г. Красноярск |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А74-2614/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "13" апреля 2018 года по делу N А74-2614/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Зайцевой Н.М.,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253) (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ника" (ИНН 1901121309, ОГРН 1141901004630) (далее - ответчик, общество, ООО "Ника") о взыскании 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за июль 2016 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия (резолютивная часть подписана 13 апреля 2018 года) по делу N А74-2614/2018 отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием основании для применения финансовой санкции.
Не согласившись с данным решением, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, взыскать с ответчика в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию в размере 500 рублей. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что действия страхователя свидетельствуют о нарушении срока предоставления сведений в отношении застрахованного лица, сведения о котором ранее в Управление Пенсионного фонда не предоставлялись.
ООО "Ника" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 08.05.2018 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В установленный законом срок общество представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за июль 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц.
18.04.2017 общество представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за июль 2016 года в отношении еще 1 (всего 3) застрахованного лица.
Согласно акту от 29.06.2017 N 014S18170002491, Управлением Пенсионного фонда установлен факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за июль 2016 года в отношении 1 застрахованного лица с нарушением установленного срока (пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") (далее - Закон N 27-ФЗ).
О времени и месте рассмотрения акта общество извещено уведомлением от 30.05.2017 N 594, направленным по месту нахождения общества, что подтверждается почтовым уведомлением N 65500512491381.
По результатам рассмотрения акта от 29.06.2017 N 014S18170002491 Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 02.08.2017 N 014S19170002389, которым общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ (за несвоевременность представления сведений) в виде штрафа в размере 500 рублей.
Требованием от 23.08.2017 N 014S01170147658 Управление Пенсионного фонда предложило ответчику уплатить в добровольном порядке сумму штрафа в размере 500 рублей в срок до 12.09.2017.
Неисполнение ответчиком требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Управление Пенсионного фонда просит взыскать с ответчика финансовую санкцию за непредставление в установленные сроки сведений на одного застрахованного лица, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июль 2016 года в размере 500 рублей на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что процедура привлечения общества к ответственности Управлением Пенсионного фонда соблюдена, заявитель правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия финансовых санкций за правонарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с предприятия финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июль 2016 года должны быть представлены предприятием в Управление Пенсионного фонда не позднее 10.08.2016.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкциями о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовала до 18.02.2017), приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (вступила в силу с 19.02.2017) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, Закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьёй 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (действовала до 18.02.2017). С 19.02.2017 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Из абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н (действующей на момент предоставления обществом дополнительных сведений) следует, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Таким образом, в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм применение финансовых санкций к такому страхователю исключается.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (действовало на момент подачи дополнительных сведений и на момент вынесения решения о привлечении к ответственности) территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество первоначально, в установленные сроки представило "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за июль 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц. Данные обстоятельства Управлением Пенсионного фонда не оспариваются.
18.04.2017 общество представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за июль 2016 года в отношении еще 1 застрахованного лица, сведения о котором ранее в форме СЗВ-М (исх) за июль 2016 года не были представлены, что Управлением Пенсионного фонда в решении было квалифицировано как их представление с нарушением установленного срока ("несвоевременность").
Учитывая, что в рассматриваемом случае общество самостоятельно обнаружило ошибки в переданных ранее сведениях и представило 18.04.2017 по форме СЗВ-М (доп) за июль 2016 года сведения в отношении еще одного застрахованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество реализовало право на дополнение и уточнение переданных ранее сведений, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ, что является основанием для освобождения ответчика от ответственности за совершенное правонарушение и отказа во взыскании с общества соответствующих финансовых санкций.
Доводы Управления Пенсионного фонда об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании вышеуказанных норм права.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче заявления Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "13" апреля 2018 года по делу N А74-2614/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.