город Ростов-на-Дону |
|
05 июля 2018 г. |
дело N А32-5535/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии:
от Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Черновой Н.Г. по доверенности от 05.03.2018, Кинегопуло Д.Ж. по доверенности от 03.04.2018;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г.Краснодар Сабанцевой А.А. по доверенности от 16.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу N А32-5535/2018, принятое в составе судьи Дуб С.Н. по заявлению Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодар при участии третьего лица - государственного учреждения - отделение пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о взыскании излишне уплаченных страховых взносов
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по городу Краснодар (далее - ИФНС N 1, налоговой орган, инспекция), в котором просило:
- произвести зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального Фонда ОМС, в размере 9 370 027,84 руб. в счет уплаты будущих платежей страховых взносов на обязательное медицинское страхование КБК 18210202101081013160;
- обязать инспекцию произвести уточнение в части указания реквизитов платежного документа - КБК 18210202101081013160.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - отделение ПФР по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду того, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Кроме того, суд указал, что уточнение переплаты не представляется возможным т.к. входящее сальдо не содержит конкретные платежные документы, доступные для уточнения. Налогоплательщику письмом налогового органа N 07-16/15082 от 06.06.2017 было указано, что на основании письма Федеральной налоговой службы от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593@ налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации. В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков на 01.01.2017 налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках "Расчеты с бюджетом" только после представления уточненных сведений Фондом.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на наличие у налоговых органов полномочий на осуществление зачета излишне уплаченных сумм.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему ИНФС N 1 указала на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 22.06.2018 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Гуденица Т.Г. на судью Филимонову С.С. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители управления просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ИФНС России N 1 по г. Краснодару просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От государственного учреждения - отделения пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя отделения пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управление перечислило денежные средства в размере 9 370 027,84 рублей платежным поручением от 27.12.2016 N 176744, в котором указало: получатель - УФК по Краснодарскому краю Отделение Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Краснодарскому краю; код бюджетной классификации (далее - КБК) - 39210202101081011160; назначение платежа - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (034010602620403-рег.номер в ТОМС) (т.1 л.д. 13).
Вместе с тем управление установило, что в данном платежном поручении следовало указать: код бюджетной классификации 18210202010061000160; назначение платежа - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии peг. N 033-013-024446; код бюджетной классификации - 18210202010061000160.
Обнаружив ошибки в указании КБК, в целях устранения допущенной ошибки в платежном поручении и зачисления указанной суммы в счет погашения начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование управление обратилось с письмами в налоговый орган и органы Пенсионного фонда.
Управление письмом от 19.01.2017 N 01-11/972-17 просило ИФНС N 1 считать по указанному платежному поручению КБК 18210202010061000160 и платеж в счет погашения начисленных страховых взносов за декабрь 2016 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату части трудовой пенсии рег. N 033-013-02446 в УПФР Западного округа г. Краснодара (т. 1 л.д. 14).
ИФНС N 1 письмом от 06.06.2017 N 07-161/15082 сообщило управлению, что в связи с возложением с 01.01.2017 на налоговые органы полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование, отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в феврале 2017 года передано сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017. Дополнительно инспекция уточнила, что на основании письма Федеральной налоговой службы от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593 налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации. В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков на 01.01.2017 налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках "Расчеты с бюджетом" только после представления уточненных сведений Фондом (т.1 л.д. 26).
Письмом от 30.05.2017 N 01-11/1298417 просило ГУ УПФР РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара отнести произведенный платеж на КБК 18210202101081013160, регистрационный N 033-013-024446 в УПФР Западного округа, зачесть излишне перечисленную сумму в счет предстоящих платежей 2017 года (т.1 л.д. 25).
Управление Пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара в письме от 01.06.2017 N 12.-749 указало, что Пенсионный фонд РФ с 01.01.2017 не является администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, по вопросу о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов необходимо обратиться в территориальный орган страховщика по месту учета страхования (т.1 л.д. 27-28).
Управление 06.07.2017 обратилось в УПФР по Краснодарскому краю с просьбой уточнить вышеуказанное платежное поручение на КБК 18210202010061000160 в счет погашения страховых взносов за декабрь 2016 года на обязательное пенсионное страхование рег. N 033-013-024446 в УПФР Западного округа г. Краснодара (т.1 л.д. 29).
В письме от 31.07.2017 N 12-1085 ГУ УПФР РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара указало, что сальдовые остатки Отделением ПФР по Краснодарскому краю по состоянию на 01.01.2017 выгружены и направлены в Управление ФНС по Краснодарскому краю со следующими данными: сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 9 370 27,84 руб., сумма переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 9 370 027,84 руб., сумма задолженности по пени на обязательное медицинское страхование составляет 1,73 руб.; уточнение реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, с кодом главы "392" не предусмотрено; согласно ст. 26 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, сумма излишне уплаченных страховых взносов, поступивших в органы системы ПФ РФ до 01.01.2017, подлежит возврату по заявлению страхователя, поданному в письменной форме или в форме электронного документа в Управление ПФ РФ, при условии отсутствия задолженности за периоды, истекшие до 01.01.2017 (т. 1 л.д. 30-31).
Отделение ПФ РФ по Краснодарскому краю в сообщении от 04.08.2017 N 14.2-8670 указало, что денежные средства в сумме 9 370 027,84 руб. учтены на лицевом счете управления в счет оплаты страховых взносов на ОМС по регистрационному номеру 033-013-024446; в соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ проведение уточнений поступивших денежных средств с КБК 392102021010810111160 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) на КБК 39210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на страховую часть трудовой пенсии) органами Пенсионного фонда не предусматривалось (т. 1 л.д. 32).
В письме от 06.09.2017 N 12.-1453 УПФР РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара повторило ранее изложенную позицию.
В дальнейшем в письме от 20.12.2017 N 01-11/34712/17, направленном в адрес ИФНС N 1, управление просило уточнить платежное поручение на КБК 18210202101082013160 в счет погашения будущих платежей, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС (регистрационный номер 034010602620403) (т.1 л.д. 41).
В ответе от 15.01.2018 N 16-14/00649 инспекция указала, что уточнение данной переплаты не представляется возможным, так как входящее сальдо не содержит конкретные платежные документы, доступные для уточнения; решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФ РФ, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (т.1 л.д. 42-43).
Поскольку изменения в платежное поручение внесены не были, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием к инспекции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действующего на момент проведения спорного платежа, при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней, штрафов, не повлекшей их не перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФФОМС осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен.
Вместе с тем, согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета.
В силу Федерального закона N 212-ФЗ администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является Пенсионный фонд, в связи с чем именно он обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным кодом КБК.
До 31.12.2016 включительно правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Законом N 212-ФЗ.
С 01.01.2017 в связи с принятием Закона N 250-ФЗ Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
ФНС России и ПФ РФ в письме N ЗН-4-22/10626а, НП-30-26/8158 от 06.06.2017 "Об уточнении платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" разъяснили, что в соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом необходимо учитывать, что порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органам (до 01.01.2017), и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017), существенно различаются.
В этой связи в случае обнаружения плательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.
Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 в органы системы ПФР следующий.
Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР.
Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган (по формату VO_RESHUTOHRD).
Одновременно с решением об уточнении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени (к уменьшению/доначислению), пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.
На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.
В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства (далее - УФК), налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в УФК соответствующее уведомление по форме N 54, утвержденной приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ (далее - Уведомление).
После исполнения УФК Уведомления данные об уплате отражаются в лицевом счете плательщика.
Аналогичные пояснения даны в приказе ФНС России от 25.07.2017 N ММВ-7-22/579@ "Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами".
Управление обратилось с требованием к инспекции о проведении зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального Фонда ОМС, в размере 9 370 027,84 руб. в счет уплаты будущих платежей страховых взносов на обязательное медицинское страхование КБК 18210202101081013160.
Из материалов дела следует, что управление просит произвести уточнение платежа, осуществленного до 01.01.2017.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также пояснения уполномоченных органов, в том числе, изложенные ФНС РФ в письме от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593@ о том, что налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации, в целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков по состоянию на 01.01.2017 налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках "Расчетов с бюджетом" только после представления уточненных сведений Фондом, а также, что согласно письму Отделения ПФ РФ по Краснодарскому краю от 04.08.2017 N 14.2-8670 денежные средства в сумме 9 370 027,84 руб. учтены на лицевом счете управления, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу А32-5535/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.