город Омск |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А70-6340/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смольниковой М.В.
судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бойченко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3287/2018) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Тюменской области от 02 марта 2018 года по делу N А70-6340/2014 (судья Ли Э.Г.), вынесенное по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" Горовенко Василия Викторовича о привлечении бывших руководителей должника - Сергеева Сергея Александровича и Лоося Алексея Валерьевича - к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, о привлечении бывших руководителей должника - Сергеева Сергея Александровича и Лоося Алексея Валерьевича - к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (ИНН 7211005547, ОГРН 1087214000169),
при участии в судебном заседании до перерыва представителя Сергеева Сергея Александровича Сайфулина Р.М. (паспорт, по доверенности б/н от 08.12.2016, сроком действия на три года);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (далее - ООО "Коммуналсервис", должник) 10.04.2014 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 указанное заявление принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 11.08.2014 в отношении ООО "Коммуналсервис" введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждена Фадеева Олеся Александровна.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.11.2014 в отношении ООО "Коммуналсервис" введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена Фадеева О.А.
Сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 212 от 22.11.2014.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2016 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Фадеевой О.А. об освобождении ее от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником, конкурсным управляющим должником утвержден Горовенко Василий Викторович.
В Арбитражный суд Тюменской области 16.02.2015 поступило заявление конкурсного управляющего ООО "Коммуналсервис" о привлечении к субсидиарной ответственности бывших руководителей должника Сергеева Сергея Александровича (далее - Сергеев С.А.) и Лоося Алексея Валерьевича (далее - Лоось А.В.).
В Арбитражный суд Тюменской области 25.05.2016 поступило заявление Управления ФНС России по Тюменской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган) о привлечении к субсидиарной ответственности бывших руководителей должника Сергеева С.А. и Лоося А.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 12.09.2017 заявления конкурсного управляющего должника и уполномоченного органа о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей должника Сергеева С.А. и Лоося А.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заявители неоднократно уточняли заявленные требования.
С учетом последнего уточнения конкурсный управляющий должника просил привлечь к субсидиарной ответственности Сергеева С.А. и Лоося А.В. солидарно в размере 231 730 руб. 75 коп.
Уполномоченный орган с учетом последнего заявленного уточнения просил привлечь солидарно к субсидиарной ответственности бывших руководителей ООО "Коммуналсервис" Сергеева С.А. и Лоось А.В. и взыскать с них солидарно в конкурсную массу должника денежные средства в размере 2 911 539 руб. 67 коп.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 02.03.2018 по делу N А70-6340/2014 в удовлетворении заявлений конкурсного управляющего должника и уполномоченного органа о привлечении бывших руководителей ООО "Коммуналсервис" Сергеева С.А. и Лоося А.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что в период осуществления руководства деятельностью ООО "Коммуналсервис" Сергеевым С.А. и Лоосем А.В. у должника имелись признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества, в связи с чем ответчики были обязаны обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, однако соответствующая обязанность исполнена не была. При этом уполномоченной орган указывает, что общая сумма задолженности ООО "Коммуналсервис", возникшей за период с 10.01.2013 по 15.02.2013 и включенной в реестр требований кредиторов должника, составляет 1 384 350 руб. 81 коп. Кроме того, уполномоченный орган указывает, что Сергеев С.А. подлежал привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим в период с 15.02.2013 по 07.04.2013 и с 23.07.2013 по 10.06.2014 в общем размере 937 651 руб. 47 коп., а Лоось А.В. - в период с 08.04.2013 по 22.07.2013 в общем размере 1 973 888 руб. 20 коп. Также податель жалобы ссылается на привлечение Сергеева С.А. к административной ответственности за неисполнение обязанности по подаче заявления о признании ООО "Коммуналсервис" банкротом в арбитражный суд и признание им своей вины. По мнению уполномоченного органа вывод суда первой инстанции о недостаточности доказательств является необоснованным.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Сергеев С.А. представил отзыв, в котором просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Сергеева С.А. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 25.06.2018 был объявлен перерыв до 27.06.2018. Информация о перерыве размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
После перерыва от Сергеева С.А. поступили письменные пояснения, в которых он ссылается на отсутствие возможности установить точную дату возникновения у бывших руководителей должника обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом.
Судебное заседание апелляционного суда после перерыва проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений против проверки судебного акта в части, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое определение проверено лишь в части отказа в удовлетворении требования о привлечении Сергеева С.А. и Лоося А.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Коммуналсервис" в связи с неисполнением обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом.
Возражений против проверки судебного акта в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое определение проверено лишь в части отказа в удовлетворении заявления уполномоченного органа о привлечении Сергеева С.А. и Лоося А.В. к субсидиарной ответственности. В части отказа в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника обжалуемое определение не проверяется.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Сергеева С.А., проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит определение Арбитражного суда Тюменской области от 02.03.2018 по настоящему делу подлежащим отмене в части.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 12 статьи 142 Закона о банкротстве в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 названного Закона.
Круг лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника, основания и порядок привлечения к такой ответственности на дату обращения конкурсного управляющего с соответствующим заявлением и на дату вынесения обжалуемого определения были установлены статьей 10 Закона о банкротстве, в которую Федеральными законами от 28.04.2009 N 73-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ были внесены изменения.
Заявления о привлечении Сергеева С.А. и Лоося А.В. к субсидиарной ответственности были поданы до 01.07.2017, следовательно, суд рассматривает заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в соответствии с редакцией статьи 10 Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из материалов дела следует, что заявленные конкурсным управляющим требования мотивированы неисполнением Сергеевым С.А. и Лоосем А.В. обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом.
Как установлено судом первой инстанции, Сергеев С.А являлся руководителем ООО "Коммуналсервис" в периоды с 08.02.2008 до 08.04.2013 и до 12.11.2014 (т. 61 л.д. 70-73).
При этом, как следует из выписки из Единого государственного реестре юридических лиц от 15.11.2017 N 7232201701211632, Сергеев С.А., с момента создания ООО "Коммуналсервис" (08.02.2008) и по настоящее время является единственным участником должника (т. 61 л.д. 70 - 73).
Кроме того, в соответствии с решением единственного учредителя от 08.04.2013 единоличным исполнительным органом должника в период с 08.04.2013 по 02.08.2013 являлся Лоось А.В. (т. 61 л.д. 124), что подтверждается также трудовым договором от 08.04.2013, трудовой книжкой Лоося А.В. и расходными кассовыми ордерами N 490 от 25.06.2013, N 498 от 26.06.2013 и N 505 от 27.06.2013 (т. 61 л.д. 125, 126, 127), свидетельствующими об осуществлении Лоосем А.В. организационно-распорядительных функций, то есть полномочий руководителя должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 соответствующих редакций Закона о банкротстве, руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в том числе, в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В предмет доказывания по спорам о привлечении руководителей к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, входит установление следующих обстоятельств:
- возникновение одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона;
- момент возникновения данного условия;
- факт неподачи руководителем в суд заявления о банкротстве должника в течение месяца со дня возникновения соответствующего условия;
- объем обязательств должника, возникших после истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
При исследовании совокупности указанных обстоятельств следует учитывать, что обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель в рамках стандартной управленческой практики должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
Заявляя о наличии оснований для привлечения Сергеева С.А. и Лоося А.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Коммуналсервис" за период с 10.01.2013 по 15.02.2013, уполномоченный орган должен был представить соответствующие доказательства, что 10.01.2013 истек месячный срок на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, а, следовательно, признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества возникли у должника не позднее 10.12.2012.
Вместе с тем, таких доказательств в материалы настоящего обособленного спора не представлено.
Все указанные заявителем обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, о возникновении у должника признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества, относятся к периоду после 10.12.2012.
В частности, податель жалобы указал, что 10.01.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Тюменской области было вынесено решение N 2.7-52/169/65 о привлечении ООО "Коммуналсервис" к ответственности за совершение налогового правонарушения на общую сумму 4 410 428 руб. (т. 40 л.д. 11-13).
Кроме того, уполномоченный орган ссылается на то, что по состоянию на 15.02.2013 ООО "Коммуналсервис" имело задолженность по налоговым платежам в размере 4 264 703 руб. 41 коп., из которых сумма недоимки составила 3 633 070 руб. 82 коп., пеня - 550 680 руб. 59 коп., штраф - 80 952 руб. 00 коп.
В период с 10.01.2013 по 15.02.2013 имелась задолженность по обязательным платежам в размере 488 490 руб. 30 коп., которая включена в реестр требований кредиторов должника.
Также податель жалобы указывает на возникновение у должника задолженности перед ПФ РФ в размере 487 440 руб. 39 коп., из них: 15.01.2013 в размере 200 789 руб. 19 коп.; 15.02.2013 в размере 286 651 руб. 20 коп., а также задолженности по НДС за 4 кв. 2012 года в размере 1 049 руб. 91 коп., из них: основной долг - 858 руб. 05 коп., пени - 191 руб. 86 коп.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что у ООО "Коммуналсервис" имелась задолженность по оплате потребленной энергии по договору N 20382, заключенному с ОАО "Тюменская энергосбытовая компания":
- в январе 2013 года в размере 372 332 руб. 34 коп.
- в феврале 2013 года - в размере 498 334 руб. 51 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 966 руб. 69 коп.;
- в марте 2013 года в размере 420 223 руб. 16 коп. и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 11 404 руб. 46 коп.;
- в апреле 2013 года в размере 396 585 руб. 44 коп. и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 10 931 руб. 71 коп.;
- в мае 2013 года в размере 301 685 руб. 82 коп. и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 9 033 руб. 72 коп.;
- в июне 2013 года в размере 153 681 руб. 82 коп. и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 610 руб. 43 коп.;
- в июле 2013 года в размере 159 226 руб. 74 коп.
Также уполномоченный орган указывает на возникновение у должника задолженности по уплате страховых взносов в общем размере 1 346 894 руб. 91 коп., в том числе, возникшей 15.03.2013 в размере 73 747 руб. 72 коп.; 15.04.2013 - в размере 254 862 руб. 93 коп.; 15.05.2013 - в размере 261 626 руб. 55 коп.; 15.06.2013 - в размере 268 405 руб. 37 коп.; 15.07.2013 - в размере 152 237 руб. 67 коп.; 15.08.2013 - в размере 129 460 руб. 51 коп.; 15.09.2013 - в размере 139 786 руб. 88 коп.; 15.10.2013 - в размере 13 035 руб. 62 коп.;15.11.2013 - в размере 12 514 руб. 44 коп.; 15.12.2013 - в размере 11 303 руб. 76 коп.; 15.01.2014 - в размере 29 913 руб. 46 коп.
Задолженность по уплате водного налога за 2 кв. 2013 (срок уплаты 20.07.2013) и 3 кв. 2013 (срок уплаты 20.10.2013) составляет 22 395 руб. 00 коп., из них; основной долг - 20 482 руб. 20 коп., пени - 1 912 руб. 80 коп.
Кроме того, податель жалобы ссылается на взыскание решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.01.2014 по делу N А70-12103/2013 с ООО "Коммуналсервис" в пользу Департамента недропользования и экологии Тюменской области задолженность за пользование водным объектом за 3 квартал 2013 по договору от 01.11.2012 N72-14.01.04.001 -О-ДЗИО-2012-00394/00 в размере 3 307 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.04.2014 по делу N А70-1113/2014 с ООО "Коммуналсервис" в пользу Департамента недропользования и экологии Тюменской области взыскана задолженность в размере 2 430 руб. за пользование водным объектом за 4 квартал 2013 по договору от 01.11.2012 N72-14.01.04.001-0-ДЗИО-2012-00394/00.
Кроме того, в апелляционной жалобе уполномоченный орган ссылается на отчуждение должником 29.05.2009 и 28.11.2013 двух принадлежавших ему транспортных средств.
Вместе с тем, указанные обстоятельства в совокупности не позволяют суду апелляционной инстанции прийти к выводу о возникновении у должника признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества.
Как указано самим подателем жалобы, бухгалтерский баланс за 2013 год должником представлен не был.
В соответствии с представленным бухгалтерским балансом за 2014 год активы общества составляли 0 руб., пассив должника в виде кредиторской задолженности составлял 7 396 000 руб., в виде прочих обязательств - 163 000 руб.
Однако данные сведения, равно как и указанные в ответе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 27.09.2017, зафиксированы на дату, наступившую после возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем сами по себе не могут свидетельствовать о возникновении у бывших руководителей должника обязанности по подаче заявления в суд о признании должника банкротом ранее 31.12.2014.
Ссылка подателя жалобы на имевшуюся у ООО "Коммуналсервис" задолженность по обязательным платежам, а также по денежным обязательствам перед ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", и Департаментом недропользования и экологии Тюменской области задолженность в размере не может быть расценена судом апелляционной инстанции в качестве наличия у должника признака неплатежеспособности.
Уполномоченным органом не учтено, что должник являлся управляющей организацией в сфере коммунального хозяйства, при этом специфика функционирования подобного рода организаций такова, что текущая кредиторская задолженность перед ресурсоснабжающими организациями сочетается с наличием дебиторской задолженности граждан за коммунальные услуги, что периодически приводит к временным затруднениям с денежной ликвидностью, однако само по себе не свидетельствует о недостаточности имущества.
Соответствующая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N 306-ЭС16-20500.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П, даже формальное превышение размера кредиторской задолженности над размером активов, отраженное в бухгалтерском балансе должника, не является свидетельством невозможности общества исполнить свои обязательства. Такое превышение не может рассматриваться как единственный критерий, характеризующий финансовое состояние должника, а приобретение отрицательных значений не является основанием для немедленного обращения в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве.
Следовательно, сам по себе момент возникновения признаков неплатежеспособности хозяйствующего субъекта (наличие просроченной кредиторской задолженности) может не совпадать с моментом его фактической несостоятельности (банкротства), когда у руководителя появляется соответствующая обязанность обратится с заявлением о признании должника банкротом.
Наличие у предприятия кредиторской задолженности в определенный период времени не свидетельствует о неплатежеспособности организации в целом, не является основанием для обращения руководителя с заявлением о банкротстве должника и не свидетельствует о совершении контролирующими лицами действий по намеренному созданию неплатежеспособного состояния организации, поскольку не является тем безусловным основанием, которое свидетельствует о том, что должник был неспособен исполнить свои обязательства, учитывая, что структура активов и пассивов баланса находится в постоянной динамике в связи с осуществлением хозяйственной деятельности.
Уполномоченным органом не оспаривается, оплата поставленных должнику коммунальных ресурсов и оказанных услуг зависела от платежеспособности и надлежащего выполнения потребителями своих обязательств по оплате коммунальных платежей.
Из материалов настоящего обособленного спора и указанных самим подателем жалобы сведений следует, что имевшаяся у ООО "Коммуналсервис" кредиторская задолженность погашалась по мере поступления должнику денежных средств, в частности от населения.
Так, подателем жалобы указано, что по состоянию на дату обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (10.06.2014) задолженность ООО "Коммуналсервис" по обязательным платежам составляла 2 571 698 руб. 84 коп., из которых сумма недоимки по налогам составляла 1 758 818 руб. 24 коп., пеня - 679 016 руб. 45 коп., штраф - 133 864 руб. 45 коп.
Указанная сумма значительно меньше имевшейся по состоянию на 15.02.2013 задолженности по налоговым платежам в размере 4 264 703 руб. 41 коп., из которых сумма недоимки составила 3 633 070 руб. 82 коп., пеня - 550 680 руб. 59 коп., штраф - 80 952 руб. 00 коп.
Также самим подателем жалобы указано на частичное исполнение ООО "Коммуналсервис" обязательств по оплате электроэнергии.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания исключить, что приведенные уполномоченным органом обстоятельства свидетельствуют лишь о нарушении сроков исполнении обязательства или уменьшении активов должника, которые не являются свидетельством невозможности исполнения обществом своих обязательств и не порождают обязанности руководителя обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом.
То обстоятельство, что постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Бердюжского района от 03.02.2014 по делу N 5-26/2014-1-М (т. 61 л.д. 132 - 133) бывший руководитель должника Сергеев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп., может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание для определения даты возникновения обязанности обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом в совокупности с установленными по настоящему делу обстоятельствами.
Частью 5 статью 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Как указано в этом судебном акте, Сергеев С.А. должен был обратиться с заявлением о признании ООО "Коммуналсервис" банкротом не позднее 05.10.2013, в письменном заявлении Сергеев С.А. вину в совершении правонарушения признал.
Действующие положения Арбитражного процессуального кодекса РФ не предусматривают преюдициального значения постановления мирового судьи, вынесенного по делу об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего дело.
Указанный вывод соответствует общеприменительной судебной практике (например, постановление Верховного Суда РФ от 21.07.2015 N 310-АД15-7716 по делу N А14-9102/2014).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что между ООО "Коммуналсервис" и МУП "ЖКХ Бердюжского района" (далее - предприятие) 09.09.2013 заключен договор N 103-412 передачи прав требования задолженности по жилищно-коммунальным услугам с физических и юридических лиц.
Согласно пункту 1.1 данного договора ООО "Коммуналсервис" уступает, а МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" Бердюжского района принимает права (требования) задолженности по жилищно-коммунальным услугам с физических и юридических лиц в сумме 4 023 412 руб. 75 коп.
Согласно пункту 2.3 договора, за уступленное право (требования) задолженности по жилищно-коммунальным услугам с физических и юридических лип МУП "Жилищно- коммунальное хозяйство" Бердюжского района заключает договор уступки права требования с ЗАО "Газпром Межрайгаз Север", согласно которому, принимает па себя обязанность по уплате задолженности по Договорам поставки газа N 63-5-56-1041/13, N 63-5-56-1041/1ЗД от 12 сентября 2012 года и N 63-5-56-1041/11 от 15 декабря 2010 года, заключенными между ЗАО "Газпром Межрайгаз Север" и ООО "Коммуналсервис" на сумму долга за поставленный газ 4 023 412 руб.75 коп.
Указанные обстоятельства установлены определением Арбитражного суда Тюменской области от 08.12.2015 по настоящему делу, которым указанный договор признан недействительной сделкой.
Таким образом, по указанному договору должником предприятию было передано право требования задолженности в общей сумме 4 023 412 руб. 75 коп., что по неоспоренному утверждению уполномоченного органа составляло единственный ликвидный актив должника.
Сергеев С.А. не оспаривал, что фактически в 2014 году активная хозяйственная деятельность должником не велась. О наличии иных ликвидных активов, кроме дебиторской задолженности, не заявлено.
В отсутствие дебиторской задолженности, руководителем должника, которым на дату заключения указанного договора являлся Сергеев С.А., была или должна была быть установлена очевидная неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов, к которым относится, в том числе, дебиторская задолженность.
При таких обстоятельствах, не позднее 09.09.2013 Сергееву С.А. должно было стать известно о наличии у должника признака недостаточности имущества.
Следовательно, не позднее 09.10.2013 Сергеев С.А. должен был обратиться в суд с заявлением о признании ООО "Коммуналсервис" несостоятельным (банкротом).
Соответствующая обязанность исполнена им не была, что свидетельствует о наличии оснований для привлечения его к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, то есть после 09.10.2013.
Из материалов настоящего дела усматривается, что после 09.10.2013 у ООО "Коммуналсервис" возникла задолженность по уплате страховых взносов за период с октября 2013 года по январь 2014 год в общем размере 66 767 руб. 28 коп. (13 035 руб. 62 коп. + 12 514 руб. 44 коп. + 11 303 руб. 76 коп. + 29 913 руб. 46 коп.), задолженность по уплате обязательных платежей в размере 63 129 руб. 43 коп., возникшая с 01.02.2014 по 10.06.2014, а также задолженность за пользование водным объектом за 4 квартал 2013 по договору от 01.11.2012 N 72-14.01.04.001-0-ДЗИО-2012-00394/00, взысканная решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.04.2014 по делу N А70-1113/2014 с ООО "Коммуналсервис" в пользу Департамента недропользования и экологии Тюменской области в размере 2 430 руб.
Таким образом, общая сумма обязательств ООО "Коммуналсервис", возникших после 09.10.2013, составила 132 326 руб. 71 коп.
Ввиду отсутствия доказательств того, что имевшаяся общая кредиторская задолженность должника превышала начисленную им населению дебиторскую задолженность в более ранние периоды, оснований для привлечения Сергеева С.А. и Лоося А.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, возникшим до 09.09.2013, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое определение подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ), заявление и апелляционная жалоба уполномоченного органа подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3287/2018) Федеральной налоговой службы удовлетворить частично.
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 02 марта 2018 года по делу N А70-6340/2014 отменить в части.
С учетом частичной отмены, резолютивную часть судебного акта изложить следующим образом.
Заявление конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис", Федеральной налоговой службы удовлетворить частично.
Привлечь Сергеева Сергея Александровича к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (ИНН 7211005547, ОГРН 1087214000169) по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве.
В порядке привлечения к субсидиарной ответственности взыскать с Сергеева Сергея Александровича в конкурсную массу общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (ИНН 7211005547, ОГРН 1087214000169) 132 326 руб. 71 коп.
В остальной части в удовлетворении заявлений отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Смольникова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6340/2014
Должник: Общество с ограниченной ответственности "Коммуналсервис"
Кредитор: ООО "Коммуналсервис", ООО Конкурсный управляющий "Коммуналсервис" Горовенко Василий Викторович
Третье лицо: А. Н. Зубик, АО Ишимское МРО "ТЭК" юристконсульту Каштанову Е.А., Бердюжский районный суд Тюменской области Судбе Калининой О.Н., Бердюжский РОСП УФССП по Тюменской области, Горовенко В.В., ЗАО "Газпром межрегионгаз Север", Лоось Алексей Валерьевич, МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" Бердюжского района, НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", ООО "Дорстрой-Инвест", ООО "Ишимгражданстрой", ООО Ишимгражданстрой ", ООО Конкурсный управляющий "Коммуналсервис" Горовенко В.В., Сергеев Сергей Александрович, Управление Росреестра по Тюменской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области, Управление Федеральной Службы судебных приставов по Тюменской обл., Фадеева Олеся Александровна, Администрация Бердюжского муниципального района, Департамент недропользования и экологии Тюменской области, ЗАО "Сантехпласт" в лице к/у Мартьяновой Елены Анатольевны, ИП Завьялов Роман Андреевич, Комитет по управлению имуществом администрации Бердюжского муниципального района, МВД РФ ГУВД Тюменской области УВД по г.Тюмени Следственная часть Следственного управления (СЧ СУ при УВД по г.Тюмени)
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2018 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6340/14
04.07.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3287/18
15.11.2016 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6340/14
05.05.2015 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6340/14
08.04.2015 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6340/14
03.04.2015 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6340/14
25.03.2015 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6340/14
12.11.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6340/14