г. Саратов |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А12-11242/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Н. А. Клочковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 мая 2018 года по делу N 12-11242/2018 (судья С.В. Лазаренко),
по исковому заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, проспект им. Ленина,21, ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011)
к Комитету финансов Волгоградской области (400066, г.Волгоград, ул. Порт-Саида, 7, ОГРН 10634440076922, ИНН 344130624),
при участии третьего лица Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28А, ОГРН 1023403452555, ИНН 3444054571),
о взыскании задолженности,
лица, участвующие в деле не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация городского округа - город Волжский, истец) с иском в суд к комитету финансов Волгоградской области (далее - Комитет финансов Волгоградской области, ответчик) о взыскании с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области убытков в размере 918 343 руб. 26 коп.
Решением от 10 мая 2018 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-11242/2018 с субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской области в пользу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области убытки в размере 918 343,26 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет финансов Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель полагает, что отсутствует причинная связь между возникшими убытками и действиями ответчика, кроме того, истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации городского-округа - город Волжский Волгоградской области от 30.03.2012 N 2020 Старухина Екатерина Алексеевна, 06.07.1990 года рождения, была признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения при администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 03.07.2014 N 2-3542/2014 исковые требования прокурора город Волгограда, в интересах Старухиной Екатерины Алексеевны к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма были удовлетворены.
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 30.07.2014 года вступило в законную силу 04.09.2014 года (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 04.09.2014).
Из решения суда от 30.07.2014 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам от 04.09.2014 усматривается, что Старухина Е.А. является инвалидом первой группы по зрению с детства, что также подтверждается справкой МСЭ-2009 N 0057798.
Заболевание Старухиной Е.А., 06.07.1990 года рождения, подпадает под действие Постановления Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также под действие Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г. "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь".
Суд обязал администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Старухиной Екатерине Алексеевне, 06.07.1990 года рождения, нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, жилое помещение на одного человека по норме предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде благоустроенного изолированного жилого помещения в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Во исполнение решения Волжского городского суда Волгоградской области от 03.07.2014 постановлением администрации городского -округа - город Волжский Волгоградской области от 25.07.2017 года N 4541 Старухиной Екатерине Алексеевне, 06.07.1990 года рождения, по договору социального найма было предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда - однокомнатная квартира общей площадью 28,7 кв.м., расположенная по адресу Волгоградская область, г.Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33.
28.07.2017 между Старухиной Е.А. и администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области был заключен договор социального найма жилого помещения общей площадью 28,7 кв.м., расположенного по адресу Волгоградская область, г.Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33.
Старухиной Е.А. жилое помещение было принято, что подтверждается актом передачи жилого помещения от 28.07.2017.
20.11.2017 между управлением муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и обществом с ограниченной ответственностью "Аналитик Центр" путем проведения аукциона в электронной форме был заключен муниципальный контракту N 824161 по оказанию услуг по оценке имущества.
ООО "Аналитик Центр", согласно условиям договора производилась оценка объекта, расположенного по адресу Волгоградская область, город Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33, передаваемого Старухиной Е.А.
Стоимость услуг по оценке жилого помещения составила 10 343 руб. 26 коп., что подтверждается условиями договора актом выполненных работ.
Согласно отчету N 2772/17 от 28.11.2017 об оценке рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу Волгоградская область, город Волжский, ул. Мира, д. 18, кв. 33, рыночная стоимость жилого помещения составляет 908 000 руб.
Исковые требования заявлены в порядке статей 15, 1069, 1070 ГК РФ - о взыскании убытков в общей сумме 918 343 руб. 26 коп. (908 000 руб. стоимость жилого помещения, 10 343 руб. 26 коп. стоимость проведения оценки состояния жилого помещения, передаваемого Старухиной Е.А.).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Указанное выше решение суда общей юрисдикции основано на установленном обстоятельстве - наличии тем обстоятельством, что заявитель страдает заболеваниями, которые входят в пункт 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а также под действие Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г. "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь" и подпадает под действие статьи 58 ЖК РФ.
Общая сумма расходов, связанных с предоставлением жилых помещений на основании вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции, составила 918 343 руб. 26 коп.
Удовлетворяя предъявленные по делу требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона N 184- ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181 - ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона N 184-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 55, статьи 60 и 61 Закона N 184-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 184-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Старухина Екатерина Андреевна была поставлена на учет 30.03.2012 года в соответствии с постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N 2020 от 30.03.2012, как гражданин, нуждающиеся во внеочередном предоставлении жилого помещения при администрации городского округа - город Волжский волгоградской области (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире").
Таким образом, Старухина Е.А. была поставлена на учет после 01.01.2005 года.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой приведен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2015 N 305-ЭС15-9366, от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 и других.
В этой связи доводы ответчика комитета финансов Волгоградской области о том, что названные расходы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не соответствуют действующему законодательству и сложившейся практике его применения.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной нормами упомянутой статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что расходы, необходимые истцу для исполнения решения Волжского городского суда Волгоградской области от 03.07.204, подлежат взысканию за счет средств казны Волгоградской области.
Обязанность субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской области по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом обязания администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить жилое помещение определенному в законе лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением.
Согласно экспертному заключению рыночная стоимость жилого помещения, предоставленного Старухиной Е.А. по договору социального найма составляет 908 000 руб.
Данное заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение экспертов материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обосновано документами, представленными в материалы дела.
Доводы ответчика о том, что стоимость убытков должна быть рассчитана исходя из стоимости одного квадратного метра, несостоятельны, поскольку истцом предоставлен отчёт эксперта об оценке рыночной стоимости жилого помещения.
Данные отчет ответчиком не оспорен, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 мая 2018 года по делу N А12-11242/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.