г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А56-109421/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькина Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Сухих А.В. по доверенности от 12.02.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-х лиц: 1) не явился, извещен, 2) Когут Д.И. по доверенности от 26.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12129/2018) Ассоциации по сертификации "Русский регистр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2018 по делу N А56-109421/2017 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Ассоциации по сертификации "Русский регистр"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, 2) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства"
о признании недействительным решения, об обязании рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
установил:
Ассоциация по сертификации "Русский регистр" (далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС по СПб) от 24.11.2017 по делу N 44-4593/17, а также об обязании УФАС по СПб рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (далее - Дирекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебный актом, Ассоциация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дирекция (заказчик) 30.10.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0172200002517000218 о проведении открытого конкурса на выполнение инженерных изысканий и разработки проектной документации по объекту "Строительство Южной широтной магистрали 1 этап" для нужд Санкт-Петербурга.
Ассоциация оспорила в антимонопольный орган действия Дирекции при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение инженерных изысканий и разработки проектной документации по объекту "Строительство Южной широтной магистрали 1 этап" для нужд Санкт-Петербурга. Ассоциация не согласилась с включением в конкурсную документацию требования к оценке деловой репутации участника закупки на основании требований Системы добровольной сертификации "Развитие, качество, актуальность" (регистрационный номер СДС в едином реестре зарегистрированных СДС Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РОСС RU.31491.04ИЕД1).
Решением Комиссии УФАС по СПб от 24.11.2017 по делу N 44-4593/17 жалоба Ассоциации признанна необоснованной.
Ассоциация оспорила данное решение, а также просило обязать УФАС по СПб рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и третьего лица, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 указанной статьи). На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (часть 7 статьи 53 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из положений части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ следует, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки).
Порядок оценки заявок регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
Согласно пункту 3 Правил N 1085 "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил N 1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 1085 в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "Квалификация участников закупки...".
Согласно подпункту 2.3 пункта 13 Части II конкурсной документации заказчиком определен показатель "Деловая репутация участника закупки" критерия оценки "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанною с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование" и требованиями Системы добровольной сертификации "Развитие, качество, актуальность" (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РОСС RU.31491.04ИЕД1).
При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:
Значение индекса деловой репутации |
Количество баллов по показателю деловая репутация участника закупки |
Свыше 85 |
100 баллов |
Свыше 70 до 85 (включительно) |
75 баллов |
Свыше 55 до 70 (включительно) |
50 баллов |
Свыше 40 до 55 (включительно) |
25 баллов |
Не более 40 или отсутствие сертификата |
0 баллов |
Для подтверждения сведений о значении индекса деловой репутации участник предоставляет копию сертификата соответствия, со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.01-2015 и системы добровольной сертификации. На момент подачи заявки сертификат соответствия должен быть действительным.
Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в указанную систему добровольной сертификации с правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015 и системы добровольной сертификации.
Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 020-2014 (КДЕС ред.2):
- 71.11.1 Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта.
При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной в индексе, деловой репутации организации, рассчитанной в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника".
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, включение заказчиком в конкурсную документацию требований к оценке деловой репутации участника закупки на основании Системы добровольной сертификации "Развитие, качество, актуальность" (СДС "РКА") не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление для оценки по показателю "деловая репутация участника закупки" документов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данные документы или нет.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленное условие оценки ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, Ассоциацией не представлено.
Апелляционная коллегия находит правильным вывод суда о том, что действия заказчика не нарушают положения Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае не усматривается наличие у заявителя нарушенного права. Ассоциация участником конкурса не являлась, заявки на участие в конкурсе не подавала.
В данном случае Ассоциация оспаривала в УФАС по СПб действия заказчика, нарушающие именно положения законодательства о контрактной системе. Однако, как установлено выше, действия заказчика не нарушают положения Закона N 44-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, решение УФАС правомерно признано судом первой инстанции законным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
Оснований для применения такого способа восстановления прав, как обязание УФАС по СПб рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ апелляционный суд также не усматривает. Из материалов дела не следует, что Ассоциация обращалась в УФАС по СПб с требованием о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2018 по делу N А56-109421/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ассоциации по сертификации "Русский регистр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.