г. Пермь |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А50-36735/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Бородулиной М.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от истца: Пестов В.Н. (доверенность от 09.01.2018, паспорт), Антропова В.В. (доверенность от 09.01.2018, паспорт),
от ответчика: Санникова Т.В. (доверенность от 15.01.2018 N 1, паспорт), Частикова Л.Н. (председатель правления - протокол N 1 от 12.12.2017, паспорт), от третьего лица - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, товарищества собственников жилья "Восход",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 апреля 2018 года
по делу N А50-36735/2017, принятое судьей Ю.В. Корляковой
по иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (ОГРН 1025901929294, ИНН 5918011573)
к товариществу собственников жилья "Восход" (ОГРН 1135918000921, ИНН 5918214044)
третье лицо: Региональная служба по тарифам Пермского края
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (далее - МУП "Теплоэнергоремонт", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Товариществу собственников жилья "Восход" (далее - ТСЖ "Восход", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 624874,91 руб. по оплате тепловой энергии за период с сентября 2016 года по июль 2017 года (с учетом уточнения истцом исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 апреля 2018 года (резолютивная часть от 16.04.2018, судья Ю.В. Корлякова) с ответчика в пользу взыскана задолженность в сумме 624874 руб. 91 коп. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 15497 руб.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что судом не приняты во внимание документы, доводы и дополнительные пояснения ответчика. Не рассмотрены правоотношения сторон надлежащим образом, ТСЖ полагает, что истец является исполнителем коммунальных услуг. Суд не рассмотрел довод о том, что стоимость тепловой энергии следует определять с учетом положений Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.2.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Суд первой инстанции принял расчет отпущенного (потреблённого) количества тепловой энергии и горячей воды с применением формул Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), т.е. нарушил положения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Поскольку тепловые сети (отопление) и ГВС потребителей подключены к сетям инженерно-технического обеспечения истца, а услуги теплоснабжения и ГВС, оказываемые истцом не могут быть заменены иными услугами, на МУП "Теплоэнергоремонт" на товарном рынке, распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. МУП "Теплоэнергоремонтом" ущемляются права потребителей, нарушаются условия Договора, нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), нормы Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ); правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306); правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Судом не учтено, что стороны предусмотрели приборный метод расчета, согласно п. 7.6 Договора, при этом, ОДПУ оснащен средствами измерения тепловой энергии - тепловычислителем ВКТ-7 и расходомерами марки "ВПС", установленными на вводе подающего трубопровода, на выходе и на трубопроводе системы ГВС после узла смешивания, на циркуляционном трубопроводе ГВС, указанные средства измерения позволяют определить общее количество тепловой энергии в горячем водоснабжении и для отопления, поступившее в МКД, количество тепловой энергии в горячем водоснабжении, количество (объем) горячей воды, поступившей на горячее водоснабжение и отопление, количество (объем) горячей воды, поступившей на горячее водоснабжение, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии. Поэтому стоимость тепловой энергии и ГВС надлежит определять с учетом Правил N 124, Правил N 354. Истцом не представлены доказательства установки в управляемом ответчиком доме приборов учета ненадлежащего класса точности, неправильной установки приборов учета. Не представлены доказательства, что приборы учета не позволяют определить количество тепловой энергии (отопления) и ГВС, получаемой потребителями. Отметил также заявитель, что в судебных заседаниях и в дополнительных пояснениях ответчик указывал, что ТСЖ не согласно с определением объемов коммунальных ресурсов (тепловая энергия и ГВС) для целей оказания коммунальных услуг за все месяцы, входящие в спорный период, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению МУП "Теплоэнергоремонт" использовал не фактические показания исправных, допущенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС, а результаты, полученные расчетным способом по Методике N 99/пр. ТСЖ не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов (услуг) и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и РСО. Учитывая требования пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, ТСЖ должно оплачивать коммунальные ресурсы (услуги) в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на ТСЖ оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется. В расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению неправомерно применять нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства ПК от 07.10.2015 N 807-п в связи с признанием решением Пермского краевого суда от 19.04.2017 N За-70/2017 данного Постановления не действительным, а также учитывая, что МКД оснащен ОДПУ. В связи с запрограммированием тепловычислителя ВКТ-7, определить количество потребленной тепловой энергии (отопление) приборами узла учета МКД невозможно, из этого следует, что обязательства по оплате у ответчика отсутствуют. Общим собранием собственников помещений в ТСЖ решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, рассчитанной, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не принималось. Расчет размера платы за коммунальную услугу по ГВС при установлении двухкомпонентных тарифов должен осуществляться в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 с применением формулы 23 приложения 2, оплата тепловой энергии и теплоносителя должна осуществляться по тарифам на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (ГВС) для потребителей истца. В расчете за ГВС ТСЖ учтен КУ на ОДН, применение норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды согласно приказа РСТ ПК от 04.03.2016 N СЭД -35-01-12-48 в размере 0,0253 м3 согласно приказа РСТ ПК от 07.06.2017 N СЭД -46-09-24-1 в размере 0,0235 м3 Расчет размера платы на расходы КУ на ОДН горячей воды с сентября 2016 года по июнь 2017 года - 0,0253 * 295 = 7,46 м3; с июля 2017 года - 0,0235*295 = 6,93 м3. В расчете применяется уборочная площадь МКД - 295 кв.м., согласно техническому паспорту на спорный дом. Расчет стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения с учетом КУ на ОДН горячей воды с сентября 2016 года по июль 2017 года: при расчетах: тариф тепловой энергии (по норме 0,07) 1677,78 * 0,07 = 117,44 руб./м3 тариф тепловой энергии (по норме 0,07) 1736,43 * 0,07 = 121,55 руб./м3 2016 год: сентябрь 166,137 * (9,23 + 117,44) + 7,46 * (9,23 + 117,44) = 21 989,53 руб.; октябрь 220,362*(9,23+117,44) + 7,46 * (9,23 + 117,44) = 28858.21 руб.; ноябрь 259,892 * (9.23 + 117,44) +7,46 * (9,23+117,44) = 33865,48 руб.; декабрь 202,96 * (9,23 + 117,44) +7,46 * (9,23 + 117,44) = 26 653,90 руб.; 2017 год: январь 222,587 * (9,23+117,44) +7,46 * (9,23 + 117,44) = 29 140,05 руб.; февраль 218,885 * (9.23 + 117,44) +7,46 * (9,23 + 110,74) = 28 671,12 руб.; март 208,242 * (9.23 + 117,44) +7,46 * (9,23 + 117,44) = 27 322,97 руб.; апрель 229,047 * (9.23+117,44) + 7,46 * (9,23 + 117,44) = 29958,34 руб.; май 219,915 * (9.23 + 117,44) + 7,46 * (9,23 + 117,44) = 28 801,59 руб.; июнь 250,881 * (9.23 + 117,44) + 7,46 * (9,23 + 117,44) = 32 724,05 руб.; июль 138,415 * (9,65 + 121,55) + 6,93 * (9,65 + 121,55) = 18410,85 руб.; итого: 306395,19 руб. Истцом принята за спорный период оплата коммунальных услуг ответчиком в размере 862621,82 руб. ТСЖ оплатило стоимость за ГВС в размере 306395,19 руб., таким образом, задолженность у ответчика отсутствует.
В судебном заседании представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали, указали на то, что фактически расчет ГВС ими выполнен на основании данных ИПУ + норматив на ОДН (показания ОДПУ им не учитывались), при этом, указали на то, что поскольку жители на общем собрании не приняли решение о распределении поступившего в МКД объема ГВС более чем определенное ответчиком значение (ИПУ = норматив на ОДН), оставшаяся разница оплате не подлежит. Полагают, что в ОДПУ введены неверные формулы определения количества ГВС, следовательно, расчет истца не верен. Точный объем потребления тепловой энергии ответчик определить не может. Также указали на то, что отсутствуют органы, которые могут проверить правомерность допуска ОДПУ к учету.
От истца поступил письменный отзыв, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также представители указали на то, что вопреки доводам ответчика, в расчете истцом учтена формула 23 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции 01.07.2015 между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 68-15/100 (с учетом протокола согласования разногласий - т. 1 л.д. 27,28), во исполнение которого МУП "Теплоэнергоремонт" осуществляло, в том числе в спорный период, поставку тепловой энергии в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Ленина, 48/2, находящегося в управлении ТСЖ "Восход".
Объем оказанных услуг определялся сторонами в соответствии с показаниями ОДПУ. Стоимость поставленной тепловой энергии определена на основании тарифа, установленного РСТ Пермского края.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить, образовавшуюся задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате, поставленной в спорный период тепловой энергии; наличие задолженности в размере 624874,91 руб. явилось основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из его обоснованности. Установив, что в спорном доме установлен ОДПУ, предусматривающий отдельный учет объема горячего водоснабжения (в Гкал и куб.м.) и теплоснабжения (в Гкал) и фиксирующий общий объем тепловой энергии, затраченной в системе теплоснабжения (Q0), который должен быть использован при определении поступившего в МКД ресурса, без исключения из него отдельных составляющих (как это сделано ответчиком, выделившим для расчета объема тепловой энергии из показателя Q0 показатель Qr), суд исходил из того, что объем тепловой энергии в составе горячей воды, зафиксированный ОПДУ в показателе Q0, включает в себя не только энергию, затраченную на подогрев слитых потребителями кубов горячей воды (Qr), но и энергию, затраченную на поддержание циркуляции в общедомовой системе (в том числе в стояках и полотенцесушителях), отклонив при этом, возражения ответчика, который указывал на то, что из общего объема тепловой энергии, зафиксированного ОДПУ, необходимо исключать показатель Qr. Учитывая, что на основании руководства по эксплуатации прибора учета на базе вычислителя ВКТ-7, проектной и рабочей документации на коммерческие узлы учета тепловой энергии и теплоносителя, писем производителя указанных вычислителей, принимая во внимание алгоритм расчета тепловой энергии, затраченной в системе горячего водоснабжения, по формуле: М1 x (h1 - h2) + Mr x (h2 - hx) = Q0, где Q0 - полная тепловая энергия, затрачиваемая в целом в системе горячего водоснабжения дома (в том числе в трубах и полотенцесушителях), в указанную величину Q0 входит справочная величина Qr (составляющая часть указанного выше алгоритма: Mr x (h2 - hx) - тепловая энергия в трубопроводе горячего водоснабжения, приходящаяся на массу горячей воды, отобранной из централизованной системы горячего водоснабжения), суд признал требования истца обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
В соответствии с нормами статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вопреки доводам жалобы, именно ответчик является исполнительных коммунальных услуг, а не истец. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Согласно п. 31 Правил Правила N 354, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее: заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" п. 31, подп. "а" п. 32 Правил N 354).
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Таким образом, с момента приобретения ответчиком статуса управляющей организации в отношении спорного МКД у него возникает обязанность заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями для выполнения возложенных на нее обязанностей по предоставлению коммунальных ресурсов потребителям. Ответчик, на которого вследствие заключения им договора управления многоквартирным жилым домом в силу законодательства возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям вправе требовать заключения соответствующего договора с истцом - ресурсоснабжающей организацией. Данный правовой подход содержится в определении ВС РФ от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 ЖК РФ уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги. Иное означало бы возможность создать искусственную ситуацию, при которой управляющая организация освобождается от предусмотренной в законе обязанности по представлению собственникам помещений многоквартирного дома всего комплекса коммунальных услуг, а ресурсоснабжающая организация, минуя установленный законом порядок расчета и волю собственников помещений многоквартирного дома, получает возможность получать плату за ресурс непосредственно от таких собственников. Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг) должно быть обусловлено объективными обстоятельствами, в связи с которыми управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Пунктом 17 Правил N 354 предусмотрены случаи, когда РСО должна приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, в том числе: при непосредственном управлении МКД; в МКД, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил N 354; в случае если собственникам и пользователям жилых домов (домовладений).
При этом, нормы, предусмотренные п. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, не изменяют общую модель договорных отношений, возникающих при оказании коммунальных услуг собственникам жилых помещений в МКД, допустив ситуацию, при которой управляющие организации отвечают за предоставление отдельных, но не всех коммунальных услуг, либо вообще не отвечают за предоставление коммунальных услуг потребителям. Особенности правового положения УК - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО по поставке коммунальных ресурсов в МКД не могут быть истолкованы как освобождающие указанную УК от предусмотренной жилищным законодательством обязанности заключить в письменной форме с РСО соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов.
С момента начала управления МКД УК (ТСЖ), собственник не может самостоятельно заключать договоры с РСО. УК (ТСЖ) автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договор на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом. Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные услуги в жилом помещении напрямую РСО не снимает с УК (ТСЖ) как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договора ресурсоснабжения.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия договоров, отвечающих требованиям части 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: договоров, заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона (часть 3.1. статьи 70, статья 65 АПК РФ).
Из представленных в материалы дела документов следует, сторонами не оспаривается, что система теплоснабжения объекта ответчика является открытой. Разногласия между сторонами возникли по поводу того, какой из параметров, фиксируемых приборами учета, подлежит применению в расчетах при определении объема тепловой энергии, подлежащей оплате ответчиком.
Вопреки доводам ответчика основания для вывода о том, что расчет истца противоречит положениям Правил N 354, Правил N 124, ЖК РФ, отсутствуют.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Возражения относительно отсутствия установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не принимаются.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений представителей истца следует, что при определении объема тепловой энергии, поставленной для целей ГВС, вопреки доводам жалобы, истцом учтена правовая позиция ВС РФ, изложенная в Определении от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017); при этом, в связи с отсутствием в спорный период установленного норматива на подогрев горячей воды истцом использован расчетный коэффициент 0,07 (этот же коэффициент использован ответчиком при составлении контррасчета на основании письма Администрации г. Лысьвы Пермского края от 11.12.2017 N СЭД-149-17-08-01-22, а также при расчете им с Администрацией г. Лысьвы Пермского края при получении субсидий).
Вопреки доводам жалобы, оснований для исключения Qr из общего объема тепловой энергии, зафиксированного, в том числе ОДПУ, судом не установлено, и ответчиком не доказано. Иное, по мнению апелляционного суда, будет влечь вывод о неосновательном обогащении ТСЖ за счет РСО, принимая во внимание, что спорный объем "вошел в МКД" (т.е. потреблен), т.к. зафиксирован ОДПУ.
Также следует отметить, что оснований для не принятия данных ОДПУ, и принятия во внимание расчета ответчика, составленного в части ГВС без учета данных ОДПУ (а именно с учетом данных ИПУ + норматив на ОДН) в части потребления ГВС, не имеется. При этом следует отметить, что в случае наличия ОДПУ в МКД, УК (ТСЖ) обязана оплатить в адрес РСО также и сверхнормативное потребление ОДН (т.е. УК (ТСЖ) обязана оплатить все потребление, зафиксированное ОДПУ, даже в том случае если такое потребление больше, чем потребление, зафиксированное ИПУ (норматив в случае отсутствия ИПУ) + норматив ГВС на ОДН), учитывая следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 были внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг оплачивает за счет собственных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 дополнены пунктом 21 (1) Правила N 124, который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного потребления является наличие предусмотренного ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного ч. 17 ст. 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного п. 30 настоящих Правил (п. 21 (1) Правил N 124).
При наличии оснований, определенных пункте 21 (1) Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего: а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В указанных целях Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в п. 2 Правил N 124, а также в п. 4 Правил N 124. Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в п. 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 161 ЖК РФ и частей 2, 2.1 3 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение в том числе сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
Оснований для принятия довода о том, что расчет истца не соответствует положениям Правил N 354, Правил N 124, не имеется, поскольку такие доводы ответчика противоречат материалам дела и расчету истца. Кроме того следует учитывать, следующее.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии (п. 6 ст. 19 Закон о теплоснабжении).
Пунктом 3 ст. 19 Закон о теплоснабжении предусмотрено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В силу п. 7 ст. 19 Закон о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Согласно п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013 (далее - Правила N 1034), ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При этом в силу положений Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (п. 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58); в соответствии с п. 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 настоящих Правил.
Также п. 62 Правил N 1034 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета; комиссия создается владельцем узла учета; для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию; при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения; при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя; при выявлении недостатков также составляется соответствующий акт (пункты 62-72 Правил N 1034).
Пунктом 67 Правил N 1034 установлено, что при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Данный акт служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п. 68 Правил N 1034).
Вопреки доводам жалобы, ответственность за работоспобность прибора учета несет потребитель, при этом доказательств, свидетельствующих о том, что в спорном периоде указанный прибор учета не был допущен в эксплуатацию в установленном Правилами N 1034 порядке, в материалы дела ответчиком не представлено, следовательно, основания для вывода о не учете данных ОДПУ в расчете (в том числе в части сверхнормативного ОДН на ГВС), отсутствуют.
Ссылки ответчика на потребление соседними МКД меньшего количества тепловой энергии и ГВС, не могут быть приняты во внимание, поскольку потребление иными МКД ресурсов никоим образом не связано с потреблением тепловой энергии и ГВС жителями спорного МКД.
Доводы жалобы о том, что поскольку ОПДУ запрограммирован тепловычислителем ВКТ-7, определить количество потребленной тепловой энергии (отопление) приборами узла учета МКД невозможно, поэтому обязательства по оплате у ответчика отсутствуют, подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и расчету истца.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в случае отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, необходимо учитывать объем тепловой энергии, используемый для подогрева расчетного объема холодной воды, на уровне удельных показателей, содержащихся в утвержденной программе организации, осуществляющей горячее водоснабжение. Отсутствие норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты удельного объема тепловой энергии, используемого для подогрева расчетного объема холодной воды.
В связи с изложенным, суд первой инстанции счел обоснованно требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере, учитывая, что надлежащих доказательств иного объема потребления в спорном периоде тепловой энергии и ГВС, не представлено, следовательно, оснований полагать, что объем потребления меньший, чем тот, который определил истец, не имеется.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23 апреля 2018 года по делу N А50-36735/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.