город Ростов-на-Дону |
|
03 июля 2018 г. |
дело N А32-23967/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2018 по делу N А32-23967/2017, принятое в составе судьи Куликова О.Б. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар" к департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьего лица - администрации муниципального образования Успенский район о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар" (далее - ООО "Агрофирма "Агросахар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1004, площадью 18 700 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления - для сельскохозяйственного производства, по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Успенский, в границах земель СПК "Надежда", участок 111/2, изложенного в письме от 28.02.2017 исх. N 52-5589/17-32-20;
- обязать департамент в десятидневный срок направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Успенский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2018 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что договор аренды от 30.08.2010 N 8834000152 не содержал ограничений о возможности его пролонгации без торгов и был заключен с единственным участником конкурса, договор аренды от 30.08.2010 N 8834000152 ничтожной сделкой не является; с заявкой на выкуп земельного участка сельскохозяйственного назначения обратился арендатор этого участка; основания для отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги у департамента отсутствовали.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент сослался на то, что договор аренды земельного участка от 30.08.2010 N 8834000152 является ничтожным, поскольку не соблюдена процедура предоставления земельного участка в аренду.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации района от 30.08.2010 N 1179 заявителю предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 23:34:0201000:1004, площадью 18 700 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления - для сельскохозяйственного производства, по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Успенский, в границах земель СПК "Надежда", участок 111/2, на основании которого между администрацией района и обществом заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, от 30.08.2010 N 8834000152 ( зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю от 08.11.2010 номер регистрации 232303/016/2010-525).
Общество 29.12.2016 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением необходимого пакета документов.
Письмом от 28.02.2017 N 55-5589/17-32-20 (полученным заявителем 22.03.2017) департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что договор аренды земельного участка от 30.08.2010 N 8834000152 не породил правовых последствий ввиду его ничтожности (т.1 л.д. 18-27).
Не согласившись с данным решением департамента, общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.
По общему правилу, содержащемуся в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением в департамент) закреплялось, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ также установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий:
1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет;
2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом, что подтверждается представленными заявителем документами;
3) заявление о приобретении земельного участка в собственность подано до дня истечения срока действия договора аренды.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований указанных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих участков. Названные земельные участки приобретаются в собственность по кадастровой стоимости, дифференцированной (в процентах) в зависимости от срока аренды участка, при условии его надлежащего использования.
Таким образом, для приобретения в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов общество должно было являться арендатором испрашиваемого участка на основании договора аренды.
Как следует из материалов дела, обществу в аренду сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:34:0201000:1004, площадью 18 700 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления - для сельскохозяйственного производства.
На момент обращения с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка общество обладало статусом арендатора более трех лет.
Вместе с тем, в качестве основания отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка департамент указал на наличие у договора аренды признаков ничтожной сделки в связи с нарушением публичной процедуры предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент заключения договора, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях.
Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 N 1369, согласно которому в качестве газеты районного значения Успенского района указана газета "Рассвет".
В материалы дела предоставлена публикация от 27.07.2010 N 90 (8726) газеты "Рассвет", согласно которой департамент информировал о наличии свободных земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1004, площадью 18 700 кв. м, вид угодий- пашня, в границах земель СПК "Надежда".
Таким образом, публикация содержит все признаки, позволяющие индивидуализировать земельный участок (местоположение, площадь земельного участка, вид угодий), и согласно размещенным сведениям определить предмет договора аренды.
Доказательства, что у лиц, желающих и подавших заявления, возникли затруднения на подачу заявления о предоставлении земельного участка в аренду в материалах дела отсутствуют.
Земельный участок передан на основании постановления администрации муниципального образования Успенский район от 30.08.2010 N 1179.
Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок заключения договора аренды от 30.08.2010 N 8834000152 соблюден; договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю от 08.11.2010 номер регистрации 232303/016/2010-525, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что указанный договор является недействительным (ничтожным).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 20.02.2018 по делу N А32-18149/2017.
Доказательств использования обществом как арендатором испрашиваемого земельного участка не по целевому назначению, а равно доказательств привлечения общества к ответственности за ненадлежащее использование департаментом не представлено.
С учетом изложенного материалами дела подтверждается наличие у заявителя права пользования земельным участком, так как с момента заключения договоров аренды прошло более трех лет; земельный участок имеет сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании земельных участков не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договора аренды.
Спорный земельный участок не ограничен в обороте, доказательства иного в материалы дела также не представлены. Департаментом доказательства изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установления запрета на приватизацию не представлены.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, предоставленным отделом архитектуры и градостроительства муниципального образования Успенский район спорный земельный участок для государственных и муниципальных нужд не зарезервирован, на территории общего пользования не расположен, объекты культурного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия не содержит, расположение объектов федерального, регионального и муниципального значения не планируется, находится в зоне сельскохозяйственного использования - СХ-1.
Земельный участок подпадает в границу третьей зоны санитарной охраны, в водоохранную зону водного объекта, что само по себе не препятствует передаче участка в собственность.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отказ департамента не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и охраняемые интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует в реализации его права на преимущественное заключение договора купли-продажи в отношении спорного земельного участка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Госпошлина распределена судом верно на основании статьи 110 АПК РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2018 по делу А32-23967/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23967/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф08-7318/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Агрофирма "Агросахар"
Ответчик: Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Успенский район