2 июля 2018 г. |
Дело N А84-4822/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 02.07.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии представителей: от Департамента финансов города Севастополя - Рублевой Е.В., доверенность от 10.01.2018 N 04/09.1-20/18; от Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю - Кирюхиной Я.Н., доверенность от 22.12.2017 N 01-53/58; от Акционерного общества "Артвин" - Якимович Н.В., доверенность от 04.04.2018 N 30,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Артвин" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.03.2018 и дополнительное решение от 18.05.2018 по делу N А84-4822/2017 (судья Минько О.В.),
по заявлению Департамента финансов города Севастополя (ул. Генерала Петрова, 15, г. Севастополь, 299011)
к Акционерному обществу "Артвин" (ул.Севастопольская, д.64, с. Верхнесадовое, г. Севастополь, 299802),
при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (ул. Кулакова, д. 56, г. Севастополь, 299011),
о взыскании задолженности,
установил:
Департамент финансов города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о взыскании с акционерного общества "Артвин" в доход бюджета города Севастополя задолженности по уплате налогов и сборов за 2014 год в сумме 3 781 992,41 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.03.2018 по делу N А84-4822/2017 требования Департамента финансов города Севастополя удовлетворены полностью. Взыскана с акционерного общества "Артвин" в доход бюджета города Севастополя (номер счета 40101810167110000001, наименование банка - Отделение Севастополь г. Севастополь, БИК 046711001, получатель - УФК по г. Севастополю (Департамент финансов города Севастополя), ИНН 9204002845, КПП 920401001, КБК 81410990020020000110, ОКТМО 67000000) задолженность по уплате налогов и сборов за 2014 год в сумме 3 781 992,41 рублей (три миллиона семьсот восемьдесят одна тысяча девятьсот девяносто два рубля 41 коп.).
Дополнительным решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.05.2018 по делу N А84-4822/2017 взысканы с акционерного общества "Артвин" в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 41 910,00 рублей (сорок одна тысяча девятьсот десять рублей 00 коп.).
Не согласившись с указанным решениями, акционерное общество "Артвин" обжаловало их в апелляционном порядке. В обоснование апелляционных жалобах общество указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе и на отсутствие оснований для применения сроков исковой давности. По мнению АО "Артвин", поскольку суд первый инстанции необоснованно взыскал с АО "Артвин" задолженность по уплате налогов и сборов за 2014 год в сумме 3 781 992,41 рублей, размер судебных расходов, подлежащий взысканию с общества, судом первой инстанции определен неправильно. АО "Артвин" просит решения суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзывах на апелляционную жалобу Департамент финансов города Севастополя, Управление Федеральной налоговой службы по городу Севастополю возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержали решение суда первой инстанции.
Определением председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2018 года произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Омельченко В.А., судьи Яковлева А.С. на судью Привалову А.В. в составе суда по рассмотрению апелляционной жалобы по делу N А84-4822/2017.
Рассмотрев доводы жалоб, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Акционерное общество "Артвин" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.06.2008. Запись о приведении АО "Артвин" в порядке статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.12.2014, что подтверждается соответствующей выпиской.
Судом установлено, что на основании статей 133, 152 Налогового кодекса Украины, статей 23, 34 Закона N 2-ЗС в общество в 2014 году являлось плательщиком налога на прибыль, должно было предоставить отчетность за 2014 года и уплатить самостоятельно начисленные налоговые обязательства. Согласно представленной обществом декларации по налогу на прибыль за 2014 год N 37412 от 19.12.2014, к уплате по сроку 19.12.2014 подлежали налоговые обязательства в сумме 7999 рублей, сумма задолженности общества по налогу на прибыль на 29.12.2014, с учетом переплаты, составила 7711,16 рублей.
В соответствии со ст. 4 Закона Украины от 08.07.2010 N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", общество также являлось плательщиком единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и должно было уплачивать единый взнос, а также отчетность в порядке ст. 9 указанного Закона.
Согласно представленным расчетам (N 35241 от 18.12.2014, N 29712 от 10.12.2014, N 25389 от 18.11.2014, N 22131 от 20.10.2014) сумма задолженности единого взноса составила 3774281,25 рублей, с учетом переплаты.
Таким образом, согласно поданных в налоговый орган города Севастополя деклараций (расчетов) налоговые обязательства АО "Артвин" за указанные периоды составили - 7711,16 рублей, по налогу на прибыль и 3774281,25 рублей, единый взнос.
Письмом от 29.12.2014 N 252/9/29-03 Налоговая инспекция в Нахимовском районе Налоговой службы города Севастополя уведомило Правительство Севастополя о суммах задолженности и переплаты по состоянию на 29.12.2014 по налогам и сборам, которые контролировались Налоговой службой города Севастополя в переходный период.
20.07.2015 Департамент обратился к АО "Артвин" с требованием N 3.2-28/2915/3 о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя в виде налогов и сборов образовавшуюся в переходном периоде 2014, - налог на прибыль частных предприятий 7711,16 руб. и единый социальный взнос в размере 3774281,25 руб, определенной в порядке статьи 34 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период", в общей сумме 3781992,41 рублей.
Поскольку АО "Артвин" в установленные сроки требования не были исполнены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент является уполномоченным органом на взыскание спорной задолженности и, поскольку доказательств уплаты указанной суммы в доход бюджета города Севастополя обществом в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу, что требования Департамента о взыскании с АО "Артвин" в доход бюджета города Севастополя задолженность по уплате налогов и сборов за 2014 год в сумме 3 781 992,41 рублей являются законными и подлежат удовлетворению. Судом также установлено наличие оснований для применения к спорным правоотношениям сроков исковой давности, установленных статьей 196 ГК РФ.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции соглашается ввиду следующего.
Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций определен главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Так, статья 212 АПК РФ определяет, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (статья 213 АПК РФ).
Как определено статьей 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 15 Закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Во исполнение приведенной нормы Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (далее - Закон N 2-ЗС), которым определен порядок применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период.
Статьей 1 Закона N 2-ЗС предусмотрено, что до 1 января 2015 года на территории города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 4 Закона Украины от 08.07.2010 N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - ЗУ N2464-VI) АО "Севастопольский завод напитков" являлось плательщиком единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) и должно было уплачивать единый взнос, а также представлять отчетность по единому взносу в порядке и в сроки, установленные статьей 9 ЗУ N2464-VI.
Согласно статье 9 ЗУ N 2464- VI во время каждой выплаты заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм плательщики обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты единый взнос в размере, установленном для таких плательщиков (авансовые платежи).
Согласно части 3 статьи 34 Закона N 2-ЗС плательщики налога на прибыль предприятий, а также неприбыльные организации обязаны представить налоговую отчетность за период с 1 января по 30 ноября 2014 года (плательщики, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции в соответствии со статьей 155 Налогового кодекса Украины, - за период июль 2013 года - ноябрь 2014 года), составленную нарастающим итогом, по формам, утвержденным по состоянию на 21 февраля 2014 года, и уплатить соответствующие налоговые обязательства за период с 1 января по 30 ноября 2014 года в срок не позднее 19 декабря 2014 года. Одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль за период с 1 января по 30 ноября 2014 года, составленной нарастающим итогом, подлежит представлению финансовая отчетность по состоянию на 30 ноября 2014 года по формам, действовавшим по состоянию на 21 февраля 2014 года.
По правилу части 12 статьи 34 Закона N 2-ЗС в случае неуплаты налогов и сборов, указанных в настоящей статье, налоговые органы города Севастополя имеют право принять меры, предусмотренные действующим законодательством.
Для реализации указанного Закона N 2-ЗС была создана Налоговая служба города Севастополя, которая, являлась администратором налогов и сборов переходного периода 2014 года.
Вместе с тем, распоряжением Правительства Севастополя от 29.12.2014 N 565 "О ликвидации Налоговой службы города Севастополя" деятельность Налоговой службы города Севастополя с 29.12.2014 прекращена, соответственно, с 29.12.2014 года налоговый орган, уполномоченный на взыскание, в порядке, установленном Законом N 2-ЗС, налогов и сборов переходного периода 2014 года прекратил свое действие.
С 1 января 2015 года уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, является ФНС России, при этом УФНС России по г. Севастополю не является правопреемником прав и обязанностей Налоговой службы города Севастополя.
С целью урегулирования расчетов с бюджетом города по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся на лицевых счетах налогоплательщиков в переходном периоде, постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП был утвержден Порядок (далее по тексту - Порядок N 308) и определен орган, уполномоченный на взыскание задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, контроль за которыми в переходный период осуществлялся Налоговой службой города Севастополя и ее территориальными органами, - Департамент.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 308 уполномоченный орган (Департамент) осуществляет работу по реализации данного Порядка на основании переданной Правительством Севастополя информации, сформированной налоговыми органами города Севастополя, об ориентировочном расчетном сальдо сумм задолженности и (или) излишне уплаченных сумм по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 26 декабря 2014 года включительно (далее по тексту - сальдо расчетов).
Согласно пункту 4 Порядка N 308 уполномоченный орган корректирует сальдо расчетов по каждому плательщику и источнику доходов бюджета на сумму, определенную к оплате в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 2 декабря 2014 N 87-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" на основании предоставленных налогоплательщиком данных налоговой отчетности за 2014 год.
Пунктом 6 Порядка N 308 установлено, что задолженность (отрицательное значение) по налогу, сбору, иному обязательному платежу и единому социальному взносу, подтвержденная информацией из сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику, подлежит оплате (взысканию). Уполномоченный орган направляет налогоплательщику требование о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя и сведения о реквизитах счета, значения ИНН и КПП получателя (уполномоченного органа), кода бюджетной классификации и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджет. Налогоплательщик самостоятельно перечисляет сумму образовавшейся задолженности в бюджет города Севастополя до первого июля 2015 года.
Согласно пункту 7 Порядка N 308 в случае самостоятельного непогашения налогоплательщиком задолженности перед бюджетом города Севастополя, Уполномоченный орган формирует с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Порядка и положений пунктов 8 и 10 постановления Правительства Севастополя, которым утвержден настоящий Порядок, и направляет в судебный орган исковое заявление о взыскании задолженности в бюджет города Севастополя по налогам, сборам, иным обязательным платежам, а также единому социальному взносу, которые контролировались налоговыми органами города Севастополя.
Учитывая, что Департамент финансов города Севастополя в переходный период не являлся налоговым органом, входящим в состав Налоговой службы города Севастополя, в настоящее время также не является налоговым органом, входящим в систему налоговых органов Российской Федерации, при реализации полномочий, предоставленных ему в соответствии с Порядком N 308, он не вправе производить взыскание спорных задолженностей в бесспорном порядке, а также не должен соблюдать порядок и сроки взыскания спорных задолженностей, установленных законодательством о налогах и сборах именно для налоговых органов.
Вместе с тем, порядок расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП, каких-либо специальных сроков для взыскания Уполномоченным органом (Истцом) сумм задолженностей не содержит. Указанный в п.6 Порядка срок 1 июля 2015 года определяет лишь срок, в который налогоплательщики, имеющие задолженности перед бюджетом города Севастополя, должны были уплатить ее самостоятельно, но не является пресекательным сроком для направления Уполномоченным органом требований о погашении задолженностей перед бюджетом, а также для обращения его в суд с иском о взыскании задолженностей.
Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 7 Порядка N 308-ПП, введенного Постановлением Правительства Севастополя от 06.10.2016 N 933-ПП, прямо предусмотрено, что срок для обращения в судебный орган с исковым заявлением определяется в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, наличие по состоянию на 01.01.2015 у АО "Артвин" задолженности по уплате налогов и сборов в переходном периоде, которая составила - 7711,16 рублей, по налогу на прибыль и 3774281,25 рублей, единый взнос.
Поскольку деятельность Налоговой службы города Севастополя, осуществлявшей администрирование спорных платежей в переходный период, прекращена Распоряжением Правительства Севастополя от 29.12.2014 N 565, спорные суммы следует рассматривать как задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет города Севастополя, образовавшуюся в переходный период, подлежащую взысканию в особом порядке специально уполномоченным органом.
В рассматриваемом случае, срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ для обращения Департамента финансов города Севастополя в суд с иском о взыскании задолженности по налогам и сборам исчисляется с момента официального наделения Департамента полномочиями по взысканию задолженности по налогам и сборам, контроль за которыми в переходный период осуществлялся Налоговой службой города Севастополя, то есть с момента вступления специального нормативного правового акта, регулирующего указанные правоотношения, - Постановления Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП в законную силу.
При названных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Относительно принятого судом первой инстанции дополнительного решения по вопросу распределения судебных расходов судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 178 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если не разрешен вопрос о судебных расходах.
Дополнительное решение является способом устранения неполноты судебного решения, так как требование полноты - одно из существенных требований, предъявляемых к судебному решению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Апелляционной коллегией проверена сумма государственной пошлины, которая в силу части 3 статьи 110 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно в размере 41 910,00 рублей взыскана дополнительным решением в доход федерального бюджета судом первой инстанции с ООО "Артвин".
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решения Арбитражного суда города Севастополя от 05.03.2018 и 18.05.2018 по делу N А84-4822/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Акционерного общества "Артвин" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.