город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2018 г. |
дело N А53-12116/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноплевым И.А., при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель Горошенко И.О., доверенность от 16.01.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 по делу N А53-12116/2018
по иску Войсковой части 6770 (ИНН 1510010583, ОГРН 1021500920979) к ответчику - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании пени, принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 6770 (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов в сумме 188 384 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств по соблюдению сроков доставки грузов.
Определением суда от 28.04.2018 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 в удовлетворении ходатайства открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о прекращении производства по делу отказано, исковые требования удовлетворены в части. С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Войсковая часть 6770 взысканы пени за просрочку доставки груза в сумме 90 332,68 руб., с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 3 613 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. В адрес ОАО "РЖД" была направлена претензия исх. N 421/1218 от 21.11.2017, которая направлена Войсковой частью 6770 и подписана командиром войсковой части 6770, подполковником В.А. Гришиным. Однако в исковом заявлении указано, что истец - командир войсковой части 6770 Федеральной службы войск национальной гвардии. Указанное в исковом заявлении физическое лицо не является по данному делу ни грузоотправителем, ни грузополучателем и не заключало с ОАО "РЖД" договоров перевозки по которым предъявлено исковое заявление, рассматриваемое в том деле.
Истец в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного лица.
Ответчик в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указал, что исковое заявление подано физическим лицом.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 06 ноября 2017 года на станцию Моздок СКЖД прибыли 5 железнодорожных вагона (цистерны) (дизельное топливо) 296933 кг., номера вагонов N 51642932, 75103663, 58649062, 75055178, 73994527. Стоимость указанной перевозки составила 1 046 581 руб. с НДС и взыскана с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в централизованном порядке по ВПД формы 2 N676323.
Данные вагоны прибыли в адрес войсковой части 6770 с нарушением перевозчиком сроков доставки грузов.
В железнодорожной накладной N X 197525 срок доставки указан 04 ноября 2017 года, а отметка о прибытии на станцию отгрузки отмечена 06 ноября 2017 года, просрочка доставки груза составила 2 суток.
Таким образом, по железнодорожной накладной N X 197525 груз прибыл с просрочкой доставки 2 суток, в связи с чем, истец исчислил на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пеню, которая, по его расчету составила 188 384 руб., и обратился с соответствующей претензией N 421/1218 от 21 ноября 2017 года (л.д. 22), которая оставлена без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Войсковой части 6770 в арбитражный суд с иском о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 188 384 руб.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации также предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
Требования истца подтверждены надлежащими документальными доказательствами (соответствующими отметками о доставке груза в железнодорожным накладным).
Факт доставки груза позже положенного срока ответчиком в установленном порядке не оспорен.
Таким образом, суд первой инстанции верно признал требование истца о взыскании пени за просрочку в доставке груза, начисленной на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, правомерным.
Расчет пени судом проверен и признан верным.
Вместе с тем, по заявленному ответчиком ходатайству о применении статьи 333 ГК РФ, а также с учетом того, что установленный законом размер пени в несколько раз превышает двукратную учетную ставку Банка России, существовавшую в период нарушения обязательства, незначительного периода просрочки, суд посчитал возможным применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить размер пени до 90 332,68 руб.
Доводов относительно применения судом положений статьи 333 ГК РФ в апелляционной жалобе не приведено, оснований к переоценке выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несостоятельна ссылка апеллянта на то обстоятельство, что в рассматриваемом деле истцом указан командир войсковой части 6770 Федеральной службы войск национальной гвардии, в связи с чем, настоящее исковое заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В рамках настоящего спора иск подан в арбитражный суд от имени командира войсковой части 6770 Федеральной службы войск национальной гвардии и подписан представителем командира войсковой части 6770 Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации подполковником Гришиным В.А. по доверенности. Подпись командира в указанной доверенности удостоверена гербовой печатью войсковой части N 6770.
В соответствии с Единым типовым уставом органов управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации, Воинскую часть возглавляет командир, компетенция, порядок назначения на должность и освобождения от должности, порядок деятельности и ответственность которого определяются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности.
Как верно указано судом первой инстанции, оснований полагать, что иск подан командиром войсковой части как физическим лицом не имеется. В иске указан юридический адрес войсковой части 6770.
С учетом того, что спор вытекает из деятельности войсковой части 6770, иск заявлен от войсковой части 6770, основания для прекращения производства по делу не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы. Ввиду отсутствия у суда апелляционной инстанции доказательств оплаты открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, с указанного общества в доход федерального бюджета надлежит взыскать 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 по делу N А53-12116/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.