город Омск |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А70-894/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кливера Е.П.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5569/2018) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - Инспекция, налоговый орган, административный орган) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2018 по делу N А70-894/2018 (судья Минеев О.А.), рассмотренному в порядке упрощённого производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство воздушных сообщений", ИНН 7203279336, ОГРН 1127232034632 (далее - ООО "Региональное АВС", заявитель, Общество),
к Инспекции
об отмене постановления от 17.01.2018 N 04-29/03-2018 о назначении административного наказания,
апелляционная жалоба рассмотрена без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
ООО "Региональное АВС" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции об отмене постановления от 17.01.2018 N 04-29/03-2018 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2018 требование Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2018 отменить.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель указывает на то, что ООО "Региональное АВС" является платежным агентом, то есть оказывает услуги по организации деятельности по приему платежей физических лиц за пассажирские авиаперевозки. По мнению Инспекции, помимо продажи билетов, Общество не выполняет каких-либо работ, а сопутствующая деятельность по продаже (бронирование билетов, информационные, консультационные, сервисные услуги) обусловливает специфику работы авиакомпаний.
Налоговый орган настаивает на том, что ООО "Региональное АВС", являясь субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не исполнило обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также не использовало специальный банковский счет для осуществления соответствующих расчетов, поэтому постановление от 17.01.2018 N 04-29/03-2018 о назначении административного наказания вынесено Инспекцией правомерно.
ООО "Региональное АВС" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Региональное АВС" (агент) заключило агентское соглашение о продаже пассажирских перевозок от 01.09.2016 N 25-0816 (далее - Соглашение) с ООО "Планета-Сервис" (субагент), в соответствии с пунктом 1.1 которого ООО "Планета-Сервис" осуществляет продажу авиаперевозок и услуги за комиссионное вознаграждение на рейсы, выполняемые авиакомпаниями (перевозчиками), от имени и за счет перевозчиков.
Согласно пункту 2.2.7 Соглашения субагент должен ежедневно перечислять выручку в полном объеме на расчетный счет агента, при этом все полученные ООО "Планета-Сервис" суммы от продажи, включая причитающееся ему вознаграждение, являются собственностью перевозчиков до произведения взаиморасчетов за проданные перевозки между сторонами.
За период с 12.04.2017 по 05.05.2017 с расчетного счета субагента N 40821810300990000069 в ПАО "Запсибкомбанк" на расчетный счет агента ИНН 7203279336 (N 40702810600030000501 в Ф-Л ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ") перечислены денежные средства в качестве платежей физических лиц за авиаперевозки в сумме 375 000 руб., что подтверждается банковской выпиской.
На основании поручения от 09.10.2017 N 04-32/49-2017 сотрудниками Инспекции проведена проверка соблюдения ООО "Региональное АВС" требований статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" в части использования специальных банковских счетов при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и осуществления расчетов.
В ходе проверки административным органом установлено, что в проверяемом периоде с 01.04.2017 по 30.09.2017 ООО "Региональное АВС" не исполнена обязанность по использованию специального банковского счета для осуществления расчетов, в связи с чем нарушена норма части 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Согласно протоколу допроса главного бухгалтера ООО "Планета-Сервис" Сизиковой М.Ф. от 18.12.2017 б/н полученные через кассу субагента денежные средства являются выручкой от продажи пассажирских авиаперевозок по агентскому соглашению о продаже пассажирских перевозок от 01.09.2016 N 25-0816 с Обществом.
В связи с выявлением указанного нарушения 14.12.2017 Инспекцией в отношении ООО "Региональное АВС" составлен протокол N 04-28/110-2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ (т.2 л.д.17-22).
По результатам проверки указанного выше Соглашения, полагая, что деятельность заявителя попадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ), Инспекция вынесла постановление от 17.01.2018 N 04-29/03-2018 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ за нарушение платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов (т.1 л.д.8-13).
Полагая, что указанное постановление налогового органа не основано на положениях действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, ООО "Региональное АВС" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
06.04.2018 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ и Федерального закона "О национальной платежной системе", устанавливающие обязанности платежных агентов, банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Субъектом данного правонарушения является платежный агент, которым в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Часть 14 статьи 4 указанного Федерального закона предусматривает, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Общество осуществляет деятельность только по продаже билетов, то есть по приему платежей физических лиц, а сопутствующая деятельность по продаже (бронирование билетов, информационные, консультационные, сервисные услуги) обусловливает специфику работы авиакомпаний, вследствие чего, ООО "Региональное-АВС" является платежным агентом, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с агентским соглашением о продаже пассажирских перевозок от 01.09.2016 N 25-0816 Общество обеспечивает своевременное информирование субагента об изменениях в тарифах и льготах, правилах их применения, расчетов с клиентами при отказе от перевозки, обеспечивает субагента перевозочными документами, штампами, присваивает номер кассе, а также номер и код пульту автоматизированной системы продажи билетов, содействует обучению кассиров и персонала субагента по его заявкам.
Кроме того, по агентскому соглашению от 03.09.2011 N 460/11, заключенному между Обществом и ПАО "Аэрофлот", ООО "Региональное АВС" наделено правом оказания услуг по бронированию, оформлению и продаже пассажирских авиаперевозок. Также указанное соглашение содержит обязательства Общества по информированию пассажиров об условиях применения тарифов перевозчика, правилах возврата билета, об изменениях, связанных с отменой, переносом, задержкой рейсов, об условиях договора воздушной перевозки пассажиров, о правилах перевозчика, о способе проезда до аэропорта отправления, о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс, об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным контролем, о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, о типе воздушного судна, о времени прилета в пункт назначения, по информированию перевозчика о требованиях пассажиров, направленных на повышение эффективности и качества обслуживания.
Таким образом, ООО "Региональное АВС" выполняет больший объём обязательств по сравнению с платежными агентами. Прием платежей физических лиц обеспечивает деятельность Общества по оказанию информационно-сервисных услуг, выражающихся в подборе маршрута перевозки, транспорта, консультировании по вопросам подбора услуг перевозки.
При этом ссылки налогового органа на Постановление Верховного Суда РФ от 01.04.2016 N 308-АД15-14868 и Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2016 N 305-АД16-4418, как на подтверждающие его позицию судебные акты, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Постановлением Верховного Суда РФ от 24.10.2016 N 303-АД16-10144, на которое ссылается Общество, юридическое лицо, осуществляющее аналогичную с Обществом деятельность, не признано платежным агентом, поскольку на него не распространяется действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Региональное АВС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ при отсутствии правовых оснований.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что решениями Ленинского районного суда города Тюмени от 06.04.2018 по делу N 12-235/2018 и Тюменского областного суда от 28.05.2018 по делу N 21-279/2018 постановление о назначении административного наказания от 17.01.2018 N 04-29/04-2018 по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в отношении руководителя Общества оставлено без изменений, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 означенного Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Учитывая, что основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют, названные дополнительные доказательства не могут быть приобщены к материалам дела.
Кроме того, из содержания решения Тюменского областного суда от 28.05.2018 по делу N 21-279/2018 следует, что решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2018 по делу N А70-894/2018 преюдициального значения не имеет.
Таким образом, поскольку Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, постольку требование заявителя об отмене постановления налогового органа от 17.01.2018 N 04-29/03-2018 о назначении административного наказания является обоснованным и правильно удовлетворено судом первой инстанции.
По мнению суда апелляционной инстанции, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме оценены доводы сторон и представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Инспекция освобождена от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2018 по делу N А70-894/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-894/2018
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТЮМЕНИ N 3