г. Чита |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А58-6271/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Барковской О.В., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудриной И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2018 года по делу N А58-6271/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный стандарт" (ОГРН 1121435006747 ИНН 1435254490, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Рыдзинского, 18, 2, 14) к окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124 ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, проспект Ленина, 15) о взыскании 668 848,49 руб. ( суд первой инстанции: судья Кайдаш Н.И.)
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, отсутствуют, уведомлены
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилищный Стандарт" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к окружной администрации города Якутска о взыскании 668 848,49 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда от 14.02.2018, ответчик обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах и порядке их оказания и выполнения" работы по видеонаблюдению, обслуживанию домофона, услуги консьержа, утилизации ртутьсодержащих ламп в перечень работ и услуг по содержанию общего имущества не включены. Также эти услуги не предусмотрены действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013 N 170 в качестве необходимых. Условия представленного истцом договора управления МКД по пер. космонавта Германа Титова 2/2 от 21.11.2016 не содержат положений, которые распространяются на третьих лиц по отношению к данному договору. Данный договор Окружной администрацией г. Якутска не подписан, следовательно, обязательства по нему на ответчика не распространяются. Претензии по указанному договору должны быть предъявлены ООО "Высота" в соответствии с п. 2.3.1 договора. Истец не доказал, что ответчик взял на себя обязательства по оплату услуг по утилизации ртутьсодержащих ламп.
Лица, участвующие в деле, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
Истцом представлены пояснения во исполнение определения суда от 07.06.2018.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предметом иска является требование управляющей организации о взыскании долга за жилищно-коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества в многоквартирных домах по адресам: г. Якутск, ул. Ново-Карьерная, д. 22/9, ул. Три Сосны д.13, ул. Воинская, д. 10/1, ул. Борисовка 1, д. 50, пер. Космонавта Германа Титова 2/2.
Истец основывает исковые требования на договорах управления многоквартирным домом от 01.05.2016 (ул. Три Сосны д.13), от 01.02.2016 (ул. Воинская, д. 10/1), от 01.02.2016 (ул. Ново-Карьерная, д. 22/9), от 02.02.2016 (ул. Борисовка 1, д. 50), заключенными с городским округом "город Якутск", а также на договоре от 21.11.2016, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Высота" (пер. Космонавта Германа Титова 2/2), являющимся застройщиком дома - за период ввода дома в эксплуатацию и до передачи жилых помещений по актам приема-передачи собственникам/нанимателям. В обоснование исковых требований представлены: договоры управления многоквартирным домом с приложениями и дополнительными соглашениями, протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений, акты приема-передачи жилых помещений, акты приема-передачи ключей, финансовые счета, договоры возмездного оказания услуг, договоры на энергоснабжение, договоры на водоотведение, договоры на отпуск питьевой воды, договоры холодного водоснабжения, договоры на поставку природного газа, договоры на техническое обслуживание многоквартирной домофонной связи.
Наличие задолженности по оплате оказанных истцом жилищно-коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, установив факт оказания истцом жилищно-коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, отсутствие доказательств некачественного оказания услуг в спорный период, заявленные истцом требования признал обоснованными по праву и размеру.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Материалами дела подтверждено, что истец является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Якутск, ул. Ново-Карьерная, д. 22/9, ул. Три Сосны д. 13, ул. Воинская, д. 10/1, ул. Борисовка 1, д. 50, пер. Космонавта Германа Титова 2/2.
В подтверждение представлены договора управления многоквартирными домами от 01.05.2016 (ул. Три Сосны д. 13), от 01.02.2016 (ул. Воинская, д. 10/1), от 01.02.2016 (ул. Ново-Карьерная, д. 22/9), от 02.02.2016 (ул. Борисовка 1, д. 50), заключенными с Городским округом "город Якутск", а также договором от 21.11.2016, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Высота" (пер. Космонавта Германа Титова 2/2), являющимся застройщиком дома - за период ввода дома в эксплуатацию и до передачи жилых помещений по актам приема-передачи собственникам/нанимателям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование
В силу ч.3,4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1. помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2. иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3. крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 1 ст.39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений ч.1.1, 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1. соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2. безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3.доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4. соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5. постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" п.2, подпунктов "а", "б" п.3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме.
Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом:
а) конструктивных элементов многоквартирного дома;
б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.
В силу подпункта "е" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 17, п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании задолженности за дополнительные услуги являются несостоятельными в силу того, что дополнительным соглашением к договорам управления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Якутск, ул. Три Сосны, 13; ул. Воинская, 10/1, пер. Космонавтов Германа Титова, 2/2 были включены дополнительные услуги по обслуживанию домофона, по ул. Ново-Карьерная, 22/9 - услуги по видеонаблюдению и домофону.
Услуги консьержа по ул. Германа Титова были согласованы договором управления многоквартирным домом от 21.11.2016 с застройщиком ООО "Высота", вызванных необходимостью, в том числе, контроля за сигналами полуавтоматической системой пожарной сигнализации, которой оснащен дом. Так, включение в перечень работ услуг консьержа напрямую связано с обеспечением пожарной безопасности, что не противоречит вышеприведенным нормам права.
При этом апелляционный суд отмечает следующее, что начисление платы за услуги консьержа, видеонаблюдения и т.п. в отношении жилого дома по ул. Германа Титова, произведено истцом с момента заключения договора управления с застройщиком и до заключения нового договора с ответчиком. При этом ответчик как собственник жилых помещений мог ранее инициировать собрание и принять решение в отношении необходимых услуг оказываемых истцом и исключить вышеуказанные услуги.
В силу пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно части 2 ст. 215 ГК РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения.жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
Из анализа приведенных норма закона следует, что после выдачи застройщику разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и до отбора управляющей организации в результате проведения органом местного самоуправления соответствующего открытого конкурса, правоотношения, связанные с техническим обслуживанием многоквартирного дома, представлением и использованием коммунальных услуг, у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, возникают с застройщиком или с управляющей организацией, с которой у застройщика заключен договор управления многоквартирным домом.
Довод апелляционной жалобы о незаконности установления платы "за сбор и утилизацию ртутьсодержащих ламп", подлежит отклонению как несостоятельный в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В соответствии с указанной нормой органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах.
Согласно подпункту "д (1)" пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 25.12.2015) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Следовательно, именно на истца, как на управляющей компании лежит обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включая организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации.
Данная обязанность управляющей компании в соответствии с пунктами 3, 4, 8 и 9 Правил состоит из: разработки инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; назначения в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами; определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп; заключения со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию, договора на сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей.
Фактическое оказание ООО УК "Жилищный Стандарт" жилищно-коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в спорных многоквартирных домах было подтверждено представленными истцом в обоснование иска документальными доказательствами, которые являются относимыми и допустимыми и не опровергнуты ответчиком.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Так, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции представленным сторонами документам была дана соответствующая оценка наряду со всеми доказательствами (как в отдельности, так и в совокупности) в том числе для установления действительности сведений, содержащихся в них.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно суд пришел к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2018 года по делу N А58-6271/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.