г. Вологда |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А05-14473/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" Саловой Ю.Р. по доверенности от 09.01.2018 N 56, от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Жгулевой А.А. по доверенности от 09.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2018 года по делу N А05-14473/2017 (судья Звездина Л.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - агентство) о признании незаконными действий по отказу в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства "Административно-торговое здание, расположенное по адресу: г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 1".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ресанта" (ОГРН 1022900530058, ИНН 2926000121; место нахождения: 163053, город Архангельск, улица Талажское шоссе, дом 1; далее - ООО "Ресанта").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2018 года по делу N А05-14473/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Водоканал" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что действующее законодательство, регулирующее ценообразование в сфере водоснабжения и водоотведения, предусматривает при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе водоснабжения учет объемов на нужды пожаротушения в максимальном объеме подачи воды по договорам водоснабжения.
Агентство и ООО "Ресанта" отзывы на жалобу не представили.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей предприятия и агентства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Ресанта" обратилось к предприятию с заявлением на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства "Административно-торговое здание, расположенное по адресу: г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 1" (далее - объект), в котором указало, что потребляемая нагрузка по водоснабжению на хозяйственные нужды объекта составляет 0,56 куб. м в час (13,44 куб. м в сутки), на пожаротушение - 81 куб. м в час (1944 куб. м в сутки). Всего по объекту потребляемая нагрузка по водоснабжению составляет 81,56 куб. м в час (1954,44 куб. м в сутки).
В связи с этим обращением предприятие направило в агентство с приложением соответствующих документов заявление от 29.08.2017 N 5609/17 об установлении в отношении упомянутого объекта индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Агентство возвратило это заявление и обосновывающие материалы без рассмотрения, при этом в письме от 14.09.2017 N 313/2792 указало, что учет расхода воды на противопожарные нужды в целях определения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения не предусмотрен. Кроме того отметило, что плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке с учетом расходов на увеличение мощности централизованных систем водоснабжения, в том числе расходов на реконструкцию (модернизацию) соответствующих объектов этих систем. Однако по информации министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области пропускная способность централизованной системы холодного водоснабжения в точке подключения позволяет осуществить подключение объекта без дополнительных расходов на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности). При необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров допускается временное прекращение или ограничение водоснабжения потребителей. Поэтому плата за подключение объекта не подлежит установлению в индивидуальном порядке, расчет платы следует произвести на основании утвержденных для предприятия тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения.
Не согласившись с действиями ответчика по отказу в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения названного выше объекта, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного орган, его действия (бездействия) недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе порядок обращения с заявлением, порядок заключения договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, порядок действий организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, порядок определения платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно части 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ установлено, что регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В силу пункта 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования.
Из пункта 85 Основ ценообразования следует, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
В Архангельской области отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий более низкий уровень нагрузки по сравнению с предельным уровнем нагрузки, установленным в пункте 85 Основ ценообразования.
Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения определены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В частности, в подпункте "е" пункта 90 Правил N 644 указано, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства заявление о подключении с приложением ряда документов, в том числе баланса водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение.
Доводы заявителя о необходимости учета расхода воды на противопожарные нужды для целей определения платы за подключение (технологическое присоединение) не основаны на нормах действующего законодательства.
Направляя предприятию письмо, агентство руководствовалось Основами ценообразования, а также частью 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, в соответствии с которой запрещено взимание с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением).
При этом указанный запрет означает, что любое изменение критериев оплаты подключения (технологического присоединения) должно быть предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования, а также с пунктами 117, 121 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания), в отношении заявителей, величина подключаемой нагрузки которых превышает 250 куб. м в сутки, размер платы за подключение устанавливается индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения.
В соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям при расчете баланса водопотребления объем воды на нужды пожаротушения не учитывается, поскольку в указанном объеме абонент постоянно не нуждается и при его использовании не несет расходов по оплате в соответствии с пунктом 53 Водного кодекса Российской Федерации.
Для установления платы в индивидуальном порядке необходимо наличие двух критериев: превышение установленных пределов величины нагрузки, которая определяется необходимым объемом суточного водопотребления, и необходимость осуществления мероприятий, связанных с увеличением мощности (пропускной способности) существующей системы централизованного водоснабжения.
Исключая нагрузку на цели пожаротушения, агентство правомерно руководствовалось и положениями статьи 21 Закона N 416-ФЗ, в которой перечислены общие основания, позволяющие временно прекратить или ограничить водоснабжение при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров. С учетом того, что пожар является чрезвычайной ситуацией, имеющиеся объемы воды должны быть направлены, прежде всего, на ликвидацию возгорания.
Из этого следует, что нагрузка водоснабжения на цели пожаротушения не является определяющей при установлении платы за технологическое присоединение, так как носит вероятный разовый характер.
Кроме этого, как правильно отметил суд первой инстанции, Методические указания не предусматривают необходимость при определении объема подключаемой нагрузки суммировать все нагрузки в зависимости от целей использования, в том числе на пожаротушение.
Подключаемая нагрузка должна устанавливать соответствие баланса водопотребления назначению объекта (пункт 91 Правил N 644).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 95 этих Правил, нагрузка на пожаротушение является расчетной и условной величиной. При этом необходимость в ней появляется при определенных условиях - при пожаре; нагрузка на пожаротушение измеряется в иных единицах - литрах в секунду; эта нагрузка не используется постоянно; свободная мощность, которая на момент подключения в сети уже имеется, обеспечивает возможность подачи необходимого объема воды под повышенным давлением и позволяет обеспечить необходимую нагрузку при возникновении пожара (свободная мощность проверяется исполнительным органом государственной власти).
В свою очередь, подключаемая нагрузка - это постоянная величина, которая необходима абоненту в хозяйственной деятельности в соответствии с назначением объекта. Именно эта суточная нагрузка должна участвовать в определении платы за подключение.
Следовательно, вода, используемая на тушение пожара, не подлежит оплате, ее подача в необходимом объеме (в соответствии с расчетными данными, которые указываются заявителем в документах на подключение) является обязанностью организации водопроводно-канализационного хозяйства. Поэтому плата за подключение к сетям водоснабжения также не должна включать в себя нагрузку на цели пожаротушения, увеличивая тем самым ее размер.
Помимо того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в соответствии с пунктами 74, 75 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство), утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, указанный исполнительной орган государственной власти уполномочен проводить анализ необходимости реконструкции и строительства новых сетей водоснабжения.
В целях решения вопроса о возможности подключения к водопроводной сети объекта капитального строительства после получения заявления предприятия от 29.08.2017 N 5609/17 об установлении в отношении спорного объекта индивидуальной платы за подключение агентство направило в министерство запрос N 313/2601 от 04.09.2017.
В ответе от 08.09.2017 N 203/07-17/7625 министерство сообщило, что возможность подключения спорного объекта существует, пропускная способность водопровода Ду 300 мм составляет 410,4 куб. м/час. Таким образом, уполномоченный орган подтвердил отсутствие необходимости в проведении мероприятий, связанных с расширением мощности (пропускной способности) существующей централизованной системы водоснабжения.
Кроме того, предприятие, заявляя о необходимости установить плату за подключение индивидуально, в силу положений Закона N 416-ФЗ должно представить агентству информацию о затратах на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства абонента (сметная стоимость таких работ).
Однако такая информация им не представлена.
Кроме того из утвержденной Правительством Архангельской области инвестиционной программы предприятия "Развитие систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Архангельск" на 2015-2019 годы", технического задания на разработку этой программы, следует, что спорный объект включен в перечень строящихся и реконструируемых объектов. Доказательств того, что предприятие обращалось в министерство с заявлением о включении дополнительных мероприятий, связанных с подключением спорного объекта капитального строительства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, заявитель не подтвердил необходимость осуществления мероприятий, связанных с увеличением мощности (пропускной способности) существующей системы централизованного водоснабжения в связи с подключением (технологическим присоединением) спорного объекта.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного предприятием требования.
Приняв во внимание положений статьей 106, 110 АПК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также учитывая тяжелое имущественное положение заявителя и выполнение им социально значимой функции - водоснабжение и водоотведение города Архангельска, апелляционная коллегия в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ полагает возможным освободить предприятие от уплаты государственной пошлины, подлежащей уплате за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2018 года по делу N А05-14473/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.