г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А56-114199/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчика: представитель Раевская Ю.А. по доверенности от 05.09.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12471/2018) апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объеденное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018 по делу N А56-114199/2017 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к Федеральному казенному учреждению "Объеденное стратегическое командование Западного военного округа"
о взыскании,
установил:
Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - ответчик) о взыскании 425.879.86 руб. неосновательного обогащения, возникшего в результате пользования ответчиком услугами связи на территории Брянской области в период с декабря 2016 года по июль 2017 года.
Решением суда от 04.04.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждается факт оказания услуг и их объем. Государственный контракт между сторонами заключен на срок до 31.12.2016, условиями контракта установлена твердая цена в размере 600.000 руб., которая оплачена ответчиком полностью. Стороны не продлевали действие контракта. Выставленные истцом счета составлены в одностороннем порядке. Требования об оплате международных соединений в размере 1.273,80 руб. являются необоснованными, поскольку такая услуга не предусмотрена условиями Контракта.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу заявил возражения, просил решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен государственный контракт по оказанию услуг связи в интересах абонентов Министерства обороны Российской Федерации (Брянская область) N 832000039025 от 23.08.2016 (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого истец оказывал ответчику услуги связи (местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи) в период с 01.04.2016 по 30.11.2016. Срок действия Контракта установлен с момента его подписания (23.08.2016) по 31.12.2016, с распространением условий Контракта на отношения сторон, возникшие с 01.04.2016.
Ссылаясь на то, что ответчик пользовался услугами связи после окончания срока действия Контракта, истец направил в адрес ответчика претензию N 1 от 01.08.2017 об оплате фактически оказанных услуг, которая оставлена последним без удовлетворения.
Исковые требования предъявлены о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 425.879,86 руб. вследствие фактического пользования ответчиком услугами связи на территории Брянской области в период с декабря 2016 года по июль 2017 года.
Согласно статьям 4, 21 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) отношения в области связи регулируются кроме Конституции Российской Федерации, Закона о связи, также правовыми актами Президента Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 года N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение оказания услуг связи воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаны действиями, нарушающими безопасность государства.
Принятыми во исполнение названного вышеуказанного Указа указания Министерства связи Российской Федерации от 30.11.1995 N 218-у "О недопустимости ограничения или отказа в обеспечении услугами связи воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба", от 31.01.1997 N 17-у "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предписано не допускать ограничений или отказов в обеспечении услугами связи воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с частью 4 статьи 5.1 Закона "О связи" при исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Кроме того, в соответствии с положениями пунктов 21 и 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления, а равно следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены.
Таким образом, отсутствие между сторонами надлежащим образом оформленного государственного контракта в силу необходимости бесперебойного функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства, не может являться основанием для прекращения исполнителем оказания услуг связи.
Доказательства, свидетельствующие об отказе от услуг ПАО "Ростелеком", а также доказательства того, что ответчик при использовании услуг связи действовал не в интересах обеспечения безопасности государства, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством операторы связи не вправе в одностороннем порядке приостанавливать и прекращать оказание услуг связи для нужд обороны.
Поскольку факт оказания истцом указанных услуг в спорный период подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами, расшифровками соединений, а доказательств, свидетельствующих об отказе ответчика от предоставляемых услуг ПАО "Ростелеком", не представлено, исковые требования правомерно удовлетворены судом.
Апелляционные доводы ответчика о необоснованности исковых требований в части предъявления требований об оплате международных соединений подлежат отклонению с учетом наличия в материалах дела расшифровок телефонных соединений, которые содержат сведения об использовании ответчиком всех видов связи, в том числе междугородной, международной и внезоновой связи (л.д. 64 -223 том 1, л.д. 1-175 том 2).
С учетом изложенного, дело рассмотрено с учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств, а содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы - соответствуют закону. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
Расходы по государственной пошлине оставлены за ее подателем.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018 по делу N А56-114199/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.Г. Казарян |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.