г. Тула |
|
2 июля 2018 г. |
Дело N А23-5844/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.07.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городской управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 102400117913, ИНН 4027017947) на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.04.2018 по делу N А23-5844/2017 (судья Иванова Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
городская управа города Калуги (далее - управа) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" (г. Калуга, ИНН 4027068980, ОГРН 1054003019487) о взыскании 329 871 рубля 75 копеек, в том числе задолженности по договору аренды земельного участка от 18.10.2010 N 786/10 в размере 240 751 рубля 23 копеек и неустойки в сумме 89 120 рублей 52 копеек (т. 1, л. д. 4).
До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 241 310 рублей 82 копеек, в том числе задолженность по арендной плате за период с 01.10.2016 по 01.01.2017 в размере 171 406 рублей 61 копейки и неустойку в сумме 69 904 рублей 21 копейки. Судом уточнение принято.
Решением суда от 23.04.2018 (т. 1, л. д. 151) в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован надлежащим исполнением арендатором обязательств по договору и отсутствием у него задолженности перед арендодателем.
В апелляционной жалобе управа просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что при расчете арендной платы должны быть применены ставки и поправочные коэффициенты, установленные ежегодными постановлениями управы "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга".
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. Судебное заседание проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, между управой (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 18.10.2010 N 786/10 (т. 1, л. д. 8-10), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из состава земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 40:26:000002:105 площадью 2082 кв. метра, 40:26:000002:106 площадью 142 кв. метра по адресу: г. Калуга, ул. Калужского ополчения, д. Лихун, для строительства сетей водопровода и напорной канализации в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка
В силу пунктов 3.2-3.3 договора, расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом устанавливаемых на календарный год базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним с указанием суммы, сроков и реквизитов оплаты. Арендная плата вносится арендатором путем перечисления на соответствующий расчетный счет, указываемый арендатору арендодателем. Арендная плата за земельный участок вносится следующим образом: за I квартал - до 01 апреля, за II квартал - до 01 июля, за III квартал - до 01 октября, за IV квартал - до 25 декабря текущего года.
По акту приема-передачи (т. 1, л. д. 15) земельные участки переданы арендатору.
Ссылаясь на наличие у общества задолженности за период с 01.10.2016 по 01.01.2017, управа в претензии от 24.08.2016 (т. 1, л. д. 21) потребовала ее погасить.
Отказ от добровольного удовлетворения указанных требований послужил основанием для обращения управы в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73) приведены разъяснения, касающиеся рассмотрения судами споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указано, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
Аналогичная правовая позиция приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2015) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации за публичные земли, переданные в аренду без проведения торгов, взимается арендная плата, которая определятся в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (включая неразграниченные земельные участки) и органами местного самоуправления и относится к категории регулируемых цен.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением N 582, издало Приказ N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Материалами дела подтверждается, что после завершения строительства объекта водопроводно-канализационного назначения (внеплощадных сетей водоснабжения и напорной канализации жилой застройки д. Лихун Октябрьского округа г. Калуги) и его ввода (т. 1, л. д. 119, 122, 126), земельные участки использовались для эксплуатации линейного объекта: в целях транспортировки сточных вод и холодной воды (т. 1, л. д. 60, 65).
Поскольку земельные участки использовались обществом в спорный период для эксплуатации расположенных на них внеплощадочных сетей водоснабжения и напорной канализации, арендная плата за земельные участки с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В определениях Судебной коллегии по экономическим спорам, в которых рассматривались требования о взыскании задолженности по арендной плате за пользование публичными землями, возникшей до 01.03.2015, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила, утвержденные постановлением N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Данный правовой подход сформулирован в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1, 08.09.2016 N 74-АПГ16-6.
Как указано выше, на спорных земельных участках расположены линейные объекты - внеплощадочные сети водоснабжения и напорной канализации. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела договором на выполнение строительных работ от 28.08.2007, договором по транспортировке сточных вод от 24.06.2015, договором по транспортировки холодной воды от 22.06.2015 и не оспаривается управой.
Таким образом, расчет арендной платы за заявленный управой период с 01.10.2016 по 01.01.2017 должен производиться с применением ставки 0,7 % от кадастровой стоимости земельных участков (т. 1, л. д. 133).
В связи с этим доводы заявителя о том, что при расчете арендной платы должны быть применены ставки и поправочные коэффициенты, установленные ежегодными постановлениями управы "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга", являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие в материалах дела доказательств уплаты арендной платы и неустойки; по расчету управы, составленному с применением ставки 0,7 % кадастровой стоимости земельных участков, задолженность у общества отсутствует (т. 1, л. д. 133), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку управа в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.04.2018 по делу N А23-5844/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5844/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2018 г. N Ф10-4063/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Городская управа города Калуги
Ответчик: ООО Калужский областной водоканал