г. Чита |
|
4 июля 2018 г. |
Дело N А19-29213/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2018 года по делу N А19-29213/2017 (суд первой инстанции - Назарьева Л.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, далее - министерство) о признании незаконным отказа N 23-30526/1н от 24.11.2017 в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:06:050202:39, площадью 68 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Егоровщина для строительства объекта "КТП 10/0,4 кВ N 1-2707 с ВЛ 0,4кВ д. Егоровщина".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2018 года по делу N А19-29213/2017 заявленные требования удовлетворены.
Отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.11.2017 N 23-30526/1н в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:06:050202:39 признан незаконным, как несоответствующий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Полагает, что судом первой инстанции были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно применены нормы земельного законодательства.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 07.06.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Иркутская электросетевая компания" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Кадастровая Компания" (подрядчик) (далее - ООО "ВСКК") заключен договор подряда на выполнение комплекса землеустроительных и кадастровых работ с целью получения разрешения на строительство линейного объекта: "КТП 10/0,4 кВ N 1-2707 с ВЛ 0,4кВ д. Егоровщина (ТР 1645/16)", предусматривающего технологическое присоединение к земельному участку с кадастровым номером 38:06:050202:39 (далее - объект).
ООО "ВСКК" в интересах ОАО "ИЭСК" обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:06:050202:39, площадью 68 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Егоровщина для строительства объекта "КТП 10/0,4 кВ N 1 -2707 с ВЛ 0,4кВ д. Егоровщина".
Письмом N 23-30526/1н от 24.11.2017 Министерство имущественных отношений Иркутской области отказало ОАО "ИЭСК" в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что на основании пп. 2 п. 8 ст. 39.15, пп. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка, в соответствии с генеральным планом Никольского муниципального образования, утвержденным решением Думы Никольского муниципального образования N 10-49/дсп от 15.11.2013 (в редакции от 23.12.2016 N 40-149/дсп), проходит объект транспортной инфраструктуры (основные улицы) - объект местного значения.
Не согласившись с отказом, выраженным в письме N 23-30526/1н от 24.11.2017, ОАО "ИЭСК" обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Правоотношения, возникающие с предоставлением испрашиваемого земельного участка для эксплуатации сооружения, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 вышеназванного Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области с 01.01.2016 осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области:
1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством;
2) выдача разрешения на использование земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения подпункт 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Министерством имущественных отношений Иркутской области письмом N 23-30526/1н от 24.11.2017 отказано ОАО "ИЭСК" в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:06:050202:39, площадью 68 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Егоровщина с указанием на то, что в границах испрашиваемого земельного участка проходит объект транспортной инфраструктуры (основные улицы) - объект местного значения.
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19, пункту 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к видам объектов местного значения относятся: электро- и газоснабжение поселений; автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; образование; здравоохранение; физическая культура и массовый спорт; обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района; электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.
Красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
При этом по смыслу положений подпункта "з" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объектами транспортной инфраструктуры признаются не все автомобильные дороги, а только являющиеся технологическим комплексом, включающим в себя участки автомобильных дорог, определяемые в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 N 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры", что к спорному объекту не относится.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что термин "основные улицы" в соответствии со смыслом, придаваемым Градостроительным кодексом Российской Федерации, не являются объектами транспортной инфраструктуры и не относятся к объектам местного значения.
Из ответа Администрации Никольского муниципального образования от 20.03.2018 года направленного в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области (т.1 л.д.114) следует, что рассматриваемый земельный участок, указанный в схеме, в соответствии генеральным планом муниципального образования расположен частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в охранной зоне ВЛ 10 кВ, частично в зоне расположения проектируемого объекта транспортной инфраструктуры местного значения - улицы. В качестве вспомогательного вида использования земельных участков предусмотрено коммунальное обслуживание, включающее в себя, в том числе линии электропередач.
Из данного письма следует, что Администрация Никольского муниципального образования не возражает против строительства на испрашиваемом земельном участке линейного объекта.
В силу статьи 18, частей 3, 5, 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим, что испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объекта местного значения, является карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, которая содержится в генеральном плане.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что министерством в материалы дела не представлен документ, подтверждающий, что испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объектов местного значения.
Учитывая, что планируемый к размещению на испрашиваемом земельном участке объект является объектом электроэнергетики и предназначен для обеспечения физических и юридических лиц коммунальной услугой электроснабжения, строительство его не противоречит целям застройки данной территории.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Таким образом, учитывая, что указанный в принятом министерством отказе вывод не подтвержден какими-либо иными документами, кроме представленного ответа Администрации Никольского муниципального образования от 20.03.2018 года, министерство не располагало при принятии решения и не представило в суд дополнительных доказательств, суд правомерно установил, что министерство необоснованно отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы по основаниям, установленным подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:06:050202:39, площадью 68 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Егоровщина для строительства объекта "КТП 10/0,4 кВ N 1-2707 с ВЛ 0,4кВ д. Егоровщина", не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО "ИЭСК" в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2018 года по делу N А19-29213/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.