город Ростов-на-Дону |
|
03 июля 2018 г. |
дело N А32-55829/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2018 по делу N А32-55829/2017 по иску Администрации муниципального образования город Новороссийск,
ответчик: индивидуальный предприниматель Павловский Дмитрий Евгеньевич, принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Павловскому Дмитрию Евгеньевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 300 000 руб. суммы полученной субсидии по договору от 10.04.2015 N 02.7-18/15.
Решением суда от 04.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация муниципального образования город Новороссийск обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно акту проверки отдела по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации муниципального образования город Новороссийск от 15.03.2017 выявлены факты неисполнения предпринимателем условий, установленных Порядком субсидирования из бюджета муниципального образования город Новороссийск части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождение нематериальных активов, приобретение прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.11.2014 N 9155 (далее - Порядок) и договором от 10.04.2015 N 02.7-18/15, выраженных в непредоставлении к отчету о достижении плановых показателей выписки из ЕГРИП, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации с отметкой о приеме за 2015 год.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации муниципальной программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск на 2014-2017 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 11.03.2014 N 1798, вынесен приказ отдела по взаимодействию с малым и средним бизнесом N 18/15-02.7 от 10.04.2015 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий индивидуальному предпринимателю Павловскому Дмитрию Евгеньевичу" и заключен договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения, сооружения, изготовления основных фондов и приобретения нематериальных активов N 02.7-18/15 от 10.04.2015 между администрацией и предпринимателем (далее - договор).
Согласно условиям указанного договора администрация муниципального образования город Новороссийск безвозмездно предоставляет бюджетные средства в форме субсидий для возмещения части затрат предпринимателя, понесенных в ходе реализации проекта "Оказание услуг сельхозтоваропроизводителям", а предприниматель обязуется принять субсидию и распорядиться ею исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными в договоре.
Согласно пункту 2.2 договора субсидия предоставляется в сумме 300000 рублей, за счет средств федерального бюджета.
Денежные средства перечислены предпринимателю в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 3762 от 30.09.2015, в сумме 300000 руб.
Согласно пункту 3.13. Приложения N 3 Порядка субсидирования из бюджета муниципального образования город Новороссийск части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождение нематериальных активов, приобретение прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 21.11.2014 N9155 субъект малого предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, а также в течение двух последующих финансовых лет, представляет уполномоченному органу не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, отчет о достижении плановых показателей по форме, утвержденной Уполномоченным органом в соответствии с названным Порядком.
Согласно приложению N 5 к Порядку утверждена форма отчета о достижении плановых показателей по форме, с соответствующим приложением.
Согласно акту проверки отдела по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации муниципального образования город Новороссийск от 15.03.2017 выявлены факты неисполнения предпринимателем условий, установленных Порядком и договором, выраженных в не предоставлении к отчету о достижении плановых показателей - выписки из ЕГРИП, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации с отметкой о приеме, за 2015 год, в связи с чем выплаченные бюджетные средства подлежат возврату в бюджет города.
Согласно пункту 3.7 приложения N 6 Порядка и пункту 5.1 договора в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого предпринимательства подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.07.2017 администрацией предпринимателю направлено письмо N 02-05-154/17 с требованием вернуть в местный бюджет излишне выделенную субсидию 300000 руб.
Указанная сумма в бюджет муниципального образования город Новороссийск не возвращена.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров" работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)" индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.
Как следует из материалов дела, администрацией осуществлялась реализация муниципальной программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск на 2014-2017 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 11.03.2014 N 1798, вынесен приказ отдела по взаимодействию с малым и средним бизнесом N 18/15-02.7 от 10.04.2015 "О предоставлении денежных средств в форме субсидий индивидуальному предпринимателю Павловскому Дмитрию Евгеньевичу" и заключен договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения, сооружения, изготовления основных фондов и приобретения нематериальных активов N 02.7-18/15 от 10.04.2015 между администрацией и предпринимателем.
Как указано выше, ответчик в нарушение своих обязательств, установленных пунктом 3.13 приложения N 3 Порядка, к отчету о достижении плановых показателей не представил выписки из ЕГРИП, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации с отметкой о приеме за 2015 год.
Отчетность от ответчика в администрацию не поступила, что ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, при условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования суммы субсидии.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что полученные предпринимателем денежные средства израсходованы не в соответствии с их целевым назначением, такие доводы истцом не заявлены. А сам факт непредставления предпринимателем вышеуказанных документов вместе с отчетностью к установленному договором субсидирования сроку сам по себе не влечет обязанности последнего возвратить субсидию.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453). Такие обстоятельства судом не установлены.
В связи с изложенным отклоняются доводы подателя жалобы о наличии основания для возврата субсидии, как основанные на ошибочном понимании норм права.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2017 по делу N А32-12536/2016.
При изложенных обстоятельствах заявленные исковые требования являются необоснованным, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2018 по делу N А32-55829/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.