г. Пермь |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А50-681/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Макарова Т.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Муравьёвой Е.С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест": Посохина С.М. (паспорт, доверенность от 15.01.2018),
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: Тищенко И.М. (паспорт, доверенность от 12.04.2018),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 апреля 2018 года
по делу N А50-681/2018,
принятое судьей И.Е.Ремянниковой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест" (ОГРН 1035900512471, ИНН 5904086667)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании незаконным решения об отказе в заключении новых договоров аренды лесного участка,
установил:
ООО "СВС-Инвест" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 10.11.2017 N СЭД-30-01-25.4-7776 об отказе в заключении новых договоров в отношении ранее заключенных договоров аренды: Договора аренды лесного участка от 29.12.2008 N 173 (категория земель: земли лесного фонда; кадастровый номер: 59:17:0000000:5319; первоначально заключен на 10 лет договор аренды участка лесного фонда N 43 от 24.01.2006); Договора аренды лесного участка от 29.12.2008 N 174 (категория земель: земли лесного фонда; кадастровый номер: 59:17:0000000:5321; первоначально заключен на 10 лет договор аренды участка лесного фонда N 42 от 23.01.2006); Договора аренды лесного участка от 29.12.2008 N 175 (категория земель: земли лесного фонда; кадастровый номер: 59:17:0000000:5320; первоначально заключен на 10 лет договор аренды участка лесного фонда N 48 от 19.01.2006); об обязании Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о заключении новых договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что он является добросовестным арендаторам по трем договорам аренды. Настаивает на том, что не имел возможности обратиться в ноябре, декабре 2015 года (что соответствует периоду: не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия, заключенного ранее договора аренды) в Министерство с заявлением (ями) о заключении новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов, так как на указанный период времени действовали дополнительные соглашения N 4 от 18.12.2014 к каждому из трех договоров аренды.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.10.2017 заявитель обратился в Министерство с заявлениями о заключении новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов (в порядке, предусмотренном ст. 74 ЛК РФ).
Министерство, рассмотрев заявление, отказало заявителю письмом от 10.11.2017 N СЭД-30-01-25.4-7776, в котором указало, что заявление о заключении нового договора аренды лесного участка подается не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия, заключенного ранее договора аренды лесного участка; решениями Арбитражного суда Пермского края по делам N А50-8836/2017, N А50-8834/2017, N А50-9163/2017 дополнительные соглашения признаны недействительными, на арендатора возложена судом обязанность возвратить Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края лесные участки, предоставленные по договорам аренды, в связи с чем, основания для заключения договоров аренды лесных участков на новый срок отсутствуют.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Заявителем и Министерством заключены три договора аренды: договор аренды лесного участка N 43 от 24.01.2006, договор аренды лесного участка N 42 от 23.01.2006, договор аренды лесного участка N 48 от 25.12.2006.
Договор аренды участка лесного фонда N 43 от 24.01.2006 был перезаключен на Договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N 173; договор аренды участка лесного фонда N 42 от 23.01.2006 перезаключен на Договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N174; договор аренды участка лесного фонда N 48 от 25.12.2006 перезаключен на Договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N175). Перезаключение было результатом приведения Договоров аренды в соответствии с действующим законодательством как следствие исполнения решения компетентного государственного органа, а именно, Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N258 и Решение от 18.12.2008 о переоформлении договора, которое было принято Агентством по природопользованию Пермского края (правопредшественником Министерства), и где также был установлен срок каждого Договора аренды - 10 лет. Срок аренды истекал в январе 2016 года.
Согласно п.2 ст.74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (действовавший на момент обращения Общества в уполномоченный орган) (далее - Порядок N 445), пункт 27 которого предусматривает аналогичный порядок заключения нового договора аренды без проведения торгов.
Из вышеприведенных положений следует, что заключение договора аренды лесного участка на новый срок возможно только при соблюдении арендатором совокупности условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 27 Порядка N 445.
25.10.2017 заявитель обратился в Министерство с заявлениями о заключении новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов, в порядке, предусмотренном п.2 ст. 74 ЛК РФ.
Министерство, рассмотрев заявление, отказало заявителю письмом от 10.11.2017 N СЭД-30-01-25.4-7776, в котором указало, что заявление о заключении нового договора аренды лесного участка подается не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия, заключенного ранее договора аренды лесного участка; решениями Арбитражного суда Пермского края по делам N А50-8836/2017, N А50-8834/2017, N А50-9163/2017 дополнительные соглашения признаны недействительными, на арендатора возложена судом обязанность возвратить Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края лесные участки, предоставленные по договорам аренды, в связи с чем, основания для заключения договоров аренды лесных участков на новый срок отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, следует, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Как следует из обстоятельств дела, заявитель не мог обратиться к арендодателю (Министерству) не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка, поскольку с 18.12.2014 на основании протокола N 6 заседания комиссии по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 03.12.2014 были заключены Арендатором и Арендодателем дополнительные соглашения N 4 к каждому из трех договоров аренды, в соответствии с п. 2 данных доп. соглашений срок действия договоров аренды был продлен до 28.12.2018.
Решениями арбитражного суда Пермского края по делам N А50- 8836/2017, N А50-8834/2017, N А50-9163/2017, вступившими в законную силу, п. 2 дополнительных соглашений N4 к каждому из трех договоров аренды, содержащие условие о продлении действия каждого из трех договоров аренды по 28.12.2018, были признаны ничтожными. В связи с чем, договоры аренды считаются прекратившими действие 19.01.2016, 23.01.2016, и 24.01.2016, соответственно.
Как следует из письма Министерства от 10.11.2017 N СЭД-30-01-25.4-7776, основанием отказа послужило несоблюдение заявителем условия, установленного в ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, а именно, заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка. Несоблюдения иных оснований Министерством не установлено.
Однако, учитывая разумные ожидания Заявителя в части реализации права преимущественного заключения договоров аренды лесных участков, действия заявителя подлежат оценке на предмет добросовестного поведения.
Как уже было отмечено, дополнительные соглашения N 4 от 18.12.2014 были заключены на основании Протокола N 6 заседания комиссии по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 03.12.2014.
Следовательно, при подписании данных дополнительных соглашений заявитель действовал добросовестно, следовательно заявитель не смог уложится в срок, установленный п.2 ст.74 ЛК РФ, по независящим от него причинам.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении оспариваемым решением права заявителя на заключение новых договоров лесного участка, так как отказ от заключения такого договора влечет невозможность осуществления основного вида деятельности заявителя на лесном участке.
При таких условиях заявленное требование о признании незаконным оспариваемого решения признается судом правомерным и подлежащим удовлетворению.
Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.
Удовлетворяя рассматриваемое требование общества, суд, учитывая наличие всех условий для заключения без проведения торгов договоров аренды лесных участков, считает необходимым обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест" путем принятия решения о заключении новых договоров аренды, направления проектов договоров аренды обществу с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест".
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение - отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ.
Госпошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы распределяется между сторонами в соответствии со ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 апреля 2018 года по делу N А50-681/2018 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в заключении новых договоров аренды лесного участка, изложенный в письме N СЭД-30-01-25.4-7776 от 10.11.2017.
Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест" (ОГРН 1035900512471, ИНН 5904086667) путем принятия решения о заключении новых договоров аренды, направления проектов договоров аренды обществу с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест".
Взыскать с Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест" (ОГРН 1035900512471, ИНН 5904086667) 4500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СВС-Инвест" (ОГРН 1035900512471, ИНН 5904086667) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 6000 руб., уплаченную по чеку-ордеру N 37 от 12.01.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-681/2018
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2018 г. N Ф09-6372/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СВС-ИНВЕСТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ