г. Пермь |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А71-349/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (ИНН 1840003344, ОГРН 1111840012767) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 марта 2018 года
по делу N А71-349/2018,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании частично незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, Управление, заинтересованное лицо) N 1001/06-02 от 08.06.2017 в части проведения перерасчета (до момента нормализации температуры ГВС с предоставлением акта замеров) по квартирам NN 14, 15 многоквартирного дома N 197 А по ул. 9 Января за некачественно предоставленную услугу по горячему водоснабжению.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 марта 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 22.03.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права. Указывает, что при вынесении решения надлежащим образом не исследовался вопрос относительно наличия законных оснований для исполнения выданного предписания. По мнению заявителя, Правила N 354 от 06.05.2011 распространяются на правоотношения, возникшие между исполнителем и потребителем коммунальных услуг, в то время как управляющая компания исполнителем коммунальной услуги по представлению горячего водоснабжения не является, в связи с чем предписание для управляющей компании неисполнимо. Кроме того, отмечает, что управляющая компания не наделена полномочиями принуждать собственников многоквартирных домов к принятию решений по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом.
Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим обращением (вх. N 2812-М от 24.05.2017) Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска на основании приказа от 02.06.2017 N 1001/06-02 в период с 07.06.2017 по 08.06.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" по вопросу надлежащего содержания общего имущества - инженерных коммуникаций горячего водоснабжения (ГВС) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. 9 Января, 197 А, порядка предоставления коммунальной услуги по ГВС, исполнения условий договора управления.
В ходе проверки установлено, что между ООО УК "ЖРП N 8" и собственниками многоквартирного дома N 197А по ул. 9 Января города Ижевска заключен договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 17.07.2013 N76/197а.
На момент проведения проверки горячее водоснабжение в вышеуказанном многоквартирном доме в связи с ремонтными работами на наружных трассах отсутствует. Согласно пояснениям ООО УК "ЖРП N 8" причиной низкой температуры в квартирах многоквартирного дома является изношенность внутридомовой системы горячего водоснабжения, предоставлен акт N 137 от 01.03.2017, в котором зафиксирована температура горячей воды в точке водоразбора в кв.15 = 44,3°С, в кв. 14 = 38,6°С. Акта о нормализации температуры горячей воды в указанных квартирах, а также документов о внесении изменений в договор управления по решению общего собрания и документов о проведении перерасчета потребителям на момент проверки обществом не предоставлено.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Управления составлен акт N 1001/06-02 от 07.06.2017 и в адрес ООО УК "ЖРП N 8" выдано предписание N 1001/06-02 от 08.06.2017, согласно которому в срок до 05.10.2017 необходимо провести мероприятия перерасчета (до момента нормализации температуры ГВС с предоставлением акта замеров); инициировать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по принятию решения по монтажу циркуляционного трубопровода ГВС. Работы выполнить на основании принятого решения, предоставить план мероприятий.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска на основании приказа от 04.10.2017 N 1856/06-02 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УК "ЖРП N 8" по вопросу выполнения ранее выданного предписания N 1001/06-02 от 08.06.2017.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Управления установлено, что предписание от 08.06.2017 N 1001/06-02 в части проведения мероприятия для проведения перерасчета (до момента нормализации температуры ГВС с предоставлением акта замеров) за некачественно предоставленную услугу по горячему водоснабжению по квартирам NN 14, 15 ООО УК "ЖРП N 8" не исполнено. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 08.11.2017 N 1856/06-02.
Полагая предписание незаконным в части проведения перерасчета (до момента нормализации температуры ГВС с предоставлением акта замеров) по квартирам N N 14, 15 многоквартирного дома N 197А по ул. 9 Января за некачественно предоставленную услугу по горячему водоснабжению, ООО УК "ЖРП N 8" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Исходя из положений ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", п.п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска", и материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса РФ (п. 16 Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 18 данного Перечня к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относится, в частности, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В п. 3 Правил N 354 установлено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) в том числе являются: предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что 17.07.2013 между собственниками дома N 197А по ул. 9 Января г. Ижевска и ООО УК "ЖРП N 8" заключен договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома N 76/197А.
Исходя из требований п. 3.1.6 вышеуказанного договора в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, провести перерасчет платы за коммунальные услуги.
Однако из акта от 01.03.2017 N 137 следует, что горячее водоснабжение поступает в квартиры дома N 197А ненадлежащего качества (кв. N 15 = 44,3°С, в кв. N 14 = 38,6°С.).
Доводы, приведенные в жалобе, о том, что управляющая компания не является исполнителем коммунальной услуги по представлению горячего водоснабжения, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
В части 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) указано, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" действие положений статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, именно управляющая организация ООО УК "ЖРП N 8" является лицом, ответственным за предоставление жителям многоквартирного дома коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При этом внесение платы за коммунальные ресурсы собственниками или нанимателями жилых помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающим организациям, не освобождает управляющую организацию от обязанности по предоставлению качественных коммунальных услуг.
Соблюдение вышеуказанных требований относится к лицензионным требованиям, предъявляемых к лицензиату (п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110).
Поскольку ООО УК "ЖРП N 8", являясь организацией, уполномоченной осуществлять управление многоквартирными жилыми домами и обслуживание общего имущества собственников данных домов, обязано обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества через точку водоразбора для собственников жилых помещений в доме, соответственно требования предписания в оспариваемой части соответствуют закону.
Довод апеллянта о том, что управляющая компания не наделена полномочиями принуждать собственников многоквартирных домов к принятию решений по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Исходя из положений п. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что с момента проведения информационного собрания по вопросу о капитальном ремонте циркуляционного трубопровода до очередного собрания собственников спорного многоквартирного дома в отсутствие кворума, собрание обществом о проведении ремонта системы горячего водоснабжения не инициировано.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, по изложенным мотивам апелляционный суд приходит к выводу, что предписание выдано законно, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Предписание по результатам проведения мероприятия по государственному контролю об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства выдано заявителю - лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить; в предписании имеется ссылка на номер и дату акта, предписание и акт были вручены представителю общества.
В связи с этим апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Коллегия апелляционного суда полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обжалование предписания, отсутствии оснований для восстановления срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В целом доводы общества по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для такой переоценки апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, оснований, указанных в ст. 270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 марта 2018 года по делу N А71-349/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.