город Ростов-на-Дону |
|
04 июля 2018 г. |
дело N А32-51044/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Чернега Д.Е. по доверенности от 15.06.2018,
заинтересованного лица Гайдукова Д.П. по доверенности от 04.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Калория" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2018 по делу N А32-51044/2017 (судья Федькин Л.О.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Калория" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Калория" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании постановления N 28-В/2017-773 от 10.11.2017 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована допущенными нарушениями при отборе образцов, проведении испытаний продукции и оформлении результатов испытаний.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках выполнения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, являющегося средством государственного контроля (надзора) по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями должностными лицами Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике 20.06.2017 в 13 часов 15 минут по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.75, стр. А в торговой сети ООО "Лента" был отобран образец творога м.д.ж. 9 %, произведенный в соответствии с ГОСТ 31453-2013 "Творог. Технические условия" 14.06.2017 ООО фирма "Калория".
В ходе проведения ФГБУ "Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория" лабораторного исследования методом газожидкостной хроматографии стеринов установлено наличие растительных жиров в жировой фазе продукта. В результате проведенных лабораторных исследований выявлено, что образец не соответствует требованиям п. 5.1.6 ГОСТ 3145.3-2013 "Творог. Технические условия", п. 69, п. 81, подп. а, ж п. 86 раздела XII Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67; ч. 1 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Таким образом, административным органом было установлено, что фактический состав продукта не соответствует составу, заявленному производителем на упаковке, требованиям ГОСТ 31453-2013 "Творог. Технические условия", в соответствии с которым указанная продукция была выработана. На основании изложенного, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ч. 1 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", п. 69, п. 81, подпунктов а), ж) п. 86 дела XII Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013.
12.10.2017 должностным лицом административного органа в отношении указанных нарушений составлен протокол об административном правонарушении N 28-В/2017-773.
10.11.2017 управлением по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 28В/2017-773, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
Субъектами ответственности являются граждане, юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В части 2 статьи 3 указанного Закона N 29-ФЗ установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не соответствуют требованиям нормативных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Частью 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 32 указанного Закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Несоблюдение санитарных правил, предусматривающих требования к пищевой продукции, является нарушением в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Вышеизложенные действия общества являются нарушением части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", части 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пункта 69, пункта 81, подпунктов а, ж пункта 86 раздела XII Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67).
Из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Соответствие подтверждается документом, именуемым декларацией о соответствии.
Часть 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ предусматривает обязанность лица выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после подтверждения такого соответствия, а также извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции.
На пищевую продукцию и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, распространяются нормы Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880. Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), устанавливаются обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемым в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Главой XIV указанного Технического регламента устанавливается порядок обязательного декларирования соответствия молока и молочной продукции требованиям технического регламента. Декларирование соответствия молочной продукции требованиям ТР ТС 033/2013 осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоблюдение декларантом действий, связанных с производством продукции, несоответствующей требованиям технического регламента, заявленного в декларации о соответствии ТС N RU Д-RU.АЯ24.В.04860 от 13.11.2015, а именно: 14.06.2017, по адресу Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская, ул. Украинская, д. 100, юридическим лицом - ООО фирма "Калория" было допущено нарушение действующего законодательства РФ, выразившееся в производстве творога м.д.ж.
9 % с наличием растительных жиров в жировой фазе продукта.
Вышеизложенное является нарушением части 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ, части 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пункта 69, пункта 81, подпунктов а, ж пункта 86 раздела XII Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в деянии общества признаков состава вмененного правонарушения.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд апелляционной инстанции не усматривает.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что доказательств, свидетельствующих о наличии процессуальных, процедурных нарушений, допущенных при отборе указанной продукции, в том числе о нарушениях установленного разделом 4 ГОСТ 26809.1-2014.
В силу п. 4.12.3. ГОСТ 26809.1-2014 пробы продуктов следует доставлять в лаборатории сразу после их отбора. До начала анализа пробы продуктов следует хранить при температуре от 2 °C до 8 °C, пробы мороженого - при температуре не выше минус 2 °C. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее чем через 24 ч. после их отбора (для определения отдельных показателей - в соответствии с требованиями нормативной документации).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно протоколу испытаний N 24-00631 от 29.06.2017 продукция, отобранная на основании акта от 20.06.2017 N 605876 в 13 часов 15 минут, номер сейф-пакета 0102023, поступила в Испытательный центр ФГБУ "Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория" 20.06.2017; исследование проводилось на соответствие требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции"; по результатам проведенных исследований методом обнаружения растительных жиров в жировой фазе газожидкостной хроматографией стеринов на основании "ГОСТ 31979-2012. Межгосударственный стандарт. Молоко и молочные продукты. Метод обнаружения растительных жиров в жировой фазе газожидкостной хроматографией стеринов" (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1783-ст) в жировой фазе исследуемой продукции, которая должна содержать только молочный жир, обнаружены растительные жиры.
Согласно п. 5.1.6. "ГОСТ 31453-2013. Межгосударственный стандарт. Творог. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 28.06.2013 N 271-ст) жировая фаза продукта должна содержать только молочный жир.
Согласно письму ФГБУ "Ставропольская МВЛ" от 16.03.2018 N 01-05/245 при проведении исследований образца творога согласно протоколу N 24-00631 от 29.06.2017 было выявлено содержание стеринов методом газожидкостной хроматографии, о чём свидетельствуют отчёты по хроматограммам газожидкостного хроматографа.
Метод газожидкостной хроматографии предполагает качественное определение наличия фитостеринов, без их количественного определения. Выявив наличие стигмастерина, кампестерина, бета-ситостерина было проведено повторное исследование из остатков этой же пробы, результат был идентичный.
Протокол испытаний был выдан по результатам повторного исследования. Исследования проводились в двух параллелях в соответствии с РМГ 76-2014 "Внутренний контроль качества количественного химического анализа". В соответствии с требованиями Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" жировая фаза молочного продукта должна содержать только молочный жир.
Метод газожидкостной хроматографии в соответствии с ГОСТ 31979-2012 позволяет определить наличие таких стеринов как брассикастерин, кампестерин, стигмастерин, бетаситостерин. Данные вещества являются структурными компонентами клеточных стенок растений, их наличие в молочной продукции говорит о фальсификации продукта.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ФГБУ "Ставропольская МВЛ" приведено подробное описание хода проведения исследований в соответствии с указанным в протоколе испытаний нормативном документе - "ГОСТ 31979-2012 Молоко и молочные продукты. Метод обнаружения растительных жиров в жировой фазе газожидкостной хроматографией стеринов"; указанный стандарт распространяется на молоко и молочные продукты и устанавливает метод обнаружения растительных жиров в жировой фазе методом газожидкостной хроматографией стеринов, который основан на процедуре осаждения стеринов в виде дигитонинов, растворения их в смеси формамида с диметилформамидом с последующей экстракцией стеринов пентаном и последующим разделением стеринов методом газожидкостной хроматографии
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2018 по делу N А32-51044/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.