г. Санкт-Петербург |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А56-86805/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца: Буданова Е.Н., по доверенности от 09.01.2018; Колосова С.А., по доверенности от 09.01.2018;
от ответчика: 1. Телухина М.И., по доверенности от 13.11.2017;
2. Целиков Д.В., по доверенности от 21.12.2017;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8423/2018) открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2017 по делу А56-86805/2015 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания"
к 1. Публичному акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания"
2. Публичному акционерному обществу энергетики и электрификции "Ленэнерго"
3-е лицо: 1. Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
2. Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
о взыскании 270 749 280 рублей 56 копеек,
установил:
акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (адрес: 197376, Санкт-Петербург, ул. Инструментальная 3, лит. Х, ОГРН: 1027804911441, далее - АО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д.11 д. 11; ОГРН: 1057812496818, далее - АО "ПСК") 270 749 280 рублей 56 копеек задолженности за апрель 2015 года и с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1; ОГРН: 1027809170300, далее - АО "Ленэнерго") 330 681 620 рублей 98 копеек задолженности за апрель 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - Сетевая компания) и Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее по тексту - Комитет).
Решением от 22.11.2017 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе АО "ОЭК" просит решение от 22.11.2017 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, затраты ОАО "ТГК-1" на содержание ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" не могли быть учтены в котловой выручке при формировании НВВ (необходимая валовая выручка) сетевых организаций, так как ОАО "ТГК-1" и ОАО "ОЭК" относятся к разным субъектам рынка электроэнергетики, соответственно их экономические модели получения выручки, являются различными. Обязанность оплаты услуг по передаче электрической энергии, оказанных посредством "новой точки", обусловлена принципом возмездности гражданско-правовых обязательств. Указанная позиция соответствует пункту 3 статьи 423 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 и информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30, определении ВАС РФ от 19.10.2007 N 12819/07 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2016 N Ф04-18923/2015 по делу N А27-11310/2014). Таким образом, сетевая компания имеет право получать оплату за услуги по передаче электрической энергии, оказанные посредством "новых точек". Податель жалобы считает, что без участия электросетевого оборудования ОАО "ОЭК" (ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"), передача электрической энергии, при существующей схеме электроснабжения, была бы невозможна. Сетевая организация, имеющая тариф, применяет его ко всем объектам электросетевого хозяйства, в том числе поступившим "новым точкам", которые естественно не участвовали при формировании НВВ. Корректировка выпадающих расходов, производится котлодержателем. Все обязанности по содержанию спорного электросетевого хозяйства перешли к ОАО "ОЭК", соответственно ОАО "ОЭК" наделено правом получения выручки.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В судебном заседании ОАО "ОЭК" поддержало доводы жалобы в полном объеме, АО "ПСК" И ПАО "Ленэнерго" против удовлетворения апелляционной жалобы возражают по мотивам, изложенным в отзывах на жалобу, просят решение суда от 22.11.2017 оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2017 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОЭК" являлось электросетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии, обеспечивая электроснабжение присоединенных потребителей, включая потребителей на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
По договору купли-продажи от 12.09.2014 ОАО "ОЭК" приобрело у ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" оборудование электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ (диспетчерское наименование ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"), что увеличило количество точек поставки, посредством которых ОАО "ОЭК" с 01.01.2015 оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Между ОАО "ОЭК" (исполнитель) и АО "ПСК" (заказчик) заключен договор от 30.07.2014 оказания услуг по передаче электрической энергии, подписанный с протоколами разногласий (далее - договор), согласно пункту 2.1 которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точки поставки по договору посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и смежным сетевым организациям на праве собственности или на ином законном основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 1.2 договора, заказчик заключает договор в интересах потребителей, которым в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), заказчик обязан организовать передачу электроэнергии, и потребителей, обратившихся к заказчику с офертой о заключении договора энергоснабжения, предусматривающего обязанность заказчика урегулировать за счет потребителя отношения, связанные с передачей электроэнергии
В силу пункта 2.5 договора после заключения договора любые изменения состава потребителей и существенных условий договора оформляются в виде дополнительных соглашений к договору.
Пунктом 7.6 договора от 30.07.2014, действующим в редакции протокола разногласий от 19.01.2015 N 2, установлено, что стоимость услуг исполнителя по передаче электроэнергии определяется путем умножения объема переданной потребителем заказчика электроэнергии на соответствующем уровне напряжения на установленный органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов единый котловой тариф на услуги по передаче электроэнергии для соответствующего уровня напряжения.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год установлены приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) от 30.12.2014 N 517-п. Тарифы применялись в расчетах сторонами договора от 30.07.2014 и спор в отношении подлежащих применению тарифов между сторонами отсутствует.
По расчету ОАО "ОЭК", выполненному в соответствии с условием договора от 30.07.2014 о применяемых в расчетах тарифах, стоимость неоплаченных АО "ПСК" услуг по передаче электрической энергии за апрель 2015 года составила 270 749 280 рублей 56 копеек.
Задолженность ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго" за апрель 2015 составила 330 681 620 рублей 98 копеек.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции, пришел к выводу, что оплата услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией смежной сетевой организации осуществляется посредством распределения с применением индивидуальных тарифов денежных средств, уплаченных потребителями по единому (котловому) тарифу, в связи, с чем следует признать, что если при установлении единых (котловых) тарифов на спорный период в НВВ ОАО "ОЭК" не учитывалось оказание услуг по определенным точкам поставки, следовательно, у АО "ПСК" не возникает обязанности по оплате данных услуг за счет средств, полученных от потребителей в спорном периоде. Кроме того, поскольку требования о взыскании с ПАО "Ленэнерго" задолженности предъявлены ОАО "ОЭК" по точке поставки ПС "Ручьи", которая не учитывалась при установлении как единых (котловых) тарифов, так и индивидуальных тарифов на 2015 год на территории Ленинградской области, требования ОАО "ОЭК" в данной части судом также отклонены. Решение суда обжаловано.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными в силу следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, в том числе основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, установлены Федеральным законом от 06.03.2002 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 26 Закона N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который является публичным.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона N 35-ФЗ правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включая существенные условия указанных договоров, содержатся в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Согласно пункту 12 Правил N 861 в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию на основании пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ.
Согласно пункту 48 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом пункта 42 Правил N 861.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в том числе, входят: - цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф); индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Пунктом 42 Правил N 861 установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Пунктом 49 Методических указаний установлено, что расчет единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, для потребителей услуг по передаче электрической энергии, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций). Таким образом, реализация принципа недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2015 N 304-ЭС15-5139).
Как следует из принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2015 N 307-ЭС14-4622).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение плановых величин, характеризующих валовую выручку, необходимую для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема оказываемых услуг. Экономическая обоснованность предложенных регулируемыми организациями величин определяется экспертным путем.
Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона N 35-ФЗ, об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Утвержденное тарифное решение по существу представляет собой сбалансированный план экономической деятельности электросетевого комплекса региона на период регулирования. Таким образом, правомерность требований сетевых организаций по оплате услуг может быть установлена при сопоставлении их фактической деятельности с теми запланированными действиями, которые были признаны экономически обоснованными при утверждении тарифного решения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993).
Поскольку императивными нормами права установлено, что оплата услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией смежной сетевой организации осуществляется посредством распределения с применением индивидуальных тарифов денежных средств, уплаченных потребителями по единому (котловому) тарифу, следует признать, что если при установлении единых (котловых) тарифов на спорный период в НВВ истца не учитывалось оказание услуг по определенным точкам поставки, следовательно, у ПАО "Ленэнерго" не возникает обязанности по оплате данных услуг за счет средств, полученных от потребителей в спорном периоде.
Иной подход влечет перераспределение котловой выручки не в соответствии с тарифным решением, что нарушает сам принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии.
При этом пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Таким образом, недополученный доход от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствующем периоде регулирования, подлежит возмещению посредством мер тарифного регулирования, а именно - при установлении тарифов на данные услуги на следующий период регулирования.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии были установлены Приказом ЛенРТК от 30.12.2014 N 517-П.
Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ОАО "ОЭК" и ПАО "Ленэнерго" установлены Распоряжением ЛенРТК от 30.12.2014 N 214-р.
Акт приема-передачи оборудования электросетевого хозяйства - "ПС Ручьи", приобретенного ОАО "ОЭК" по договору от 12.09.2014 N 07/09, подписан сторонами 31.12.2014.
В силу пункта 1 статьи 223 ГК РФ право собственности ОАО "ОЭК" на "ПС Ручьи" возникло 31.12.2014. Следовательно, в отсутствие у ОАО "ОЭК" фактического владения объектами электросетевого хозяйства на момент принятия актов об установлении тарифов на 2015 год, ЛенРТК объективно не мог учесть затраты на содержание ПС "Ручьи" в единых (котловых) и индивидуальных тарифах на 2015 год, поскольку акт приема-передачи имущества датирован днем, следующим за датой принятия тарифов (31.12.2014).
Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрены делам N А56-73580/2015, А56-75561/2015, А56-79864/2015, А56-86805/2015, А56-89649/2015, А56-89683/2015, А56-11165/2016, А56-21920/2016, А56-21924/2016, А56-28960/2016 и А56-28964/2016, в рамках которых истцом заявлены требования о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче 9 А56-11163/2016 электрической энергии, оказанных в 2015 году с использованием ПС "Ручьи", на общую сумму свыше 3,5 млрд рублей. В то же время тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования.
Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139).
Комитет указал, что функционирование ПС "Ручьи" в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии в спорном периоде не является результатом перераспределения объектов электросетевого хозяйства, учтенных в тарифном решении, так как ПС "Ручьи" технологически связана с производством электроэнергии и ранее функционировала на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Данное обстоятельство истцом не оспорено.
Перечисленные факты в совокупности подтверждают доводы ПАО "Ленэнерго" и Комитета о злоупотреблении истцом своими правами, выразившемся в совершении действий, направленных на обход установленного порядка оплаты услуг по передаче электрической энергии в рамках тарифного регулирования.
Удовлетворение требований истца в данном случае внесет дисбаланс в распределение необходимой валовой выручки иных сетевых организаций, и, как следствие, повлечет увеличение тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии, что противоречит установленным пунктом 1 статьи 20 Закона N 35-ФЗ основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, включая защиту потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2017 по делу N А56-86805/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.