г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А56-12889/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Гарин В.Ю. по доверенности от 31.01.2018, Пирожок С.С. по доверенности от 31.01.2018
от ответчика (должника): Карпов В.И. по доверенности от 24.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11910/2018) ООО "Охранное предприятие "Лидер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2018 по делу N А56-12889/2018 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению Отдела лицензионно-разрешительной работы (по Выборгскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО "Охранное предприятие "Лидер"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Отдел лицензионно-разрешительной работы (по Выборгскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - заявитель, Отдел) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЛИДЕР" (далее - заинтересованное лицо, Общество) по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на существенные процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе производства по делу, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель административного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, С 20.01.2018 по 31.01.2018 согласно распоряжениям от 12.012018 N 2, ОЛРР (по Выборгскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области была проведена проверка сведений, изложенных в уведомлении, поданном в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) N 252425846 от 28.12.2017, поступившем от ООО "ОП "Лидер" (ИНН 7804174881, ОГРН 1037808053260, юридический адрес: Лиговский проспект, дом 87, литер А, Санкт-Петербург, 191040; лицензия: серия ЧО N 039032, выдана ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, зарегистрирована под N 377 сроком действия от 01 апреля 2004 года до 01 апреля 2019 года), о начале оказания охранных услуг, и должностной инструкции частного охранника на объекте охраны СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 7", расположенном по адресу: 194291, г. Санкт-Петербург, ул. Кустодиева, д. 8, при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов (договор (государственный контракт) от 25.12.2017 N 0372200120017000055-0071885-01).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" объект охраны Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 7", расположенный по адресу: 194291, г. Санкт-Петербург, ул. Кустодиева, д. 8, имеет утвержденный паспорт безопасности.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных (лицензионных) требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией):
1) ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ст. ст. 3, 11.2 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" N 2487-1 от 11.03.1992; п. 8 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", выразившееся в том, что в соответствии с техническим заданием (Приложение N 3) на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 оказываются виды услуг не предусмотренные лицензией на частную охранную деятельность, а именно: "Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона";
2) ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ст. ст. 3, 11.2 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" N 2487-1 от 11.03.1992; пп. а, б, в, г, д п. 8, пп. а, б, в, г, д пп. 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", выразившееся в том, что в соответствии с техническим заданием (Приложение N3) на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 оказываются виды услуг не предусмотренные лицензией на частную охранную деятельность, а именно - по указанному договору обязательное требование наличие круглосуточной диспетчерской службы (оперативного дежурного) и устойчивой связи постов с ней; Обеспечение прибытия мобильной группы сотрудников охраны на автомобиле (со специальной раскраской, информационными надписями и знаками на автомобиле, согласованные с органом внутренних дел, выдавшим лицензию на осуществление частной охранной деятельности);
3) ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" N 2487-1 от 11.03.1992; пп. а, б, в, г, д, е п. 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" в соответствии с п.п. 3.1.1, 4.1.1., также техническим заданием (Приложение N 3) на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 оказываются виды услуг не предусмотренные лицензией на частную охранную деятельность, а именно - по указанному договору обязательное требование наличие круглосуточной дежурной части, а также наличие группы реагирования, установка кнопки быстрого реагирования и систем мониторинга времен и места и результатов работы персонала охраны в режиме реального времени;
4) ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" N 2487-1 от 11.03.1992 в соответствии с п. 1.1 контракта, а также с техническим заданием (Приложение N 3) на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 оказывается вид услуг не предусмотренный лицензией на частную охранную деятельность, а именно: "Оказание охранно-сторожевых услуг; Осуществление контрольно-пропускного режима для физических лиц и автотранспорта; Предотвращение проникновения посторонних лиц и несанкционированного въезда автотранспорта на территорию; Обеспечение безопасности сотрудников, посетителей; Патрулирование на территории, осмотр состояния ограждения, здания и помещений; Обеспечение сохранности имущества и материальных ценностей учреждения; Осуществление контроля ввоза (вывоза, выноса) материальных ценностей; Поддержание и соблюдение мер пожарной безопасности на объекте, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, участие в организации эвакуации сотрудников и посетителей; Обеспечение соблюдения сотрудниками, посетителями требований внутреннего распорядка и правил общественного порядка и пожарной безопасности";
5) ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности; ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" N 2487-1 от 11.03.1992; пп. а, б, в, е п. 4, пп. а, б, в, г, д п. 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" в соответствии с техническим заданием (Приложение N 3) на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 оказывается вид услуг не предусмотренный лицензией на частную охранную деятельность, а именно: прибытие мобильной группы сотрудников охраны на автомобиле в составе не менее трех сотрудников охраны, вооруженных и экипированных специальными средствами;
6) ст. ст. 9, 12 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" от 11.03.1992 N 2487-1, выразившееся в том, что в государственном контракте на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 не отражены сведения о номере и дате выдачи лицензии на осуществление частной охранной деятельности ООО "ОП "Лидер".
Невыполнение вышеуказанных требований является правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Отделом в соответствии с п.п. 20, 28-33 Приказа МВД РФ от 18 июня 2012 г. N 589 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации" (далее - Приказ) в отношении ООО "ОП "Лидер" была проведена проверка сведений, изложенных в уведомлении, поступившем от юридического лица, о начале (окончании) оказания охранных услуг, и должностной инструкции частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов. В силу требований Приказа по итогам проверки и при выявлении нарушений принимается решение привлечения юридического лица и (или) должностного лица к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; вынесения лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, 31.01.2018 Отдел составил протокол об административном правонарушении.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" охранная деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Статьей 3 Закона N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом настоящей части; 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1.1. государственного контракта на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017, а также с техническим заданием (Приложение N 3) оказывается вид услуг не предусмотренный лицензией на частную охранную деятельность, а именно: "Оказание охранно-сторожевых услуг; Осуществление контрольно-пропускного режима для физических лиц и автотранспорта; Предотвращение проникновения посторонних лиц и несанкционированного въезда автотранспорта на территорию; Обеспечение безопасности сотрудников, посетителей; Патрулирование на территории, осмотр состояния ограждения, здания и помещений; Обеспечение сохранности имущества и материальных ценностей учреждения; Осуществление контроля ввоза (вывоза, выноса) материальных ценностей; Поддержание и соблюдение мер пожарной безопасности на объекте, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, участие в организации эвакуации сотрудников и посетителей; Обеспечение соблюдения сотрудниками, посетителями требований внутреннего распорядка и правил общественного порядка и пожарной безопасности.
В силу пункта 8. Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании) к лицензионным требованием при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 2(1) - 5 и 7 настоящего Положения.
Согласно государственного контракта на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 Обществом оказываются виды услуг не предусмотренные лицензией на частную охранную деятельность, а именно: "Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона", что подтверждается материалами дела.
В силу пункта 4. Положения о лицензировании при оказании услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, обязательными требованиями к частным организациям являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы; в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств; д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел; е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
Отделом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент проведения проверки в ООО "ОП "Лидер" отсутствуют служебное огнестрельное оружие и специальные средства; дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы; в штате лицензиата нет специалиста по обслуживанию технических средств охраны; отсутствуют транспортные средства; специальные средства пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
Статьей 9 Закона N 2487-1 установлены лицензионные требования к договору на оказание сыскных услуг: частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения.
Статьей 12 Закона N 2487-1 установлены дополнительные лицензионные требования к договору на оказание сыскных услуг и дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности: заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отделом установлено и материалами дела подтверждается, что в государственном контракте на оказание охранных услуг N 0372200120017000055-0071885-01 от 25.12.2017 не отражены сведения о номере и дате выдачи лицензии на осуществление частной охранной деятельности ООО "ОП "Лидер".
Факт несоблюдения Обществом названных требований законодательства свидетельствует о наличии в действиях заинтересованного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Судом также не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Решение суда первой инстанции вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции инкриминируемой статьи.
Из материалов дела видно, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество было надлежащим образом заблаговременно извещено. Представитель Общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, ему были разъяснены его права в соответствии с положениями ст. ст. 25.1, 25.3, 25.4, 25.5, 25.6, 30.1 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что правонарушение выявлено Отделом в ходе проверки сведений, изложенных в уведомлении, поданном в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". По результатам проверки сведений составлен Рапорт и протокол об административном правонарушении от 31.01.2018 N 78ЛРР00431012018001371.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Общества о нарушении Отделом положений п. 4 ст. 16,п.п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются несостоятельными и во внимание не принимаются.
С учетом вышеприведенного принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства; нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2018 по делу N А56-12889/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Охранное предприятие "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.