г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А21-10680/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12110/2018, 13АП-12113/2018) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области и ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25"
на Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 по делу N А21-10680/2017 решение (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - министерство, административный орган) с заявлением о признании недействительным предписания N ЖК-2/503/1/303-о/НАА от 11 августа 2017 года по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда от 14.03.2018 пункт 4 предписания Министерства от 11 августа 2017 года N ЖК-2/503/1/303-о/НАА признан незаконным и отменен. В остальной части заявления отказано.
Решение обжаловано сторонами в апелляционном порядке.
По мнению заявителя, предписание Министерства подлежит отмене также в части пунктов 2, 3, 4, поскольку незаконно возлагает на Общество обязанность перерасчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, кроме того, проверка проведена административным органом с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В своей апелляционной жалобе Министерство выражает несогласие с решением суда в части признания незаконным пункта 4 оспариваемого Предписания. По мнению административного органа, Министерством правомерно предписано управляющей организации произвести перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 июля 2017 года в министерство поступило обращение жильца многоквартирного дома N 4 ул.Карбышева в г.Калининграде, по вопросу начисления платы за ТБО (с января по июнь 2017 года), за лифт (с января по июнь 2017 года), за содержание жилого помещения (с января по июнь 2017 года), за горячую воду (май 2017 года), за отопление (май 2017 года), за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН) в июне 2016 года.
На основании приказа от 25.07.2017 г. N 1400 с 07.08.2017 по 11.08.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
По результатам проведенной министерством проверки, оформленной актом N ЖК-1/1400/НАА от 11.08.2017 г., 11.08.2017 ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" выдано предписание N ЖК-2/503/1/303-о/НАА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" предписывалось:
- Произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 4 по ул. наб.Ген.Карбышева в г. Калининграде, за июнь 2017 г. в соответствии с требованиями части 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 и пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491;
- Произвести перерасчет путем снятия платы за складирование ТБО, за ТБО (мусор), за лифт без проведенного в установленном ст.ст. 44-48, ч.7 ст.156, ч.1 ст.162 Жилищного кодекса РФ порядке общего собрания собственников за весь период начисления по многоквартирному дому N 4 по ул. наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде;
- Произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения в размере 12,98 руб./кв.м, без проведенного в установленном ст.ст. 44-48, ч.7 ст.156, ч.1 ст.162 Жилищного кодекса РФ порядке общего собрания собственников за весь период начисления по многоквартирному дому N 4 по ул. наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде, по утвержденному решением общего собрания собственников от 05.03.2009 г. тарифу в размере 10,28 руб./кв.м.;
- Произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за май 2017 года по многоквартирному дому N 4 по ул. наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде, по утвержденному Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20.12.2017 года тарифу на горячую воду с 01.01.2017 по 30.06.2017 года в размере 158,17 руб./куб.м.
Предоставить в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области заверенные копии платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета в срок до 15 декабря 2017 года.
Министерство посчитало, что общество нарушило требования ч. 2, ст. 162, ч. 2, пп. 7 ч. 1, ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации; п. 3 п.п. б) "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110; п. 4 п.п. в), ж) "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416; п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354; п.п. 10, 17 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 годаN 354. п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, п. 5.2. договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу :г.Калининград, ул.Наб.Карбышева, д. 4 от 15.01.2016 года.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги
В силу пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из содержания части 4 статьи 158 ЖК РФ следует, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент заключения договора плата за услуги по содержанию и ремонту была установлена общим собранием собственников от 05.03.2009. Согласно представленной копии договора от 15.01.2016 г. стоимость услуги по вывозу и складированию ТБО составляет 1,8 руб. + 0,48 руб. = 2,28 руб. за 1 кв.м. В июне 2017 г. плата за ТБО была начислена плата за ТБО по тарифу 2,26 руб. кв. м. и за складирование ТБО по тарифу 0,70 руб. кв.м., что составляет 3,32 руб. кв.м. Тариф за содержание жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников от 05.03.2009 г. утвержден в размере 10,28 руб. кв.м., в июне 2017 г. тариф был увеличен на индекс инфляции и составил 12,98 руб. кв.м. Плата за лифт на общем собрании собственников не утверждалась, в июне 2017 г. выставлено к оплате 3,05 руб. за кв.м.
Порядок изменения размера платы за услугу по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома, складирование ТБО, лифт, условиями договора не предусмотрен. Так же не обозначена возможность управляющей компании в одностороннем порядке осуществлять изменение платы за оказание услуг.
Как правомерно указал суд, само по себе наличие необходимости получения оплаты за оказанную услугу (вывоз мусора, лифт) нельзя рассматривать как обстоятельство, при котором управляющая компания в одностороннем порядке может изменить размер платы за содержание жилого помещения.
Документов, обосновывающих повышение платы, утвержденных собственниками помещений МКД не представлено.
Внесение изменений в договор управления многоквартирным домом без проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме противоречит требованиям вышеуказанных норм законодательства.
В отсутствие доказательств принятия собственниками помещений в МКД N 4 по ул. Наб.Ген.Карбышева в г. Калининграде на общем собрании решения об увеличении платы за содержание жилого помещения, начисление платы за лифт, вывоз и складирование ТБО в июне 2017 года неправомерно.
В соответствии с пунктом 9.2 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключение составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года (Письмо министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 9268-ОО/04).
Согласно расчетам Министерства ООО "УК РСУ 25" в нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определяло жителям вышеуказанного МКД N 4, по ул.Наб.Ген.Карбышева, в г.Калининграде за июнь 2017 года размер платы за коммунальную услугу (электроснабжение), предоставленную на общедомовые нужды, исходя из объема, превышающего установленный норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды, в отсутствие решения собственников помещений о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды.
Между тем в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 названных Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В абзаце 3 пункта 54 Правил N 354 установлено, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой N 20 приложения N 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с п.42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Правилами N 354 предусматривается, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию для потребителей, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с применением компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Следовательно, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" в рассматриваемом периоде норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в Калининградской области утвержден не был, применять формулу 23 приложения 2 Правил N 354, где в расчетах присутствует указанный норматив - невозможно до установления указанного норматива, размер платы за горячее водоснабжение при центральном горячем водоснабжении закрытого типа должен устанавливаться исходя из утвержденного тарифа на горячую воду.
При этом спорным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за май 2017 года по многоквартирному дому N 4 по ул. наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде, по утвержденному Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20.12.2017 года тарифу на горячую воду с 01.01.2017 по 30.06.2017 года в размере 158,17 руб./куб.м.
Пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При этом из п. 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354, которыми установлена формула N 23, следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, по формуле N 23 необходимо в качестве одного из элементов формулы расчета использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
На момент проведения проверки перечисленные выше нормативы потребления, используемые в формулах 20, 20(1), 23 Правительством Калининградской области не утверждены.
Тарифы, применяемые в отношениях по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, являются регулируемыми ценами, в связи с этим полномочиями на их установление наделены уполномоченные органы, а не стороны гражданско-правового договора.
Как правомерно указал суд, до момента установления названного норматива определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов по формуле 23, равно как и по формуле N 20 - невозможно.
С учетом вышеприведенного, апелляционная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 4 предписания неправомерно возлагает на общество обязанность, не предусмотренную действующими нормативными правовыми актами.
Доводы апелляционной жалобы Министерства отклоняются апелляционным судом, как необоснованные и не опровергающие правильный вывод суда первой инстанции.
Вопреки доводам заявителя, нарушений положений Закона N 294-ФЗ при проведении проверки Министерством не допущено.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, государственный жилищный надзор не осуществляется. С этого времени в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении лицензионного контроля могут устанавливаться другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной в части 3 статьи 196 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 196 Жилищного кодекса РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, в соответствии с указанной статьей ЖК РФ при поступлении в лицензирующий орган информации о нарушении лицензионных требований внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
В рассматриваемом случае внеплановая проверка в отношении Общества проведена административным органом на основании приказа Министерства от 25.07.2017 N 1400, изданного в связи с поступившим обращением гражданина о факте нарушения Обществом лицензионных требований в соответствии с положениями части 3 статьи 196 Жилищного кодекса РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 по делу N А21-10680/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области и ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.