г. Санкт-Петербург |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А56-88040/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Сомовой Е.А., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Кузнецов К.Д. - доверенность т 02.08.2018;
от ответчика (должника): Николашкина О.В. - доверенность от 06.02.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14168/2018) ООО "Викинг-Инвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2018 по делу N А56-88040/2017 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению ООО "Викинг-Инвест"
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании постановления от 29.08.2017 N 5988
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Викинг-Инвест" (далее - Общество, ООО "Викинг-Инвест") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 29.08.2017 о назначении административного наказания к протоколу N 5988 от 30.05.2017, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением суда от 30.03.2018 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 200 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.03.2018 изменить в части назначения наказания, заменив назначенный штраф на предупреждение. По мнению подателя жалобы, факт нахождения гражданина Республики Узбекистана на территории РФ не создает каких-либо угроз со стороны указанного лица.
В судебном заседании Общество заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до принятия Верховным Судом Российской Федерации судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на судебные акты по делу N А04-6879/2017.
Представитель Управления против удовлетворения заявленного ходатайства возражал.
Учитывая то, что в рамках дела N А04-6879/2017 на рассмотрение вынесены вопросы возможности замены штрафа на предупреждения в случае повторного совершения правонарушения, что не является предметом оценки в рамках рассматриваемого дела, состав правонарушения является иным (в деле N А04-6879/2017 оспаривалось постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ), апелляционная коллегия не усматривает процессуальных правовых оснований, предусмотренных частью 9 статьи 130 АПК РФ, для удовлетворения заявленного ходатайства и приостановления производства по настоящему делу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.04.2017 на основании распоряжения от 03.04.2017 N 151-527 Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере миграции на строительном объекте, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Токсовское городское поселение, п. Токсово, ул.Дорожников, участок 28-Г.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 03.04.2017 N 15/4-527, что Общество привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве "подсобного рабочего" на территории строительного объекта гражданина Республики Таджикистан Бегмуротова Русланбека Пулотовича, 02.02.1985 г.р., не имеющего разрешения на работу (патента) на территории Российской Федерации (Ленинградской области), выданного в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По факту привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии патента 30.05.2017 Управление составило в отношении Общества протокол АП-Юр N 5988 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ,
Постановлением от 29.08.2017 Общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения, наказание назначено в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив в действиях Общества состав вмененного административного правонарушения и отсутствие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, изменил оспариваемое постановление в части наказания, снизив размер штрафа до 200 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В соответствии с примечанием статьи 18.15 КоАП РФ под привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт привлечение Обществом гражданина Республики Таджикистана к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего без патента, необходимого для осуществления трудовой деятельности на территории Ленинградской области, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом требований миграционного законодательства, а равно принятии необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Викинг-Инвест" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Судом не установлено нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено наличие оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Учитывая, что Общество впервые совершило вмененное правонарушение, является субъектом малого предпринимательства, оценив все доводы стороны, фактические обстоятельства дела, характер и обстоятельства совершенного правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить назначенный Обществу размер штрафа, поскольку штраф в размере 400 000 руб. является значительным.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Назначение штрафа менее половины низшего предела размера санкции конкретной нормы вышеприведенными нормами Кодекса не предусмотрено.
Доводы жалобы о том, что при назначении наказания не были применены положения части 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, не могут быть признаны состоятельными.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Состав административного правонарушения, указанный в части 4 статьи 18.15 КоАП РФ, является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Возможность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В рассматриваемом случае совершенное административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Одной из приоритетных целей Закона N 115-ФЗ является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Вместе с тем, привлечение иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации без получения ими документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности, влечет за собой развитие незаконной миграции.
Кроме того, немаловажным является и тот факт, что при оформлении в установленном законом порядке документов, дающих право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, иностранные граждане проходят полное медицинское обследование, направленное на выявление у них заболеваний, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации. Допустив к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина, при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, заявитель не только пренебрежительно отнесся к требованиям миграционного законодательства, но и поставил под угрозу здоровье работников Общества и подрядных организаций, занятых на данном объекте.
Факт социальной опасности совершенного деяния подтверждается также установленным законодателем повышенным размером штрафных санкций за данное правонарушение.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает совершенное правонарушение, оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Викинг-Инвест" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 марта 2018 года по делу N А56-88040/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Викинг-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.