город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2018 г. |
дело N А53-33548/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Кочергина Е.В. - представитель по доверенности от 30.10.2017,
от заинтересованного лица: Щербаков А.Н. - представитель по доверенности от 27.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Шахты Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2018 по делу N А53-33548/2017 (судья Бондарчук Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донмедлаб" (ИНН 6155064505, ОГРН 1126182004552)
к заинтересованному лицу администрации города Шахты Ростовской области
об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донмедлаб" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации города Шахты Ростовской области в лице Департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития (далее - заинтересованное лицо, администрация) признании незаконным бездействие Департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития в невыдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020329:777, расположенный по адресу: г.Шахты, ул.Шевченко, 153-к, и обязании выдать градостроительный план.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие Департамента архитектуры, градостроительства территориального развития администрации г. Шахты Ростовской области, выраженные в невыдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020329: 777, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 153-к, признано незаконным В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Шахты Ростовской области обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявителем пропущен срок подачи заявления, установленный ст.198 АПК РФ, поскольку обществом оспорено бездействие администрации при подаче заявления от 24.01.2017 N 495978. Суд пришел к неверному выводу о том, что правонарушение является длящимся.
ООО "Донмедлаб" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения. Общество указало, что дважды обращалось с заявлением о выдаче градостроительного плана (24.01.2017 и 19.01.2018), в связи с тем, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрация заявила о том, что градостроительный план выполнен еще в январе 2017. Однако, по состоянию на 20.02.2018 градостроительный план не был выдан. Отказ в выдаче градостроительного плана обществу не поступал, бездействие администрации является длящимся, срок исковой давности не пропущен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал апелляционную жалобу.
Представитель общества апелляционную жалобу не признал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Между Комитетом по управлению имуществом администрации г. Шахты (арендодатель) и ООО "Донмедлаб" (арендатор) заключен договор аренды N 7193 от 04.07.2014 находящегося в собственности муниципального образования "Город Шахты" земельного участка, по условиям пункта 1.1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:59:0020329:777, находящийся по адресу: г. Шахты, ул.Шевченко, 153-к для строительства клинико-диагностического центра с разрешенным использованием земли под объектами здравоохранения в границах, указанном в кадастровом паспорте земельного участка от 02.06.2014 г. общей площадью 1178 кв.м.
Согласно п. 2.1 договора срок аренды установлен с 02.07.2014 по 02.07.2019.
24.01.2017 года заявитель подал в адрес заинтересованного лица через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Шахты (далее МФЦ) заявлением N 740184 с просьбой выдать градостроительный план для изготовления проекта клинико-диагностического центра.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заинтересованным лицом в материалы дела представлено письмо Администрации города Шахты от 29.12.2017 N 61/11/53, согласно которому градостроительный план выполнен еще в январе 2017.
Однако, доказательства того, что до момента обращения заявлением в суд истребуемый документ был утвержден администрацией города Шахты и передан заявителю отсутствуют.
Согласно реестру N 21042-25.01.2017 по приемке (передаче) документов из Муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Шахты" в уполномоченный орган - Департамент архитектуры, градостроительства и территориального развития в г. Шахты - дело открыто 24.01.2017, по состоянию на дату выдачи реестра - 11.09.2017 отказа не поступало.
19.01.2018 заявитель повторно направил в адрес заинтересованного лица заявление с просьбой выдать градостроительный план для изготовления проекта клинико- диагностического центра.
20.02.2018 МФЦ на заявлении общества была проставлена отметка о том, что дело находится на исполнении.
Постановление от 07.03.2018 N 1283 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Шахты, ул. Шевченко, 151 -к" было издано Администрацией города Шахты в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции. Градостроительный план получен заявителем только 17.03.2018, т.е. с нарушением установленного законом срока.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями (часть 2 статьи 201 Кодекса, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В свою очередь, согласно статье 65 Кодекса заявитель доказывает факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием).
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества в администрацию) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в виде отдельного документа или в составе проекта межевания территории применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Состав сведений градостроительного плана земельного участка был определен частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ и включал в себя, в числе прочего информацию о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; а также информацию о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 названной статьи данного Кодекса, не требовалось. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В настоящее время порядок выдачи градостроительных планов земельных участков регламентирован статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно части 1 данной нормы такие планы выдаются в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 57.3 источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ. В частности, к такой информации относятся сведения: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, и т.д.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Также в силу пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план является одним из обязательных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной планировки требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных данным Кодексом.
Таким образом, содержание градостроительного плана обеспечивает предоставление заинтересованному лицу всех сведений, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования конкретной территориальной зоны, в которую входит такой участок.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Порядок выдачи градостроительного плана установлен частями 5 и 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
С учетом содержания приведенных норм (как ранее действовавших, так и действующих в настоящее время) в их совокупности и взаимосвязи, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью администрации.
При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены основания, позволяющие заинтересованному лицу принять решение об отказе в выдаче градостроительного плана предназначенного для строительства земельного участка, также как не предусмотрены условия, при которых названный орган вправе оставить подобное обращение без ответа.
Как установлено судом, заинтересованное лицо вопреки требованиям статей 65, 200 АПК РФ не представило каких-либо доказательств рассмотрения в установленном порядке заявления общества N 740184 от 24.01.2017.
Как следует из постановления Администрации города Шахты от 07.03.2018 N 1283, имеющегося в материалах дела, Администрация рассмотрела заявление заинтересованного лица N 740184 от 24.01.2017 и утвердила градостроительный план только после обращения общества с заявлением в суд, а именно в марте 2018.
В связи с чем, заявленные требования о признании незаконными бездействия Администрации города Шахты Ростовской области в лице Департамента архитектуры, градостроительства территориального развития, выраженные в невыдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020329: 777, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 153-к., 3 подлежат удовлетворению.
Не может служить основанием для отмены решения суда довод жалобы о том, что общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В данном случае бездействие является длящимся правонарушением.
Как следует из представленных в материалы дела документов общество неоднократно обращалось к заинтересованным лицам с просьбой предоставить ему градостроительный план спорного земельного участка, при этом отказа на заявление не получало, согласно сведениями предоставленным МФЦ как первое, так и повторное заявления находились в стадии рассмотрения, последняя информация о рассмотрении первого заявления была получена заявителем 11.09.2017, заявление по настоящему делу было подано в суд 01.11.2017. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2015 г. по делу N А63-13545/2013.
Исходя из изложенного оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2018 по делу N А53-33548/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33548/2017
Истец: ООО "Донмедлаб"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШАХТЫ, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Шахты, Департамент архитектуры, градостроительства и территориального развития г. Шахты
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШАХТЫ
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8618/19
03.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7546/18
02.07.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6786/18
22.03.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-33548/17