, Каширский район, в границах СХА "Нива", на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель.
В удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Также с Администрации Левороссошанского сельского поселения в пользу главы КФХ Майорова А.И. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Майоров А.И. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в части и принять по делу новый судебный акт, которым обязать Администрацию Левороссошанского сельского поселения предоставить в собственность главе КФХ Майорову А.И. спорную земельную долю на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель.
Податель жалобы ссылается на то, что заявление главы КФХ Позднякова В.М. не является конкурентным по отношению к заявлению главы КФХ Майорова А.И.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Сторонами ходатайства о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялись, как и соответствующие возражения, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в части отказа в обязании Администрации Левороссошанского сельского поселения предоставить в собственность главе КФХ Майорову А.И. спорную земельную долю на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель.
В судебном заседании представитель заявителя главы КФХ Майорова А.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, подтвердил, что требования в части оспаривания бездействия Адмирнистрации им не менялись.
Представитель Администрации Левороссошанского сельского поселения в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что вступившим в законную силу 06.09.2016 решением Каширского районного суда Воронежской области от 29.07.2016 по делу N 2-280/2016 признано право муниципальной собственности Левороссошанского сельского поселения на 17 невостребованных долей бывшего колхоза имени 19 Партсъезда Каширского района Воронежской области площадью 97,75 га.
Право муниципальной собственности Левороссошанского сельского поселения на указанные доли (17/46) в земельном участке с кадастровым номером 36:13:0000000:83 зарегистрировано в ЕГРН 07.06.2017.
28.08.2017 глава КФХ Майоров А.И. обратился в Администрацию Левороссошанского сельского поселения с заявлением, в котором просил опубликовать информацию о возможности приобретения 17 земельных долей в земельном участке с кадастровым номером 36:13:0000000:83 сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, использующими земельный участок, находящийся в долевой собственности, а также просил продать ему указанную земельную долю.
28.11.2017 Администрация Левороссошанского сельского поселения опубликовала в газете "Воронежский курьер" от 28.11.2017 N 48 и на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет (http://levrossosh.ru) сообщение о возможности приобретения 17 долей на земельный участок с кадастровым номером 36:13:0000000:83 (17/46 доли в праве).
01.12.2017 глава КФХ Майоров А.И., считая себя лицом, имеющим право на приобретение спорной земельной доли, обратился в Администрацию Левороссошанского сельского поселения с соответствующим заявлением.
Заявления главы КФХ Майоров А.И. от 28.08.2017 и от 01.12.2017 Администрацией Левороссошанского сельского поселения рассмотрены не были.
Не согласившись с названным бездействием, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы главы КФХ Майорова А.И. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявления главы КФХ Майорова А.И. от 28.08.2017 и от 01.12.2017 по существу Администрацией Левороссошанского сельского поселения рассмотрены не были, решения по ним по существу не принимались. Правосудие не может подменять собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе в случаях, когда на такой орган законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений в рамках установленной процедуры.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 12 Закона об обороте земель без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона об обороте земель в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что правовые основания для возложения на Администрацию Левороссошанского сельского поселения обязанности предоставить заявителю спорную земельную долю в собственность отсутствуют.
Законом об обороте земель предусмотрена возможность приобретения земельных долей на льготных условиях (не более 15% кадастровой стоимости) в течение ограниченного срока (6 месяцев) с момента государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием и только лицами, которые отвечают следующим требованиям:
1) покупатель должен использовать эти земельные доли на законных основаниях;
2) покупатель должен иметь статус сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства.
Материалами дела подтверждается, что право муниципальной собственности на спорную земельную долю зарегистрировано в ЕГРН 07.06.2017.
Следовательно, сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства вправе обратиться с заявлениями о предоставлении спорной земельной доли в течение шести месяцев, то есть до 07.12.2017.
Судом первой инстанции объективно установлено, что в пределах шестимесячного срока в Администрацию Левороссошанского сельского поселения поступили заявления о предоставлении спорной земельной доли от главы КФХ Майорова А.И. и от главы КФХ Позднякова В.М.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, удовлетворяя требования заявителя, суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Администрацию Левороссошанского сельского поселения предоставить главе КФХ Майорову А.И. в собственность спорную земельную долю.
Вместе с тем подтвержденное наличие конкурентных заявлений, направленных в орган местного самоуправления с соблюдением шестимесячного срока, свидетельствует об отсутствии у Администрацию Левороссошанского сельского поселения правовых оснований для предоставления спорной земельной доли исключительно главе КФХ Майорову А.И.
Порядок предоставления земельных долей в рассматриваемой ситуации регулируется ЗК РФ с особенностями, предусмотренными Законом об обороте земель.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Действия, которые необходимо совершить уполномоченному органу для подготовки, организации и проведения аукциона, регламентированы в статьях 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В этой связи судом первой инстанции верно указано, что правосудие не может подменять собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе в случаях, когда на такой орган законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений в рамках установленной процедуры.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что глава КФХ Поздняков В.М. обратился с соблюдением шестимесячного срока. Следовательно, его заявление о предоставлении спорных земельных долей в собственность должно быть рассмотрено по правилам, предусмотренным пунктом 4 части 12 Закона об обороте земель, наряду с заявлением главы КФХ Майорова А.И.
Доводы заявителя о том, что у главы КФХ Поздняков В.М. отсутствует преимущественное право на приобретение спорной земельной доли, отклоняются судом апелляционной инстанции. Глава КФХ Поздняков В.М. не является лицом, участвующим в настоящем деле, что со стороны суда исключает процессуальную возможность правовой оценки наличия у последнего преимущественного права на приобретение спорной земельной доли и на соответствие его всем требованиям Закона об обороте земель. Иное означало бы принятие судебного акта о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Сделанные выводы соответствуют позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 21.03.2017 и в постановлении 13.12.2017 по делу N А64-3850/2016.
При таких обстоятельствах требования заявителя в части обязания Администрации Левороссошанского сельского поселения предоставить в собственность главе КФХ Майорову А.И. спорную земельную долю не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При подаче апелляционной жалобы главой КФХ Майоровым А.И. уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 21.05.2018 N 12.
Поскольку главой КФХ Майоровым А.И. уплачена государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, то государственная пошлина в размере 2 850 рублей подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2018 по делу N А14-14269/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу главы КФХ Майорова А.И. - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майорову Александру Ивановичу (ОГРНИП 304361622300071, ИНН 361300461265) ошибочно уплаченную по платежному поручению от 21.05.2018 N 12 государственную пошлину в размере 2 850 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14269/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2018 г. N Ф10-4143/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ип глава Кфх Майоров Александр Иванович
Ответчик: Администрация Левороссошанского СП Каширского МР ВО
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4143/18
29.06.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6938/17
25.04.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-14269/17
23.10.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6938/17