г. Москва |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А40-20497/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего АО "ДРУЖБА" Боравченкова А.А.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 по делу N А40-20497/18, принятое судьей Девицкой Н.Е.
по заявлению конкурсного управляющего АО "ДРУЖБА"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
об отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Варданян В.В. по доверенности от 01.03.2018, Афонин Д.А. по доверенности от 12.03.2018; |
от заинтересованного лица: |
Ожиганова М.А. по доверенности от 06.09.2016; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ДРУЖБА" в лице конкурсного управляющего Боравченкова АА. обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту торговли и услуг города Москвы о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2018 N 22/УГК/18 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 в удовлетворении требований АО "ДРУЖБА" в лице конкурсного управляющего Боравченкова АА. отказано.
Заявитель не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, представил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Москвы АО "Дружба" (ИНН 5030019801, КПП 775101001, ОГРН 1025003747317) признано несостоятельным (банкротом) в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден Боравченков Алексей Александрович (ИНН 780422284304, СНИЛС N 066-414-334-05), член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (119071, г. Москва, Ленинский пр., д. 29, строение 8, ИНН 7705494552, ОГРН 1037705027249).
В рамках производства по делу от 29.11.2017 N б/н об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ, на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.11.2017 N б/н в отношении АО "Дружба" консультанта Департамента торговли и услуг, установлено нарушение порядка учета объема оборота (хранения) алкогольной продукции, нефиксация информации в ЕГАИС учета оборота алкогольной продукции в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно:
На 29.11.2017 в ЕГАИС содержится информация о хранении на складе организации алкогольной продукции в количестве 13574 единиц (878,79 дал). В рамках возбужденного 29.11.2017 дела об административном правонарушении, 11.12.2017 уполномоченным должностным липом Департамента осуществлен осмотр места фактического осуществления деятельности юридического лица по адресу: 143397, РФ, г. Москва, пос. Первомайское, дер. Рогозинино. 1 этаж, пом. (N по плану) 275, пом. (N по плану) 306, в ходе которого установлено, что деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не ведется.
В установленные п.5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ сроки Общество не предприняло мер к внесению в ЕГАИС в установленном порядке сведений о возврате алкогольной продукции поставщику или ее списании с учета организации. Тем самым нарушен порядок учета объема оборота (хранения) алкогольной продукции, нефиксация информации в ЕГАИС учета оборота алкогольной продукции в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 23.01.2018 N 22/УГК/18 о назначении административного наказания, АО "Дружба" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 января 2011 г. N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы" Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет функции по предоставлению государственных услуг в сфере оборота алкогольной продукции, а также функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований и принимать меры по предотвращению нарушений обязательных требований.
Согласно ст. 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цеп на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), частями 2.1 и 3 статьи 14.16. статьей 14.19. частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, 15.13, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с п.1. ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Нормой п. 2 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику.
В соответствии с п.п. 30 п.6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459, ЕГАИС содержит сведения о списании продукции в случае брака или иных причин, которые на основании п. 16 данных правил представляют в ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.
В соответствии с Приказом от 15.06.2016 N 84н в ЕГАИС организация в срок не более трех рабочих дней с даты возврата алкогольной продукции или не позднее следующего рабочего дня после списания алкогольной продукции направляет заявку о фиксации в ЕГАИС указанной информации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 182-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ установлено, что требования о представлении сведений в ЕГАИС не применяются:
до 1 января 2016 года в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;
до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.
В связи с чем, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, в том числе, при оказании услуг общественного питания, с 1 января 2016 года обязаны осуществлять фиксацию в ЕГАИС информации о закупке алкогольной продукции и ее хранении.
Отражение в ЕГАИС информации об объеме остатков алкогольной продукции осуществляется путем представления актов списания продукции.
Предоставление информации о списании продукции осуществляется в объемных показателях, без представления сведений, содержащихся в штриховом коде федеральных специальных и акцизных марок, которыми маркирована списываемая алкогольная продукция.
Согласно п. VI приложения к приказу Минфина России от 15.06.2016 N 84н заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.
Фиксация в ЕГАИС актов списания алкогольной продукции, реализованной при оказании услуг общественного питания, осуществляется по дате вскрытия тары с такой продукцией.
Кроме того согласно пунктам 15 и 16 Правил функционирования ЕГАИС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459) организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции представляют в ЕГАИС, кроме прочего: номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об объеме оборота продукции каждого вида и наименования (п.п. 20 п. 6 Правил); сведения о списании продукции в случае брака или иных причин (п.п. 30 п. 6 Правил).
Исходя из совокупности указанных норм, списание продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС, осуществляется одним из двух способов:
фиксации акта списания продукции. При этом продукция будет списываться с первого регистра остатков. При списании будет необходимо указывать реквизиты сопроводительных документов. Помарочное сканирование в данном случае не требуется.
фиксации акта списания продукции в торговом зале. При этом продукция будет списываться со второго регистра остатков. При списании будет необходимо
указывать только алкогольное наименование (алкогольный код). Указание реквизитов сопроводительных документов и сведений с марок не требуется.
Объем реализованной продукции в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, может списываться с указанием основания "Розничная реализация продукции, не подлежащая фиксации в ЕГАИС" и датой акта, соответствующей дате продажи.
При этом нормативные правовые акты, не делают ни для каких 'хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, исключений в виде предоставления им преференции в форме возможности не осуществления учета оборота в части хранения алкогольной продукции, в том числе для предприятий общественного питания.
Разъяснения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативными правовыми актами или актами, имеющими нормативные свойства, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и не могут применяться в качестве обязывающих предписаний.
При этом даже разъяснения, на которые ссылается заявитель, касаются необязательной фиксации именно розничной продажи, т.е. непосредственно отпуска алкогольной продукции - что обоснованно в условиях организаций общественного питания, когда продажа на розлив физически отражена быть пе может в ЕГАИС, но не оборота в части ее хранения.
03.09.2017 истек срок действия лицензии 77РПО0011535 (бланк ДТУ 11266), выданной АО "Дружба" на объект лицензирования: ресторан "Пивная ассамблея", расположенный по адресу: г. Москва, поселение Первомайское, дер. Рогозино, 1 этаж, пом. 1, пом. (N по плану) 11, пом. (N по плану) 34.
На 29.11.2017 в ЕГАИС содержится информация о хранении на складе организации алкогольной продукции в количестве 11102 единиц.
Таким образом, должностными лицами выявлено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
В этой связи, 23.01.2018 заместителем руководителя Департамента в присутствии представителя АО "Дружба" было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности и назначении административного штрафа в размере 150 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Акционерное общество "ДРУЖБА" не предприняло надлежащих мер к соблюдению положений ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), п.5 постановления Правительства РФ от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции" (далее - Постановление Правительства РФ от 19.06.2006 N 380), постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459), приказа Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" (далее - Приказ от 15.06.2016 N 84н).
АО "Дружба", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
В установленные п.5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ сроки общество не предприняло мер к внесению в ЕГАИС в установленном порядке сведений о возврате алкогольной продукции поставщику или ее списании с учета организации. Тем самым нарушен порядок учета объема оборота (хранения) алкогольной продукции, нефиксация информации в ЕГАИС учета оборота алкогольной продукции в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено объективных причин, послуживших основанием для несоблюдения обществом требований законодательства.
Судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением гарантированных заявителю указанными нормами КоАП РФ прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Порядок привлечения общества к ответственности не нарушен, протокол об административном правонарушении был составлен, а постановление вынесено в присутствии представителей надлежащим образом извещенного общества. Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа вынесено с учетом всех обстоятельств совершенных правонарушений в пределах санкции предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ и в наибольшей мере соответствует целям административного наказания.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 по делу N А40-20497/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.