г. Владимир |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А43-40220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 29.06.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ворониной Д.К.,
при участии в судебном заседании:
от истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 12 Сормовского района г.Нижнего Новгорода" - Чадовой В.А. по доверенности от 18.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
от ответчика (заявителя) - Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Нижегородской области" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный Комиссариат Нижегородской области" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2018 по делу N А43-40220/2017, принятое судьей Игнатьевой О.В.,
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 12 Сормовского района г.Нижнего Новгорода" (ОГРН 1025204410880, ИНН 5263013200), город Нижний Новгород, к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Нижегородской области" (ОГРН 1025203032315, ИНН 5260010401), город Нижний Новгород, о взыскании 10 150 руб. 32 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 12 Сормовского района г.Нижнего Новгорода" (далее - ГБУЗ НО "ГКБ N12", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Нижегородской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области", ответчик) 10 150 руб. 32 коп. в возмещение компенсации заработной платы медицинским работникам, проводившим медицинское освидетельствование граждан в период с мая по июль 2017 года (исковые требования изложены с учетом уменьшения суммы иска в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования основаны на статьях 164, 165, 170 Трудового кодекса Российской Федерации, положениях пункта 7 статьи 1, 5 Закона "О воинской обязанности и военной службе", Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 704 от 01.12.2004.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2018 по делу N А43-40220/2017 исковые требования ГБУЗ НО "ГКБ N12" удовлетворены в полном объеме.
ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области", не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пунктов 1, 2 части 1, пунктов 2, 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" компенсации подлежат сохраненный и выплаченный средний заработок, а не заработная плата (непосредственно оклад + надбавка за классность). Порядок исчисления средней заработной платы закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Кроме того, заявитель полагает, что Легошина Г.Г. является медицинской сестрой военно-врачебной комиссии поликлиники N 1, а не работником истца, что исключает компенсацию истцу ее средней заработной платы.
Нарушение норм материального права заявитель усматривает в неправильном истолковании пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и в применении статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28.03.1998, не подлежащей применению.
Представитель истца в судебном заседании указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным. Представил расчет суммы иска, исходя из средней заработной платы медицинских работников призывной комиссии.
Представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.01.2017 ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" (заказчик) и ГБУЗ НО "ГКБ N 12" (исполнитель) заключили договор N 126 о порядке возмещения расходов на обеспечение медицинского освидетельствования призывников. Названный договор составлен в соответствии с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 29.05.2006 года) и определяет порядок компенсации расходов, понесенных ГБУЗ НО "ГКБ N12" в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 126 от 09.01.2017 исполнитель обязался выделить врачей-специалистов и средний медицинский персонал в отдел военного комиссариата Нижегородской области по Сормовскому и Московскому районам для проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан согласно Федеральному закону Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На период проведения указанных мероприятий исполнитель сохраняет и выплачивает врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу среднюю заработную плату (пункт 2.1.2 договора).
Выплата компенсации исполнителю осуществляется в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, на основании
Предоставленных заказчику документов, подтверждающих фактически понесенные им расходы: счетов, счетов-фактур, табеля рабочего времени, сведений о размере фактических расходов на оплату труда медицинского персонала, расчета среднего заработка, произведенного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (пункты 4.2 - 4.4 договора).
В спорный период времени, а именно, с мая 2017 года по июль 2017 года, ГБУЗ НО "ГКБ N 12" выделяло врачей-специалистов и средний медицинский персонал в отдел военного комиссариата Нижегородской области по Сормовскому и Московскому районам для проведения медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан, в связи с чем исполнитель предъявил заказчику счета N 433 от 31.05.2017, N 530 от 30.06.2017, N 590 от 31.07.2017 для оплаты 344 082 руб. 02 коп.
Ответчик произвел оплату 333 931 руб. 70 коп. Спорная сумма (10 150 руб. 32 коп.) представляет собой не выплаченную ответчиком надбавку к должностному окладу за классность медицинской сестре Легошиной Г. Г.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт направления работников учреждения в комиссариат в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ, несения расходов по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности компенсировать расходы в заявленной истцом сумме, руководствуясь при этом положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Правил от 01.12.2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Апелляционная инстанция с выводами суда согласна.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их решения о призыве на военную службу либо иного предусмотренного законом решения.
Согласно пункту 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, для проведения освидетельствования граждан, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Пунктом 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена компенсация расходов организаций и граждан, связанных, в том числе, с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий:
- медицинском освидетельствовании граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв, призывом на военные сборы;
- медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;
- контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Порядок расчета среднего заработка установлен частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922.
В соответствии с частью 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации при определении среднего заработка учитывается только фактически отработанное время за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства от 24.12.2007 N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 названного Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Факт осуществления в период с мая по июль 2017 года работниками истца, в том числе и медицинской сестрой Легошиной Г.Г., деятельности по освидетельствованию лиц, подлежащих призыву на военную службу, медицинскому обследованию подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, и ответчиком не опровергается.
Спор между сторонами касается оплаты истцу 10 150 руб. 32 коп., составляющих надбавку к должностному окладу за классность, выплаченную больницей медицинской сестре Легошиной Г. Г. период с мая по июль 2017 года.
Анализируя положения Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства от 24.12.2007 N 922, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае возражения военного комиссариата против выплаты компенсации в части расходов истца, понесенных в связи с выплатой надбавки к должностному окладу за классность медицинской сестре, не основаны на законе.
Из буквального содержания поименованных постановлений Правительства Российской Федерации следует, что медицинскому учреждению подлежит компенсация расходов, связанных с выплатой привлеченным к работе в призывной комиссии сотрудникам медицинских учреждений среднего заработка, расчет которого осуществляется из фактически начисленной работнику заработной платы в определенной период, в которую включаются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда.
Как следует из Постановления Правительства Нижегородской области от 08.09.2015 N 571 (ред. от 28.02.2017) "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области" отраслевая система оплаты труда работников учреждений устанавливается и изменяется с учетом: единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; обеспечения государственных гарантий по оплате труда; ПКГ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; Перечня видов выплат компенсационного характера в государственных бюджетных, автономных и казенных учреждениях Нижегородской области; Перечня видов выплат стимулирующего характера в государственных бюджетных, автономных и казенных учреждениях Нижегородской области и др. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. В учреждениях наряду с иными осуществляются выплаты стимулирующего характера - за качество выполняемых работ. В целях стимулирования работников учреждений - специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов, имеющих иное высшее профессиональное образование и осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, занимающих должности, предусмотренные действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, - к повышению квалификации в рамках выплат за качество выполняемых работ устанавливается надбавка к должностному окладу с учетом повышающих коэффициентов при наличии квалификационной категории, присвоенной по итогам аттестации.
Таким образом, надбавка к должностному окладу специалиста среднего медицинского звена за классность входит в систему оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области.
При таких обстоятельствах данная надбавка, установленная медицинской сестре Легошиной Г. Г. на основании приказа Министерства здравоохранения N 687-л от 08.09.2016, приказа ГБУЗ НО "ГКБ N 12" от 18.10.2016 N 1804, дополнительного соглашения к трудовому договору N 1 от 09.01.2014, заключенному между ГБУЗ НО "ГКБ N 12" и Легошиной Г.Г., подлежала компенсации военным комиссариатом в сумме расходов медицинского учреждения, выплаченных данному работнику больницы за время его привлечения к работе в призывной комиссии.
Также не может быть принят в виду ошибочности довод военкомата о том, что Легошина Г.Г. является медицинской сестрой военно-врачебной комиссии, а не работником ГБУЗ НО "ГКБ N 12", что исключает компенсацию истцу ее средней заработной платы.
Как следует из штатного расписания больницы на 2017 год, приказа ГБУЗ НО "ГКБ N 12" от 09.01.2014 года N 4л/с, выписки из трудовой книжки Легошина Г.Г. принята на должность медицинской сестры военно-врачебной комиссии в поликлинику N 1, указанным юридическим лицом, как работодателем с ней заключен трудовой договор N N1 от 09.01.2014. Согласование табеля учета использования рабочего времени равно как и выплата заработной платы производится главным врачом ГБУЗ НО "ГКБ N12". При этом осуществление работы в спорный период вне места нахождения работодателя не меняет характер трудовых отношений между Легошиной Г.Г. и ГБУЗ НО "ГКБ N12".
В силу пункта 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона о военной службе, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. И, согласно пункту 3 Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Следовательно, расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работнику, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 4 Правил в зависимости от проведения работ денежные средства выделяются либо военным комиссариатам, либо бюджетным учреждениям, подведомственным Минобороны. Затем эти учреждения перечисляют средства на счета учреждений здравоохранения, работники которых принимали участие в медицинском освидетельствовании граждан.
Поскольку факт несения истцом затрат на выплату заработной платы медицинским работникам, в том числе Легошиной Г.Г. с учетом надбавки за классность документально подтвержден, указанные затраты военным комиссариатом, которому выделены соответствующие средства, не возмещены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения за счет ФКУ "Военный Комиссариат Нижегородской области" требований истца в сумме 10 150 руб. 32 коп.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2018 по делу N А43-40220/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный Комиссариат Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.