г. Тула |
|
4 июля 2018 г. |
Дело N А68-12734/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.07.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуськовой Д.И., при участии от администрации муниципального образования Щекинский район - Щербаковой Ю.В. (доверенность от 01.08.2017, паспорт), от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - Штаниной Д.А. (доверенность от 30.05.2018, паспорт), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Щекинский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.04.2018 по делу N А68-12734/2017, принятое по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (г. Тула, ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043) к администрации муниципального образования Щекинский район (г. Щекино, ИНН 7118011747, ОГРН 1027101504231) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка от 29.05.2017 N 50/17,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Щекинский район (далее - администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка от 29.05.2017 N 50/17, в котором просит: изложить пункт 3.2. договора в следующей редакции: "На дату подписания договора размер арендной платы определен в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 507 от 22.09.2011 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)", Законом Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, и за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и составляет 0,05 копеек в год. Расчет арендной платы - Приложение N 1 к договору."; изложить Приложение N 1 к договору аренды от 29.05.2017 N 50/17 в следующей редакции:
Кадастровый номер |
Площадь (кв. м) |
Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) |
Размер арендной платы по п. 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (столбец 3*1,5%) (руб.) |
Размер арендной платы по п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (столбец 2*3,37) (руб.) |
Годовая сумма начисленной арендной платы (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
71:22:000000:1275 |
1 |
3,23 |
0,05 |
3,37 |
0,05 |
Решением суда области от 09.04.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, указывает, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в данном случае неприменимы, поскольку на спорный земельный участок государственная собственность не разграничена.
По мнению ответчика, размер арендной платы должен определяться с учетом коэффициентов, установленных Законом Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", в то время как применение судом области положений Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ N 507) является необоснованным.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, в иске - отказать.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.09.1992 Тульским электрическим сетям на основании решения администрации г. Щекино от 25.09.1992 N 12-1338 предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 30,17 га для линий эл. передач и эл. подстанций (свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 25.09.1992).
По результатам землеустроительных работ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 71:22:000000:88, площадью 292 238 кв.м, разрешенное использование: для линий эл. передач и эл. подстанций, местоположение: Тульская область, Щекинский район, из которого впоследствии был образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 71:22:000000:1275, площадью 1 кв.м, разрешенное использование: энергетика, расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Лазаревское, ВЛ-10 кВ ф.13 от ПС-279 Гайково: опоры 110, 111.
04.05.2017 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Тулэнерго" обратилось в администрацию с заявлением от 17.04.2017 N 22/98 о прекращении права постоянного бессрочного пользования на земельные участки и предоставлении их в аренду сроком на 49 лет, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 71:22:000000:1275, площадью 1 кв.м, расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Лазаревское, ВЛ 10 кВ ф.13 от ПС-279 Гайково: опоры 110, 111.
К заявлению был приложен перечень объектов, расположенных на земельном участке, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 71:22:000000:1275 расположен объект электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ф.13 от ПС-279 Гайково, инвентарный номер объекта 1200503.
Постановлением администрации от 25.05.2017 N 5-627 право постоянного (бессрочного) пользования ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на земельный участок было прекращено; истцу для подписания направлены 3 экземпляра договора аренды земельного участка от 29.05.2017 N 50/17 (письмо администрации от 09.06.2017 N 11-02-08/2032, письмо управления архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации от 28.07.2017 N 11-02-08/3370).
Общество, не согласившись с расчетом арендной платы, указанным в договоре и приложении к нему, направило в администрацию протокол разногласий к договору, указав, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 71:22:000000:1275, не может превышать 0,05 руб. в год; также сообщило, что в договоре неверно указана кадастровая стоимость участка (письмо от 28.08.2017 N ТуЭ/01/64).
В ответном письме от 02.10.2017 N 11-02-08/4170 администрация отказала обществу в согласовании условий договора в редакции протокола разногласий, предложила заключить договор аренды земельного участка от 29.05.2017 N 50/17 в первоначальной редакции.
Не достигнув соглашения по вышеуказанному условию договора, общество передало спор на разрешение арбитражного суда.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Поскольку Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие, то в отношении земельного участка, право государственной собственности, на который не разграничено, размер арендной платы определяется не по результатам торгов, арендная плата по этим договорам является регулируемой (разъяснения, приведенные в пунктах 16 и 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
По смыслу статей 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), сформулирована правовая позиция, согласно которой Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, а также указано на то, что если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
В пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, применяемой с 01.03.2015, также приведены случаи, в которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель.
Так, пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 6 статьи 2 Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" также закреплено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере арендной платы, рассчитанном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе и линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В пункте 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ N 507) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Ставка арендной платы, установленная пунктом 1 данного Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков (пункт 2 Приказа N 507).
Установив, что общество использует земельные участки для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ф.13 от ПС-279 Гайково (инвентарный номер объекта 1200503), то есть линейного объекта регионального значения, обеспечивающего деятельность субъекта естественной монополии, и одновременно являющегося объектом системы электроснабжения местного значения (подпункт 2 статьи 49 ЗК РФ), то с 01.03.2015 расчет арендной платы за земельные участки для указанных целей подлежит определению с учетом ставки, установленной Приказом N 507, а определенный таким образом размер годовой арендной платы не превышает предельную ставку арендной платы в отношении расположенных в Тульской области земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), - 3,37 руб. за 1 кв. м (пункт 2 Правил N 507, пункт 72 приложения к Правилам N 507), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что договор подлежит заключению в редакции истца.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании положений норм материального права (ст. 6 Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена"), в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.04.2018 по делу N А68-12734/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.