г. Пермь |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А60-5862/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Жуковой Т.М., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2018 года
по делу N А60-5862/2018,
принятое судьей Смагиным К.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконным бездействий в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", заявитель) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с требованиями (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АК РФ) о признании незаконным отказа Территориального управления Росимущества в Свердловской области, оформленного письмами от 03.11.2017 N АР-13361/07, от 05.06.2017 N АР-6396/07, в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 66:07:0000000:1303, 66:07:1403002:522, 66:07:00000000:1264, 66:07:1002021:241, 66:07:0000000:1268, 66:07:1901002:1102, 66:07:1901001:976, 66:13:0000000:192, 66:13:0000000:193, 66:13:0000000:178, 66:13:0000000:179, 66:13:0000000:190, 66:13:0000000:191, 66:13:0000000:188, 66:13:0000000:189, 66:13:0000000:180, 66:13:0000000:181, 66:13:0000000:182, 66:13:0000000:183 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 66:07:0000000:196, 66:13:0000000:54, 66:13:0000000:42 66:13:0000000:53, 66:13:0000000:51, 66:13:0000000:43, 66:13:0000000:46. Просит обязать Территориальное управление Росимущества в Свердловской области предоставить в аренду сроком на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами 66:07:0000000:1303, 66:07:1403002:522, 66:07:00000000:1264, 66:07:1002021:241, 66:07:0000000:1268, 66:07:1901002:1102, 66:07:1901001:976, 66:13:0000000:192, 66:13:0000000:193, 66:13:0000000:178, 66:13:0000000:179, 66:13:0000000:190, 66:13:0000000:191, 66:13:0000000:188, 66:13:0000000:189, 66:13:0000000:180, 66:13:0000000:181, 66:13:0000000:182, 66:13:0000000:183 и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 66:07:0000000:196, 66:13:0000000:54, 66:13:0000000:42 66:13:0000000:53, 66:13:0000000:51, 66:13:0000000:43, 66:13:0000000:46, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказав заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что заинтересованное лицо не имело правовой возможности принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении в аренду ОАО "МРСК Урала" испрашиваемых земельных участков, так как право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, границы земельных участков подлежат уточнению. Считает, что судом не учтено, что заинтересованное лицо своевременно реагировало на обращения заявителя, отрицательные решения по обращениям заявителя обусловлены нормами действующего законодательства.
До начала судебного разбирательства от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, открытому акционерному обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства, а именно:
- электросетевой комплекс подстанции "Полдневская" 35/10 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2008 66 АГ 506664), в состав которого входит ВЛ 35 кВ Башаринская-Полдневская;
- электросетевой комплекс подстанции "Комышлов" 110/35/10 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2008 66 АГ 308534), в состав которого входит ВЛ 110 кВ Камышлов-Аксариха, ВЛ 35 кВ Камышлов-Баранниково, ВЛ 35 кВ Баранниково-Озерная;
- электросетевой комплекс подстанции "Захаровская" 110/10 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 22.07.2008 66 АГ 308538), в состав которого входит ВЛ 110 кВ Черданцы-Захаровская, ВЛ 110 кВ Захаровская-Скатинская;
- электросетевой комплекс подстанции "Сирень" 110/10 кВ (повторное свидетельство о государственной регистрации права от 17.08.2012 66 АЕ 646338), в состав которого входит ВЛ 110 кВ Сирень-Черданцы.
Для размещения указанных объектов ОАО "Свердловэнерго" (правопредшественник ОАО "МРСК Урала") были предоставлены земельные участки на праве (постоянного) бессрочного пользования площадью:
- 0,10 га, что подтверждается свидетельством о праве N 11916 от 30.12.1999 (для объекта ВЛ 35 кВ Башаринская-Полдневская);
- 0,093 га, что подтверждается свидетельством о праве N 747 от 15.09.1998 (для объекта ВЛ 110 кВ Камышлов-Аксариха);
- 0,061 га, что подтверждается свидетельством о праве N 753 от 17.09.1998 (для объекта ВЛ 35 кВ Камышлов-Баранниково);
- 0,078 га, что подтверждается свидетельством о праве N 754 от 17.09.1998 (для объекта ВЛ 35 кВ Баранниково-Озерная);
- 0,091 га, что подтверждается свидетельством о праве N 741 от 15.09.1998 (для объекта ВЛ 110 кВ Захаровская-Скатинская);
- 0,022 га, что подтверждается свидетельством о праве N 750 от 15.09.1998 (для объекта ВЛ 110 кВ Черданцы-Захаровская);
- 0,029 га, что подтверждается свидетельством о праве N 742 от 15.09.1998 (для объекта ВЛ 110 кВ Сирень-Черданцы).
Земельным участкам, на которых размещены электросетевые объекты заявителя, присвоены кадастровые номера: 66:07:0000000:196, 66:13:0000000:51, 66:13:0000000:42, 66:13:0000000:43, 66:13:0000000:54, 66:13:0000000:53, 66:13:0000000:46. Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией, право постоянного (бессрочного) пользования установлено за ОАО "Свердловэнерго".
Право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки перешло к ОАО "МРСК Урала" в 2008 году в порядке универсального правопреемства (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации) при реорганизации ОАО "Свердловэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК Урала".
В целях соблюдения требований п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" и переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды ОАО "МРСК Урала" заключило договоры подряда на проведение кадастровых работ по межеванию и уточнению границ вышеназванных земельных участков с последующей их постановкой на государственный кадастровый учет и заключением договора аренды на образованные земельные участки.
В результате проведенных в 2010-2013 годах кадастровых работ сформированы и поставлены на кадастровый учет испрашиваемые земельные участки. Из земельного участка 66:07:0000000:196 были сформированы земельные участки: 66:07:0000000:1303, 66:07:1403002:522, 66:07:0000000:1264, 66:07:10020221:241, 66:07:0000000:1268, 66:07:1901002:1102, 66:07:1901001:976; из земельного участка 66:13:0000000:51 образованы земельные участки 66:13:0000000:188, 66:13:0000000:189; из земельного участка 66:13:0000000:42 образованы земельные участки 66:13:0000000:178, 66:13:0000000:179; из земельного участка 66:13:0000000:43 образованы земельные участки 66:13:0000000:180, 66:13:0000000:181; из земельного участка 66:13:0000000:54 образованы земельные участки 66:13:0000000:192, 66:13:0000000:193; из земельного участка 66:13:0000000:53 образованы земельные участки 66:13:0000000:190, 66:13:0000000:191; из земельного участка 66:13:0000000:46 образованы земельные участки 66:13:0000000:182, 66:13:0000000:183. Перечисленные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет. На каждый образованный и уточненный земельный участок выдан кадастровый паспорт.
Заявитель 04.05.2017, 05.05.2017 письмами N N СЭ/ВЭС/01-03/2087, СЭ/ВЭС/01-03/2098, СЭ/ВЭС/01-03/2100, СЭ/ВЭС/01-03/2101, СЭ/ВЭС/01-03/2103, СЭ/ВЭС/01-03/2142, СЭ/ВЭС/01-03/2144 обратился в Территориального управления Росимущества в Свердловской области о предоставлении образованных и уточненных земельных участков в аренду сроком на 49 лет и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Письмом от 05.06.2017 АР-6396/07 Территориальное управление Росимущества в Свердловской области указало на отсутствие возможности принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставления в аренду ОАО "МРСК Урала" испрашиваемых земельных участков.
Заявитель 29.09.2017 письмами N N СЭ/ВЭС/01-03/4885, СЭ/ВЭС/01-03/4886, СЭ/ВЭС/01-03/4887, СЭ/ВЭС/01-03/4888, от 02.10.2017 СЭ/ВЭС/01- 03/4925, СЭ/ВЭС/01-03/4926 повторно обратился к заинтересованному лицу с просьбой о предоставлении образованных и уточненных земельных участков в аренду сроком на 49 лет и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на что письмом от 03.11.2017 N АР-13361/07 ТУ повторно получил отказ.
Полагая отказ Территориального управления Росимущества в Свердловской области в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела отсутствия материально-правовых оснований для отказа ответчика в предоставлении земельных участков в аренду.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности является договор аренды.
По общим правилам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса (подп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов мотивирован заинтересованным лицом отсутствием права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п.п. 2, 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается формирование испрашиваемых земельных участков из земельных участка с кадастровыми номерами 66:07:0000000:196, 66:13:0000000:51, 66:13:0000000:42, 66:13:0000000:43, 66:13:0000000:54, 66:13:0000000:53, 66:13:0000000:46, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности и предоставленных заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. С момента постановки на государственный кадастровый учет земельные участки 66:07:0000000:1303, 66:07:1403002:522, 66:07:00000000:1264, 66:07:1002021:241, 66:07:0000000:1268, 66:07:1901002:1102, 66:07:1901001:976, 66:13:0000000:192, 66:13:0000000:193, 66:13:0000000:178, 66:13:0000000:179, 66:13:0000000:190, 66:13:0000000:191, 66:13:0000000:188, 66:13:0000000:189, 66:13:0000000:180, 66:13:0000000:181, 66:13:0000000:182, 66:13:0000000:183 являются образованными.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на юридических лиц, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, возложена обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении предусмотренного законом порядка формирования испрашиваемых земельных участков, образованных под линейными объектами, за счет земель принадлежащих Российской Федерации на праве собственности и предоставленных правопредшественнику заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования, возложении на заявителя в силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", разъяснений пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", обязанности по переоформлению принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ заявитель не может являться обладателем этого права, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии оснований для признания отказа заинтересованного лица в представлении земельных участков в аренду незаконным, допущенное заинтересованным лицом бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки, необходимости уточнения границ земельных участков отклоняются как не обоснованные.
Судом первой инстанции верно установлено и подтверждено материалами дела, что испрашиваемые земельные участки образованы из земельных участка с кадастровыми номерами 66:07:0000000:196, 66:13:0000000:51, 66:13:0000000:42, 66:13:0000000:43, 66:13:0000000:54, 66:13:0000000:53, 66:13:0000000:46, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности и предоставленных заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, сформированы под линейным объектом в соответствии с нормами отвода земельных участков, являются многоконтурными, в состав входят замкнутые контуры земельных участков, наличие пересечений границ отражено в особых отметках, является технической характеристикой земельного участка и не свидетельствует о наличии спора между землепользователями.
Поскольку земельные участки являются образованными, оснований для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на эти участки у заинтересованного лица не имелось.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2018 года по делу N А60-5862/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.