г. Челябинск |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А07-35827/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2018 по делу N А07-35827/2017 (судья Журавлева М.М.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Эко-Механика" - Давдыш Александр Евгеньевич (доверенность N б/н от 10.11.2017).
муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан: Шицова Евгения Ивановна (доверенность N 15/111/1 от 17.11.2017), Валеева Анастасия Александровна (доверенность N Б/Н от 09.02.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Эко-Механика" (далее - ООО "Эко-Механика", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ, т. 1, л.д. 99):
- о признании отказа муниципального унитарного предприятия "Уфаводоканал" (далее - МУП "Уфаводоканал") в продлении технических условий N 13-14/435 от 23.11.10, N 13-14/281, N 13-14/282 от 08.08.2014 на подключение к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения объектов первой очереди застройки (объемом 230 тыс.м2) жилого района "РомановкаВетошникова", выраженного в письме от 15.08.2017 исх.13-45/104, незаконным.
- об обязании МУП "Уфаводоканал" в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан, продлить технические условия N 13-14/435 от 23.11.10, N 13-14/281, N 13-14/282 от 08.08.2014 на подключение к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения объектов первой очереди застройки (объемом 230 тыс. м2) жилого района "Романовка-Ветошникова" с объемами расхода воды на обслуживание - 3798 м3/сут. на хозяйственнобытовые нужды, 40л/с - на наружное пожаротушение, 4*2.5 л/с - на внутреннее пожаротушение.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.03.2018 (с учетом определения об исправлении опечаток от 17.04.2018) заявленные требования ООО "Эко-Механика" удовлетворены в полном объеме (т.2, л.д. 19-33, 35-37).
В апелляционной жалобе МУП "Уфаводоканал" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т.2, л.д. 40-42).
В обоснование доводов апелляционной жалобы МУП "Уфаводоканал" ссылалось на то, что суд первой инстанции в решении применил нормы права, которые являются недействующими, а нормы права, которые необходимо применить не применил.
Ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в установленный законом срок - 3 года, с момента предоставления технических условий, а именно до 09.08.2017 ООО "Эко-Механика" определило нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и подало заявку о таком подключении.
МУП "Уфаводоканал" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заявителя просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.12.2007 между Администрацией городского округа г.Уфа и ООО "Агидель - Энержи" был заключен договор аренды N 1- КО-07 земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства по адресу Ленинский и Демский район ГО г.Уфа между н.п. "Ветошниково" и "Романовка" (далее - жилой район "РомановкаВетошникова"), в редакции дополнительного соглашения N1 от 26.01.2009 к договору аренды N 1-КО-07 от 21.12.2007 сроком аренды до 2025 года.
23.11.2010 МУП "Уфаводоканал" на основании имеющейся технической возможности подключения и свободной мощности выдал технические условия N 13-14/435 на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения с расходом воды 3798 м3 на хозбытовые нужды для вышеуказанного объекта.
22.06.2012 по договору передачи прав и обязанностей аренды земельного участка N 1-22062012 права для комплексного освоения жилищного строительства жилого района "Романовка-Ветошникова" были переданы ООО "Эко-Механика".
С этого момента ООО "Эко-Механика" является правообладателем данного земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В период с 2012 года до настоящего времени ООО "Эко-Механика" осваивала и продолжает осваивать указанный земельный участок для строительства жилого района.
В указанный период на основании рабочей документации (РД 19- 2013-НВК.КЖ) ООО "Эко-Механика" выполнена прокладка сетей канализации и водопровода общей протяженностью 6,6 км. с устройством смотровых колодцев и камер, колодцев опорожнения в пределах предоставленного в аренду земельного участка.
Всего объем строительно-монтажных работ по освоению (обеспечение объекта жилищного строительства услугами водоснабжения и водоотведения) данного земельного участка составил 41 млн.руб.
08.08.2014 письмами N 13-14/281, N 13-14/282 направленными в адрес ООО "Эко-Механика", МУП "Уфаводоканал" в ранее выданные технические условия N 13-14/435 от 23.11.2010 внес изменения, продлил срок действия на 3 года и подтвердил расход воды на обслуживание жилого района "Романовка-Ветошникова" - 3798 м3/сут. на хозяйственно-бытовые нужды, 40л/с -на наружное пожаротушение, 4*2.5 л/с - на внутреннее пожаротушение.
16.02.2016 письмом N 13-17/67 проектная документация на строительство сетей водоснабжения и водоотведения была согласована с МУП "Уфаводоканал" и вышеуказанный объем расхода воды был вновь подтвержден.
11.04.2017 письмом N 13-14/84 МУП "Уфаводоканал" подтвердил действующий статус ранее выданных указанных технических условий с расходом воды на обслуживание жилого района "РомановкаВетошникова" - 3798 м3/сут. на хозяйственно-бытовые нужды, 40л/с - на наружное пожаротушение, 4*2.5 л/с - на внутреннее пожаротушение.
15.08.2017 письмом N 13-45/104 МУП "Уфаводоканал" отказал заявителю в продлении технических условий N 13-14/435 от 23.11.2010, N 13-14/281 от 08.08.2014, N 13-14/282 от 08.08.2014, указав, что их действия прекращено.
Ссылаясь не незаконный отказ в продлении технических условий МУП "Уфаводоканал", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в продлении технических условий N 13-14/435 от 23.11,10, N 13-14/281 от 08.08.2014, N 13-14/282 от 08.08.2014 является неправомерным на основании норм действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, иных органов, должностных лиц и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженернотехнического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Соответственно, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения представляет собой процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Как указано в пункте 3 Правил N 83, физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров, для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек; выполнение заказчиком условий подключения; проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения; присоединение заказчиком объекта к сетям инженернотехнического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении; выполнение условий подачи ресурсов (пункт 4 Правил N 83).
Согласно пункту 10 Правил N 83 после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении. Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение. Исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению.
Следовательно, исполнитель выдает заказчику условия подключения, затем проверяет их выполнение заказчиком, выдает разрешение на присоединение к сетям инженерной инфраструктуры, а также осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению. Таким образом, за исполнителем нормативно закреплена контрольная (надзорная) функция в процессе подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, но не ограничено право заказчика выбрать организацию, которая может выполнить определенные работы.
Между тем, по смыслу Правил N 83 процесс подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения подразумевает обязательное участие исполнителя, посредством выдачи им соответствующего разрешения и реализации контролирующей функции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Правил под разрешительной документацией понимается разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами Госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Под самовольным присоединением к системам водоснабжения или канализации понимается присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.
Согласно пункту 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Перечень сведений и документов, которые должны быть приобщены правообладателем земельного участка к запросу о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указан в пункте 8 Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
ООО "Эко-Механика" письмом N 97 от 01.08.2017 (л.д. 136) обращалось в МУП "Уфаводоканал" с просьбой продлить срок действия технических условий N13-14/435 от 23.11.2010, N13-14/281, N13-14/282 от 08.08.2014. Обращение было подано в срок их действия.
Между тем, МУП "Уфаводоканал" письмом от N 13-45/104 от 15.08.2017 отказал в продлении срока действия технических условий N 13-14/435 от 23.11.2010, N 13-14/281, N 13-14/282 от 08.08.2014, предложил получить новые технические условия, которые могут отличаться от ранее выданных технических условий и налагать на заявителя дополнительные обязанности. Мотивированного отказа в продлении действия технических условий МУП "Уфаводоканал" не представил.
Кроме того, нагрузка на подключение к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения объектов первой очереди застройки (объемом 230 тыс. м2) жилого района "Романовка-Ветошникова" с объемами расхода воды на обслуживание - 3798 м3/сут. на хозяйственнобытовые нужды, 40л/с - на наружное пожаротушение, 4*2.5 л/с - на внутреннее пожаротушение - определена и подтверждена самим МУП "Уфаводоканал", о чем последний сообщил ООО "Эко-Механика" письмом N 13-14/24 от 11.04.2017 (л.д. 109).
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявления ООО "Эко-Механика" соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Довод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в установленный законом срок - 3 года, с момента предоставления технических условий, а именно до 09.08.2017 ООО "Эко-Механика" определило нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и подало заявку о таком подключении, является несостоятельным, поскольку не соответствует действительности.
23.11.2010 МУП "Уфаводоканал" на основании имеющейся технической возможности подключения и свободной мощности выдал технические условия N 13-14/435 на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения с расходом воды 3798 м3 на хозбытовые нужды для вышеуказанного объекта.
08.08.2014 письмами N 13-14/281, N 13-14/282 направленными в адрес ООО "Эко-Механика", МУП "Уфаводоканал" в ранее выданные технические условия N 13-14/435 от 23.11.2010 внес изменения, продлил срок действия на 3 года и подтвердил расход воды на обслуживание жилого района "Романовка-Ветошникова" - 3798 м3/сут. на хозяйственно-бытовые нужды, 40л/с -на наружное пожаротушение, 4*2.5 л/с - на внутреннее пожаротушение.
11.04.2017 письмом N 13-14/84 МУП "Уфаводоканал" подтвердил действующий статус ранее выданных указанных технических условий с расходом воды на обслуживание жилого района "РомановкаВетошникова" - 3798 м3/сут. на хозяйственно-бытовые нужды, 40л/с - на наружное пожаротушение, 4*2.5 л/с - на внутреннее пожаротушение.
Ссылка на то, что суд первой инстанции в решении применил нормы права, которые являются недействующими, а нормы права, которые необходимо применить не применил, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании действующего законодательства. При принятии решения судом первой инстанции в соответствии со ст. 71, 168 АПК РФ исследованы все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, а также доводы сторон, приведенные ими в обоснование своих правовых позиций, и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2018 по делу N А07-35827/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.