город Воронеж |
|
4 июля 2018 г. |
Дело N А14-11645/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Открытого акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА", Государственной жилищной инспекции Воронежской области,
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-11645/2017, принятое по заявлению Открытого акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА" (ОГРН 1113668054675 ИНН 3665086317) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) о признании недействительным п.п.1.1, 1.2., 1.3 предписания от 26.05.2017 регистрационный N 04-31/217,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - ОАО "УК Советского района", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 26.05.2017 регистрационный N 04-31/217.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-11645/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ОАО "УК Советского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что с 01.01.2017 изменился состав услуг по содержанию жилого помещения, в частности - в стоимость содержания жилого помещения включена плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Ссылается на то, что ранее принятое жителями решение на общем собрании (19.01.2017) о распределении сверхнормативного потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в доме соответствует пункту 44 Правил N 354 и действовало до 01.06.2017, то есть до принятия нового норматива, привязанного к минимальному перечню услуг.
В судебное заседание не явились представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-11645/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "УК Советского района" - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управлении ОАО "УК Советского района" находился жилой дом N 15 по ул.Олеко Дундича г. Воронежа - на основании решения общего собрания собственников помещений от 17.01.2012 (протокол N 2), согласно договору управления от 20.02.2012 N 15/14.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 02.05.2017 N 2111 в отношении ОАО "УК Советского района" была проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля с целью рассмотрения коллективного обращения жителей МКД N 15 по ул.Олеко Дундича г. Воронежа от 07.04.2017 N 3508н (п.6 приказа).
Проверка проведена в целях соблюдения ОАО "УК Советского района" обязательных требований к определению размера платы за содержание жилого помещения по многоквартирному дому N 15 по ул.Олеко Дундича г. Воронежа.
02.05.2017 в адрес ОАО "УК Советского района" было направлено уведомление о 26.05.2017 проведении внеплановой документарной проверки, а также запрос N 3002-16 о предоставлении документов в срок до 26.05.2017 для проведения указанной проверки.
ОАО "УК Советского района" 19.05.2017 направило в адрес ГЖИ Воронежской области ряд документов и сведений со ссылкой на запрос инспекции от 02.05.2017 N 3002-16.
Кроме того, 21.04.2017 в адрес ОАО "УК Советского района" был направлен запрос N 2696-16 о предоставлении в адрес ГЖИ Воронежской области документов для проведения назначенной проверки в срок до 17.05.2017.
Во исполнение запроса от 21.04.2017 N 2696-16 ОАО "УК Советского района" 28.04.2017 были представлены в жилищную инспекцию поименованные в указанном письме письменные доказательства.
Результаты внеплановой документарной проверки отражены в акте проверки от 26.05.2017 N 04-29/410.
Кроме того, 26.05.2017 ГЖИ Воронежской области в отношении ОАО ОАО "УК Советского района" было выдано предписание регистрационный N 04-31/217, обжалуемое по настоящему делу.
В соответствии с предписанием от 26.05.2017 ОАО "УК Советского района" необходимо в срок до 24.07.2017 провести перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, в МКД N 15 по ул. Олеко Дундича г. Воронежа за февраль 2017 года, исходя из нормативов, утвержденных УРТ N 39/1 в ред. от 28.07.2016, в порядке действующих норм жилищного законодательства (п.1.1); за холодную воду для горячей воды, потребляемую при содержании общего имущества, в МКД N 15 по ул. Олеко Дундича г. Воронежа за февраль 2017 года, исходя из нормативов, утвержденных приказом ДЖКХиЭ N 105 в порядке действующих норм жилищного законодательства (п.1.2); тепловую энергию для горячей воды, потребляемую при содержании общего имущества, в МКД N 15 по ул. Олеко Дундича г. Воронежа за февраль 2017 года, исходя из норматива, утвержденного приказом ДЖКХиЭ N 105, а также произвести корректировку платы за неправомерное доначисление в столбце "перерасчет" (п.1.3); производить определение размера платы за холодную, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, используемую для приготовления горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД N 15 по ул. Олеко Дундича г. Воронежа в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства (п.1.4).
Приказом Управления по тарифам от 13 декабря 2016 N 55/1 в приказ от 30.08.2012 N 39/1 внесены изменения.
На дату применения указанных расчетов (февраль 2017 года), вынесения оспариваемого предписания (26.05.2017) норматив потребления коммунальной услуги за электрическую энергию, утвержденный приказом УРТ N 39/1 в редакции от 28.07.2016, утратил силу.
В связи с обоснованным приведением предписания в соответствие действующему законодательству, приказом ГЖИ Воронежской области от 01.03.2018 N 104 в оспариваемое предписание от 26.05.2017 регистрационный N 04-31/217 были внесены изменения, исключены слова "в редакции от 28.07.2016" по всему тексту предписания, в п.1.3 столбца 4 исключены слова "а также произвести корректировку платы за неправомерное доначисление в столбце "перерасчет". Соответствующие изменения внесены и в акт проверки от 26.05.2017 N 04-29/410.
ОАО "УК Советского района" не согласилось с п.п.1.1, 1.2, 1.3 предписания от 26.05.2017, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений частей 1, 4.2, 5 статьи 20, части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10, статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30 декабря 2016 года N 45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Следовательно, решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
В связи с этим решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 19.01.2017, принятое в порядке пункта 44 Правил N 354, не имеет правового значения, поскольку подобное решение может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
Кроме того, в материалах дела имеется договор управления, согласно которому перечень работ и услуг, принятый к исполнению ОАО "УК Советского района" не только не превышает Минимальный перечень N 290, но и меньше его.
Доказательств принятия собственниками МКД N 15 по ул. Олеко Дундича г. Воронежа после 01.01.2017 решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что предписание ГЖИ Воронежской области от 26.05.2017 N 04-31/217 является законным, в связи с чем, заявленные требования ОАО "УК Советского района" удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с апеллянта, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Руководствуясь частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2017 по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-11645/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.