город Ростов-на-Дону |
|
03 июля 2018 г. |
дело N А32-16551/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Житов П.В. - представитель по доверенности от 20.07.2017,
от заинтересованного лица: Панченко В.В. - представитель по доверенности от 14.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу N А32-16551/2017 (судья Бондаренко И.Н.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Спецстрой-Лизинг" (ОГРН 1117746960704, ИНН 7726687266),
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Аривист-Консалт"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Спецстрой-Лизинг" (далее - общество, ЗАО "Спецстрой-Лизинг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Новороссийской таможни (далее - таможенный орган) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 10.02.2017 N РКТ-10317000-17/000026, принятого в отношении товара N 1, заявленного в ДТ N 10317090/011015/0011966.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 решение Новороссийской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 10.02.2017 N РКТ-10317000-17/000026, принятого в отношении товара N1, заявленного по ДТ N 10317090/011015/0011966, признано незаконным и отменено ввиду несоответствия положениям действующего таможенного законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров". Согласно представленной ООО "Аривист-Консал" технической документации оборудование по профилированию листового материала для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа К-100 состоит из следующих основных узлов: профилирующая секция, узел вырубки и пробивки отверстий, гильотинные ножницы, блок загиба торцов. Все узлы в многофункциональной машине по профилированию листового материала для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа К-100 выполняют равнозначные функции (профилирование, вырубка, пробивка, резка, загиба) и выделить из них основную функцию не представляется возможным. В соответствии с Правилом 3 (в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров. Таким образом, рассматриваемая линия в соответствии с Правилом 3 (в) классифицируется в под субпозиции 8462 41 100 8 ТН ВЭД ТС "машины пробивные или вырубные, с числовым программным управлением, для обработки изделий из листового материала" (ставка таможенной пошлины 10 %). Экспертное заключение АНО НЭ "Прайм Эксперт" от 15.08.2017 N 040-2205 является недопустимым доказательством по делу, так как выполнено экспертом, не обладающим специальными познаниями, а также за пределами установленной законом компетенции. Данная позиция согласуется с постановлением 15 арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-23468/2016. Кроме того, указанным экспертным заключением не определена основная функция объекта исследования.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Спецстрой-Лизинг" просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что положения ст. 40 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" регулируют правоотношения при проведении судебной экспертизы, тогда как экспертное заключение АНО НЭ "Прайм Эксперт" было представлено в качестве письменного доказательства. Кроме того, таможенным органом не обжалована законность экспертного заключения. Экспертная организация должна самостоятельно определять квалификацию эксперта, которому поручается подготовка соответствующего заключения.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель закрытого акционерного общества "Спецстрой-Лизинг" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 03.10.2014 между ЗАО "Спецстрой - Лизинг" (покупатель), АО "ЗММ-Победа" ("ЗММ-Победа" АД) Болгария (продавец) и ООО "СПЕЦСТРОЙКОНСТРУКЦИЯ" (лизингополучатель) заключен контракт N 64/КП-2014 в редакции дополнительного соглашения N9 от 23.11.2015.
Согласно п.п.1.1. п.1 контракта в редакции указанного дополнительного соглашения, продавец обязуется поставить, лизингополучатель (по доверенности, выданной покупателем) обязуется принять, а покупатель обязуется купить на условиях FCA, Сливен, Болгария (Адрес: Болгария, город Сливен 8800, область Сливен; община Сливен, улица Цар Симеон, N 59) в соответствии с положениями Инкотермс-2010, изготовленные продавцом АО "ЗММ-Победа", автоматическую линию на изготовление профнастильных профилей С8/С21/НС35/Н60, автоматическую линию для производства вентилируемых фасадных кассет типа К100, автоматическую линию производства строительных прогонов "С", "Z" и "Сигма", автоматическую линию для производства "Шляпный профиль" (товар, оборудование), поставляемый 4 партиями (комплектами). Переход права собственности происходит в момент поставки товара, но в любом случае не ранее выполнения продавцом всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара из страны поставки. Лизингополучатель несет все риски гибели, утраты, повреждения и порчи товара с момента его поставки (подписания трехстороннего акта приема-передачи комплекта товара") в соответствии с условиями контракта.
Товар поставляется в следующем составе:
1) 1 (одна) автоматическая линия на изготовление профнастильных профилей С8/С21/НС35/Н60 (линия 1) в комплектации и в соответствии с техническими характеристиками согласно приложению N 1 по цене за одну линию 556400 евро;
2) 2 (две) автоматические линии для производства вентилируемых фасадных кассет типа К100 (линия 2) в комплектации и в соответствии с техническими характеристиками (одинаковыми для двух линий) согласно приложению N 1 по цене за 1 единицу:
-по условиям поставки FCA, Сливен, Болгария - 846460 евро
- по условиям поставки CIF Новороссийск, Россия - 851959,02 евро;
3) 1 (одна) автоматическая линия производства строительных прогонов "С", "Z" и "Сигма" (линия 3), в комплектации и в соответствии с техническими характеристиками согласно приложению N 1 по цене за одну линию - 568992,54 евро;
4) (одна) автоматическая линия для производства "Шляпный профиль" (линия 4) в комплектации и в соответствии с техническими характеристиками согласно приложению N 1 по цене за одну линию 163613,66 евро.
Для осуществления валютных операций, во исполнение контракта от 03.10.2014 N 64/КП-2014, заключенного между ЗАО "Спецстрой - Лизинг", АО "ЗММ-Победа" и ООО "СПЕЦСТРОЙКОНСТРУКцИя", в АО "Альфа-Банк" оформлен паспорт сделки N 14100001/1326/0002/9/1 от 09.10.2014.
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 14100001/1326/0002/9/1 от 09.10.2014, ЗАО "Спецстрой-Лизинг" в уполномоченный банк по состоянию на 28.04.2016 представлено подтверждающих документов (ввезено товаров на таможенную территорию РФ) и оплачено за поставленный товар на сумму 2 987 425,22 евро, сальдо расчетов равно нулю.
Во исполнение контракта от 03.10.2014 N 64/КП-2014, в регионе деятельности Новороссийской таможни специалистом по таможенному оформлению ООО "Аривист Консалт" - Письменской Ю.Г. (свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров от 02.12.2014 N 0095/06, договор об оказании услуг таможенного представителя от 16.09.2015 N 0095/06/15382, трудовой договор от 03.07.2012, доверенность от 02.01.2015 N 50-2015) произведено таможенное декларирование товара N 1 "оборудование по профилированию листового материала для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа "К-100" по ДТ N 10317090/011015/0011966 с применением электронной формы декларирования. Вес нетто товара - 28095,00 кг, вес брутто - 28485,00 кг, статистическая стоимость 899 085,12 долларов США, индекс таможенной стоимости составил 32,00 доллара США/кг, страна происхождения - Болгария. Получателем товаров выступает ООО "СПЕЦСТРОЙКОНСТРУКЦИЯ" (ИНН 7813585486, КПП 781301001, адрес государственной регистрации: 123060, Москва, ул. Маршала Рыбалко, д. 2, корп. 6, пом. 410). В графе 14 ДТ N 10317090/011015/0011966 декларантом заявлена компания ЗАО "Спецстрой-Лизинг" (ИНН 7726687266, ОГРН 1117746960704, адрес государственной регистрации: 123060, Москва, ул. Фруктовая, д. 5а). В ходе совершения таможенных операций оборудование классифицировано в подсубпозиции 8462 21 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС "прочие машины гибочные, кромкогибочные, правильные" (ставка таможенной пошлины 7,8 %).
Отделом таможенного контроля Новороссийской таможни после выпуска товара была проведена камеральная таможенная проверка в отношении ЗАО "Спецстрой-Лизинг" по вопросу достоверности сведений, заявленных о классификационном коде ТН ВЭД ТС товара "оборудование по профилированию листового материала для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа "К - 100", задекларированного по ДТ N 10317090/011015/0011966. Таможенный орган пришел к выводу о том, что товар N 1 "оборудование по профилированию листового материала для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа "К-100", задекларированный по ДТ N 10317090/011015/0011966, согласно представленной технической документации состоит из следующих основных узлов: профилирующая секция, узел вырубки и пробивки отверстий, гильотинные ножницы, блок загиба торцов и в соответствии с правилом 3 в) Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС должен классифицироваться в подсубпозиции 8462 41 100 8 ТН ВЭД ЕАЭС. В ходе проведения камеральной таможенной проверки в отношении ЗАО "Спецстрой-Лизинг" установлен факт нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в части заявления недостоверных сведений о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС товара, задекларированного по ДТ N 10317090/011015/0011966, повлекший занижение ставки ввозной таможенной пошлины и как следствие неуплату таможенных платежей в размере 1 534 303,99 рублей.
Результаты проведенной проверки были отражены в акте камеральной таможенной проверки от 10.02.2017 N 10317000/210/100217/А000003/000.
Новороссийской таможней принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 10.02.2017 N РКТ-10317000-17/000026 в отношении товара N 1, заявленного в ДТ N 10317090/011015/0011966, - оборудование по обработке металлов, машины гибочные и кромкогибочные: оборудование с ЧПУ (линия) по профилированию листового материала, для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа "К-100", год выпуска 2015, заводской номер 129, всего 1 шт., состоит из: разматыватель рулонов - 1 шт., загрузочная тележка разматывателя - 1шт., входное устройство для правильно-подающего механизма - 1 шт., правильно-подающий механизма - 1 шт., узел вырубки и пробивки отверстия - 1 шт., входное устройство для профилирующей секции - 1 шт., профилирующая секция - 1 шт., гильотинная ножница с конвейером - 1 шт., блок загиба торцов с роликовым приемным столом - 1 шт., гидростанция - 1 шт.; система электронного управления (меню на русском языке) состоит из: пульт управления - 1 шт., пульт контроля - 2 шт., комплект ограждения линии для безопасности оператора - 1 шт., скорость непрерывного производства - 20 м/мин, ширина исходного рулона - 800 мм, толщина материала 0,70-1,20 мм, поставляется в разобранном виде.
Не согласившись с решением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием по настоящему делу о признании его незаконным и отмене.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года) (далее по тексту - Договор), в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (далее по тексту - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора, до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 года N 112 "О внесении изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54" установлено, что для целей применения решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, под используемым в них понятием "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" понимается "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
В соответствии с пунктами 1 -3 статьи 52 ТК ТС, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС. Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров и в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществляют классификацию товаров и принимают решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
ТН ВЭД ТС и ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, действовавшие на момент подачи рассматриваемых ДТ, утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту - ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Положением о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Согласно ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС, классификация товаров для юридических целей осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД ТС. При этом классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОНИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Кроме того, в целях классификации товаров ТН ВЭД ЕАЭС используются Пояснения к ТН ВЭД (далее по тексту - Пояснения), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 "О Пояснениях к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" одобрены Пояснения к ТН ВЭД.
Пояснения к ТН ВЭД являются одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД. Пояснения содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в регионе деятельности Новороссийской таможни произведено таможенное декларирование товара N 1 "оборудование по профилированию листового материала для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа "К - 100" по таможенной декларации N10317090/011015/0011966 с применением электронной формы декларирования. Получателем товаров выступает ЗАО "Спецстрой-Лизинг". В ходе совершения таможенных операций оборудование классифицировано в подсубпозиции 8462 21 100 9 ТН ВЭД ТС "прочие машины гибочные, кромкогибочные, правильные" (ставка таможенной пошлины 7,8 %).
Однако, в ходе камеральной проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что в согласно описанию, указанному в графе 31 ДТ N 10317090/011015/0011966, оборудование состоит из следующих основных секций: разматыватель рулонов, загрузочная тележка разматывателя, входное устройство для правильно-подающего механизма, правильно-подающий механизм, узел вырубки и пробивки отверстий, профилирующая секция, гильотинная ножница, блок загиба торцов, гидростанция. Из приведенного описания следует, что на линии выполняются следующие операции по обработке листового металла: правильные, вырубка, пробивка, профилирование и резка. Таким образом, рассматриваемое оборудование представляет собой многофункциональную линию, на которой последовательно выполняются различные механические операции по обработке листового материала. В связи с чем, рассматриваемая линия должна быть классифицирована в подсубпозиции 8462 41 100 8 ТН ВЭД ТС "машины пробивные или вырубные с числовым программным управлением" (ставка таможенной пошлины 10 %), что послужило основанием для вынесения Новороссийской таможней решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 10.02.2017 N РКТ-10317000-17/000026.
При вынесении оспариваемого решения по результатам камеральной проверки таможенным органом не учтено следующее.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2-6 ОПИ ТН ВЭД.
При выборе классификационного кода ЕТН ВЭД ЕАЭС необходимо принять во внимание Примечания к Разделу XVI ЕТН ВЭД ЕАЭС:
3) Комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное;
4) Если машина (включая комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов (независимо от того, расположены они отдельно или соединены трубопроводами, трансмиссионными устройствами, электрическими кабелями или другими устройствами), предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы 84 или 85, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции.
Согласно Пояснениям к Разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, введенным рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", комбинированные машины, состоящие из двух или более машин или устройств разного типа, соединенных вместе для образования единого целого, последовательно или одновременно выполняющих раздельные функции, взаимодополняющие одна другую, и описываемых в разных товарных позициях раздела XVI, классифицируются по основной функции комбинированной машины.
Таможенный орган в оспариваемом решении о классификации в графе 7 "Сведения о товаре, необходимые для классификации" идентифицировал его как "оборудование (линия) по профилированию листового материала с ЧПУ для изготовления вентилируемых фасадных кассет типа "К-100", год выпуска 2015, заводской номер 129, оборудование состоит из следующих основных узлов: профилирующая секция, узел вырубки и пробивки отверстий, гильотинные ножницы, блок загиба торцов".
В качестве основания решения о классификации таможенный орган указал на то, что товар относится, согласно Общим положениям Раздела XVI ТН ВЭД, к многофункциональным машинам, если невозможно определить основную функцию и если, как предусмотрено в примечании 3 к данному разделу XVI ТН ВЭД, в контексте не оговорено иное, следует применять правило 3 (в) ОПИ, в соответствии с которым товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров. Именно поэтому товар был классифицирован в подсубпозиции 8462 41 100 8 ТН ВЭД ТС "машины пробивные или вырубные с числовым программным управлением" (ставка таможенной пошлины 10%).
При этом, материалами таможенной проверки не установлено, что таможенный орган определил основную функцию товара и воспользовался положениями Правила 3(a) или Правила 3(6) ОПИ ТН ВЭД.
Согласно позиции таможенного органа выделить основную функцию и основной элемент исследуемой линии не представляется возможным.
По мнению общества, основная функция оборудования заложена в наименовании -это профилирование листового металла, что наиболее точно описывается кодом 8462 21 100 9: "Машины гибочные, кромкогибочные, правильные"; функцию, близкую указанной, выполняют большая часть компонентов линии.
На основе анализа имеющихся в материалах дела документов по ДТ N 10317090/011015/0011966 судом установлено, что юридическое лицо при заявлении классификационного кода основывалось на данных, представленных иностранным поставщиком, товаро-сопроводительной и технической документацией, экспортными декларациям страны производства (Болгария), из которых следует, что товар "автоматическая линия по производству фасадных панелей и металлических рулонов, тип "К-100", серийный номер 129 - 9 элементов" соответствует коду 84622110 Гармонизированной системы описания кодирования товаров.
В имеющемся в материалах дела заключении таможенного эксперта от 27.09.2017 N 12406004/0033934, которым таможенный орган обосновывает свои доводы о правомерности классификации, изложены следующие выводы: принцип действия исследуемого объекта представляет собой технологический процесс, состоящий из ряда технологических операций, технологических и вспомогательных переходов, с выполнением технологических операций по гибке, отрезке, высечке, прокатке и т.д. листового материала, выполняемых последовательно и непрерывно, в заданной технологической последовательности, в полностью автоматическом или частично автоматизированном режиме. Исследуемая линия состоит из следующих основных элементов (узлов): размотчик консольный, загрузочная тележка, устройство ввода, устройство для нанесения пленки с нижней стороны листа, правильно-подающий механизм, устройство выхода, устройство ввода, подающий механизм, блок вырубки, блок пробивки отверстий, профилирующая секция, гильотинные ножницы, конвейер, блок загиба торцов. Выделить основную функцию и основной элемент исследуемой линии не представляется возможным.
В указанном заключении таможенный эксперт не определил основную функцию объекта исследования, тогда как позиция таможенного органа основана на тексте пункта VI Пояснений к Разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, введенных рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4, в которых указано, что многофункциональные машины классифицируются по основной функции этой машины.
Из представленного заявителем в материалы дела заключения АНО НЭ "ПРАЙМ ЭКСПЕРТ" от 15.08.2017 N 040-2205 следует, что согласно представленной сопроводительной документации, импортируемый товар "Автоматическая линия для производства вентилируемых фасадных кассет типа "К100" представляет собой многофункциональную машину и состоит из отдельных компонентов (функциональных блоков, соединенных электрическими кабелями), в целом образующие функциональный агрегат в значении, определенном примечанием 4 к разделу 16 ТН ВЭД, предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции и раздельные функции, взаимодополняющие одна другую: основной функции - автоматической линии (машины) для производства вентилируемых фасадных кассет типа К100 путем выполнения правильных, гибочных, кромкогибочных технологических операций; при этом блок вырубки двух сегментов сырьевого материала с двух сторон с целью регулировки диапазона ширины листа сырьевого материала и блок пробивки вентиляционных отверстий представляют собой вспомогательные функции, дополняющие основную. Согласно основному свойству (функции) представляет собой машину для выполнения плавильных, гибочных, кромкогибочных технологических операций с целью производства вентилируемых фасадных кассет типа К100 из листового материала.
Доводы таможенного органа о недопустимости данного заключения ввиду его несоответствия требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-Фз "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" отклоняются, поскольку данное заключение не является заключением эксперта по смыслу ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд первой инстанции оценил данный документ как письменное доказательство по правилам ст. 71 и 75 названного Кодекса наряду с другими доказательствами по делу и обоснованно принял в качестве относимого и допустимого документа, подтверждающего обоснованность заявленных требований, с указанием соответствующих мотивов.
Учитывая тот факт, что функции компонентов используемой линии не являются равнозначными, а являются взаимно дополняющими функциями, суд пришел к выводу о том, что спорный товар относится к комбинированной машине, а не к многофункциональной, как это трактует таможенный орган. При этом, основной функцией рассматриваемой комбинированной машины, определяющей классификацию товара, является выполнение правильных, гибочных, кромкогибочных технологических операций с целью производства вентилируемых фасадных кассет из листового материала.
По результатам оценки объема технологических операций и их значения для производства конечного изделия, суд пришел к выводу о том, что ввезённый по спорной декларации товар представляет собой автоматизированную технологическую линию с числовым программным управлением для производства вентилируемых фасадных кассет типа "К-100" из листовой стали путем выполнения основных технологических операций: правильных, гибочных, кромкогибочных, технологических, в связи с чем, не может быть классифицирован в подсубпозиции 8462 41 100 8 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины пробивные или вырубные с числовым программным управлением", так как в подсубпозицию 8462 41 100 8 ТН ВЭД ЕАЭС включаются машины пробивные или вырубные в том случае, если бы данная функция являлась основной для всего изделия, однако, данный факт не нашел подтверждения в материалах таможенной проверки, в принципе не установившей основной функции объекта исследования.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2017 года по делу N 305-КГ17-3138, который указал, что в соответствии с ОПИ 3(б) в таком случае классификация многокомпонентного товара должна осуществляться исходя из той составной части, которая придает товару основное свойство. Фактор, который определяет основное свойство многокомпонентного товара, устанавливается по природе компонента, объему, количеству, массе, стоимости или же роли, которую играет этот компонент при использовании товара, на что обращено внимание в пункте VIII Пояснений к данному правилу (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд при удовлетворении требований заявителя указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Исходя из совокупности представленных в дело доказательств, требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу N А32-16551/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16551/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2018 г. N Ф08-7067/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Спецстрой-Лизинг"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: ООО "Аривист-Консалт"