г. Хабаровск |
|
04 июля 2018 г. |
А73-21245/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Медведевой Ю.А., представителя по доверенности от 09.10.2017 N 12.3.44-29494;
от открытого акционерного общества "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания": Плотникова Л.А., представителя по доверенности от 12.03.2018 б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края
на решение от 27 апреля 2018 г.
по делу N А73-21245/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Трещевой В.Н.,
по иску Министерства природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН 1072721005532, ИНН 2721147726, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56)
к открытому акционерному обществу "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания" (ОГРН 1072709002629, ИНН 2704010746, место нахождения: 682848, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Мельничная, д.5)
о расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания" о расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства в Хабаровском крае N 27/ДДП-032/1997 от 10.12.2008.
В обоснование заявленных требований министерство указало на ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора, поскольку за период с 2014 по 2016 годы общество "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания" не осуществило добычу (вылов) водных биоресурсов (морского гребешка в прибрежных зонах), выделенных в соответствии с договором и предоставленной квотой, в предусмотренном объеме.
Решением суда от 27 апреля 2018 г. в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить по приведенным в суде первой инстанции доводам о ненадлежащем исполнении ответчиком условий договора и неправильном применении норм материального права.
В письменном отзыве ответчик доводы апелляционной жалобы просит отклонить, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель министерства настаивал на приведенных в апелляционной жалобе доводах, представитель общества просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.12.2008 между Министерством природных ресурсов Хабаровского края (орган государственной власти) и Открытым акционерным обществом "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания" (юридическое лицо) заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства в Хабаровском крае N 27/ДДП-032/1997, по условиям которого орган государственной власти предоставляет, а юридическое лицо приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства морского гребешка в Японском море, подзоне Приморье, в размере 10,801%.
Согласно пункту 2 договора прибрежные квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов распределяются юридическому лицу на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за юридическим лицом.
Срок действия настоящего договора - 10 лет.
Договор считается заключенным с даты подписания его сторонами (пункт 5 договора).
Согласно пункту 9 (подпункт б) договора следует, что настоящий договор расторгается до окончания срока его действия по решению Федерального агентства по рыболовству о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случае, если добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется в течение 2 лет подряд в объеме менее 50 процентов промышленных и прибрежных квот.
Установлено, что ответчику были выделены следующие квоты на вылов морского гребешка: на 2014 год - в объеме 9, 202 тонн, на 2015 - 5, 098 тонн, на 2016 год - в объеме 3,046 тонн.
По сведениям, предоставленным Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 14.04.2016, освоение ОАО "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания" выделенной квоты по договору составило менее 50%, а именно: в 2014 году - 0% и в 2015 году -0%. 05.12.2016.
В связи с чем, истец направил в адрес ответчика соглашение о расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства в Хабаровском крае N 27/ДДП-032/1997 с подписанием его в срок до 31.12.2016.
После этого, распоряжением N 187 от 20.12.2016 истец выделил ответчику квоту на вылов морского гребешка на 2017 год в объеме 5,616 тонн и распоряжением N 217 от 29.12.2017 - на 2018 год в объеме 1,188 тонн.
В соответствии с распоряжением N 217 от 29.12.2017 Федеральным агентством по рыболовству оформлено разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 2720180202992702 от 14.03.2018.
20.04.2018 Амурское территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству сообщило о том, что по состоянию на 15.04.2018 объем добычи (вылова) морских гребешков ОАО "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания" составил 0,951 тонн, или 80,05% от выделенного объема квоты.
Отказ в подписании обществом соглашения о расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства в Хабаровском крае от 10.12.2008 N 27/ДДП-032/1997 в срок до 31.12.2016, послужил основанием для обращения министерства с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая оспариваемый заявителем судебный акт, суд руководствовался положениями статей 309, 310, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33.5 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и исходил из отсутствия оснований для расторжения договора, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором; по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, либо в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
В силу статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ договор о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР может быть досрочно расторгнут по требованию одной из сторон в соответствии с положениями гражданского законодательства и названного Закона, в том числе на основании требования органа государственной власти, заключившего такой договор, - в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 13 названного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи принудительное прекращение права на добычу (вылов) ВБР возможно в случае, если добыча (вылов) ВБР осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее 50% промышленных квот и прибрежных квот.
В силу пункта 4 статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ (действовавшей в период с 2014-2015 гг.) орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения его условий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены особые основания для расторжения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР по инициативе агентства - в случае добычи (вылова) обществом ВБР в течение двух лет подряд в объеме менее 50% выделенных квот.
В 2014 - 2015 годах истец не направлял ответчику предупреждения.
14.10.2016 комиссией по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов территориальному Росрыболовству рекомендовано принять решение о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов пользователям, в том числе ОАО "Советско-Гаванская охотничья рыбопромысловая компания", освоившим в 2014 - 2015 годах менее 50 процентов квот добычи (вылова).
Такое решение уполномоченным органом не принято.
Как следует из материалов дела, после заседания комиссии от 14.10.2016 обществу были выделены квоты распоряжением N 187 от 20.12.2016 на вылов морского гребешка на 2017 год в объеме 5,616 тонн и распоряжением N 217 от 29.12.2017 на вылов морского гребешка на 2018 год в объеме 1,188 тонн.
В соответствии с распоряжением N 217 от 29.12.2017 Федеральным агентством по рыболовству оформлено разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 2720180202992702 от 14.03.2018.
Указанное разрешение позволило рыбодобывающему предприятию выделенные квоты освоить по состоянию на 15.04.2018 в размере 80,05%, что подтверждается соответствующим письмом Амурского территориального управления Росрыболовства.
Таким образом, довод истца о том, что в отношении ответчика было принято решение о прекращении права на добычу водных биологических ресурсов, опровергается предоставленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного, учитывая факт принятия ответчиком необходимых мер для освоения предоставленных ему квот, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, справедливо отметив, что расторжение в судебном порядке договоров носит исключительный характер и является по своей правовой природе санкцией, применяемой судом к злостному нарушителю договорных обязательств, каковым ответчик в данном случае не является.
Доводы истца в апелляционной жалобе о необоснованном применении судом утратившей силу части 4 статьи 33.5 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ, предусматривавшей императивную обязанность органа государственной власти, заключившего такой договор, направить другой стороне в письменной форме предупреждение о необходимости исполнения условий договора до заявления требования о досрочном расторжении договора, подлежат отклонению.
Территориальным органом Росрыболовства инициировано расторжение договора с рыбодобывающим предприятием в декабре 2016 года в связи с неисполнением условий договора в 2014-2015, поэтому применению подлежит Закон N 166-ФЗ, действовавшей в период с 2014-2015 гг.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 апреля 2018 г. по делу N А73-21245/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.