город Чита |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А78-2067/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2018 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-2067/2018 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097530000589, ИНН 7530012861) к Сельскохозяйственному кооперативу "Заря" (ОГРН 1057530004509, ИНН 7514002425) о взыскании финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за август 2016 года в размере 500 руб., о восстановлении срока на обращения в суд с заявлением,
(суд первой инстанции: судья Новиченко О.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сельскохозяйственному кооперативу "Заря" (далее по тексту - кооператив, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за август 2016 года в размере 500 руб., о восстановлении срока на обращения в суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта. Полагает, о несоответствии выводов суда относительно отсутствия оснований для восстановления пропущенного давностного срока; Считает о правомерности привлечения к ответственности за выявленные нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 09.05.2018.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.05.2005 Кооператив зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1057530004509 и на основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
07.09.2016 страхователем в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2016 по типу "исходная" на 22 застрахованных лица. Пенсионным фондом сведения приняты частично с указанием на то, что неверно указаны сведения в отношении Доровского Николая Александровича. Страхователю направлено уведомление о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок) в двухнедельный срок, то есть не позднее 23.09.2016. Форма СЗВ-М по типу "дополняющая" на Доровского Николая Александровича представлена 30.09.2016.
По результатам проведенной проверки, органом Пенсионного фонда составлен акт от 05.04.2017 N 207S18170001740 и принято решение от N 207S19170002407 от 17.05.2017, в соответствии с которым Кооператив привлечен к ответственности за представление неполных и недостоверных сведений, предусмотренной частью 3 стать 17 Федерального Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Требованием от 19.06.2017 N 207S01170471826 страхователю предложено уплатить штраф в размере 500 руб. в срок до 10.07.2017.
В установленные сроки требование не исполнено, штраф не уплачен.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из отсутствия у Пенсионного фонда основания для применения в отношении учреждения санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Статьей 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Представление страхователями сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, направлено на обеспечение целей индивидуального (персонифицированного) учета и реализацию его принципов, то есть и на создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, на обеспечение всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах, а также соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем для индивидуального (персонифицированного) учета.
Соответственно, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ меры принуждения, в том числе финансовые санкции за неисполнение (ненадлежащее исполнение) страхователем обязанностей, установленных статье 11 этого же Закона, в конечном итоге направлены на обеспечение всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов и создание условий для контроля за уплатой таких взносов.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действующей в спорный период, далее - Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п. Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п). Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
В силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции N 987н, действовавшей в спорный период.
Согласно пункту 34 названной Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Из материалов дела следует, что исходная форма СЗВ-М в отношении 22 застрахованных лиц за август 2016 года представлена в орган Пенсионного фонда в установленный законом срок, что подтверждается извещением о доставке. В представленных сведениях страхователь указал вместо фамилии "Доровский" - фамилию "Дровский".
В последующем после получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении не позднее 23.09.2016 имеющихся расхождений страхователь 30.09.2016 представил форму СЗВ-М по типу "дополняющая" на Доровского Николая Александровича.
Пенсионный фонд, расценив данные действия страхователя, как представление недостоверных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в отношении одного застрахованного лица Доровского Николая Александровича в части правильности указания фамилии (вместо "Доровский" указано "Дровский"), пришел к выводу о наличии в действиях кооператива состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, признавшего ошибочной позицию Пенсионного фонда, также исходит из следующего.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок, а представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Исходя из положений статей 65, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно территориальный орган Пенсионного фонда должен доказать, что представленные заинтересованным лицом сведения являются неполными или недостоверными и не позволяют вести индивидуальный (персонифицирующий) учет. Недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов.
Как следует из акта от 05.04.2017 N 207S18170001740 сведения по форме СЗВ-М по типу "исходная" за август 2016 года приняты частично: неверно указаны сведения в отношении Доровского Николая Александровича. Страхователю направлено уведомление о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок) в двухнедельный срок, то есть не позднее 23.09.2016. Форма СЗВ-М по типу "дополняющая" на Доровского Николая Александровича представлена 30.09.2016.
В свою очередь, в решении от 17.05.2017 N 207S19170002407 указано, что плательщик страховых взносов привлечен к ответственности за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах. При этом отметка о неверном указании сведений в отношении застрахованного лица в форме СЗВ-М по типу "исходная" в таком решении отсутствует.
Фактически из содержания акта и решения следует, что заинтересованное лицо привлечено к ответственности за нарушение двухнедельного срока, предусмотренного пунктом 41 Инструкции N 987н.
Вместе с тем, абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а так же за ошибку в правописании.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что пропуск буквы в слове (вместо "Доровский" указано "Дровский") является ошибкой в правописании, которая не может быть квалифицирована как представление недостоверных сведений в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом N 27-ФЗ.
Пенсионный фонд в акте о выявленном правонарушении также квалифицировал указанное обстоятельство как ошибку, а не как недостоверность представленных сведений. Однако решением N 207S19170002407 от 17.05.2017 страхователь привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений.
По мнению апелляционного суда, из буквального смысла статьи 15 закона N 27-ФЗ следует, что законодатель допускает как внесение в отчетность новых сведений (дополнение), так и изменений ранее включенных в отчет сведений (уточнение).
Согласно пункту 41 Инструкции N 987н, в случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
С учетом изложенного, при представлении заинтересованным лицом сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц, содержащих описки (опечатки), которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры самостоятельно принять решение о корректировке этих сведений.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что допущенные страхователем ошибки в написании фамилии застрахованного лица являются описками (опечатками), которые при правильном указании иных сведений в форме по типу "исходная" (имени, отчества, страхового номера и ИНН) и обратного не доказано, позволили территориальному органу Пенсионного фонда идентифицировать застрахованное лицо именно как Доровского Николая Александровича.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2018 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-2067/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2067/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КРАСНОКАМЕНСКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: Сельскохозяйственный кооператив "Заря"