г. Вологда |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А13-20653/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Центр раннего развития детей "Детский сад "Радуга детства" Бариновой А.А., руководителя, от Департамента образования Вологодской области Вишняковой Н.И. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр раннего развития детей "Детский сад "Радуга детства" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2018 года по делу N А13-20653/2017 (судья Киров С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр раннего развития детей "Детский сад "Радуга детства" (ОГРН 1153525022672, ИНН 3528233305; место нахождения: 162626, Вологодская область, город Череповец, проспект Шекснинский, дом 49; далее - общество, детский сад) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту образования Вологодской области (ОГРН 1023500882998, ИНН 3525043641; место нахождения: 160012, Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 114; далее - департамент образования) о признании недействительным приказа от 07.12.2017 N 4195 об отказе в предоставлении субсидии на 2018 год на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусмотренного законодательством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2018 года по делу N А13-20653/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Департамент в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества и департамента образования, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество 13.11.2017 обратилось в департамент образования с заявкой на предоставление в 2018 году субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусмотренного законодательством.
По результатам рассмотрения данного обращения приказом департамента образования от 07.12.2017 N 4195 со ссылкой на подпункт 1 пункта 10 Порядка определения объема и предоставления субсидий на предоставление дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 03.03.2014 N 169 (далее - Порядок N 169) отказано в предоставлении испрашиваемой субсидии.
Не согласившись с таким отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного требования и при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия его действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В соответствии с подпунктом 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), относится к полномочиям государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Из указанных норм следует, что финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из пункта 18 статьи 2 Закона об образовании под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
На территории Вологодской области Законом Вологодской области от 19.12.2016 N 4071-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" предусмотрено предоставление субсидий на предоставление дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, то есть только в некоммерческих организациях.
Во исполнение приведенных выше нормативных положений Правительством Вологодской области принят Порядок N 169.
Подпунктом 1 пункта 10 Порядка установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении субсидии в случае, если организация не является частной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 3.1.3 положения о Департаменте образования Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 20.10.2009 N 1586, департамент образования является уполномоченным органом на предоставление субсидий.
В силу части 1 статьи 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определен перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Хозяйственные общества, в том числе общество с ограниченной ответственностью, в данном перечне отсутствует.
Хозяйственные общества, к которым относится общество с ограниченной ответственностью, являются коммерческими организациями, что следует из положений пунктов 1, 2 статьи 50, пунктов 1, 4 статьи 66, пункта 1 статьи 87 ГК РФ, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (часть 4 статьи 22 Закона об образовании).
Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (часть 7 статьи 22 Закона об образовании).
В рассматриваемом случае детский сад свою организационно-правовую форму определил как общество с ограниченной ответственностью, которое в силу пункта 2 статьи 50 ГК РФ является коммерческой организацией.
Следовательно, исходя из положений пункта 78.1 БК РФ и подпункта 1 пункта 10 Порядка, общество не имеет права на получение субсидии.
Ссылка заявителя на статью 21 Закона об образовании не может быть признана состоятельной, поскольку данная статья регулирует образовательную деятельность, которая в силу понятий, определенных в статье 2 Закона об образовании, заключается в реализации образовательных программ, а не взаимоотношения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с бюджетом.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции общество в подтверждение своих доводов ссылается на письмо Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2018 N 09-07-10/33167.
Вместе с тем, ссылка на него является ошибочной, поскольку данное письмо не является обязательным для общего применения, кроме того, в указанном письме также разъяснено, что финансовое обеспечение образовательной деятельности по уровню дошкольного образования частного детского сада, имеющего соответствующую лицензию, может быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Поскольку общество является коммерческой организацией, финансовое обеспечение образовательной деятельности таких организаций за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не предусмотрено, то суд правомерно отказал в признании недействительным приказа департамента образования от 07.12.2017 N 4195.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2018 года по делу N А13-20653/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр раннего развития детей "Детский сад "Радуга детства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.