г. Киров |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А29-14901/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Бармина Д.Ю., Горева Л.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Н.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Рублева А.Е., по доверенности от 11.07.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Управление капитального строительства"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2018 по делу N А29-14901/2017, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Юридический информационный сервис" (ОГРН 1071102002058; ИНН 1102055346)
к муниципальному учреждению "Управление капитального строительства" (ОГРН 1021100732223; ИНН 1102011042)
третье лицо: администрация муниципального образования городского округа "Ухта" (ОГРН 1021100735810; ИНН 1102024570)
об обязании исполнить контракт,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юридический информационный сервис" (далее - истец, общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному учреждению "Управление капитального строительства" (далее - ответчик, учреждение) о признании недействительным отказа от исполнения контракта ответчиком, а также об обязании ответчика исполнить муниципальный контракт от 08.09.2017 N 0107300001217000692-0065801-01 путем подписания передаточного акта.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2018 исковые требования удовлетворены.
Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
По мнению заявителя жалобы, суд при рассмотрении исковых требований не принял во внимание все доводы и документы, имеющиеся в материалах дела. Заявитель считает контракт правомерно расторгнутым в порядке Закона N 44-ФЗ. Ответчик не согласен с экспертным заключением, т.к. проведение осмотра жилого помещения экспертом осуществлялось после проведения истцом частичного устранения недостатков указанных в Актах осмотра от 19.09.2017 и 29.09.2017. В жалобе учреждение приводит сравнительную таблицу выявленных недостатков.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения. Общество не отказывается от гарантийных обязательств, считает доводы учреждения о несогласии с результатами экспертизы необоснованными.
Администрация МО ГО Ухта отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.08.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация электронного аукциона.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось МУ "УКС", уполномоченным органом - Администрация МО ГО "Ухта". Источником финансирования закупки - средства из фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, республиканский бюджет Республики Коми, бюджет МОГО "Ухта".
08.09.2017 между учреждением (заказчик) и обществом (поставщик) заключен муниципальный контракт N 0107300001217000692-0065801-01 на приобретение квартиры в многоквартирном доме для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилищного фонда (далее - контракт).
Пунктом 1.1. контракта установлено обязательство поставщика предоставить квартиру в многоквартирном доме, минимальной общей площадью 39,8 кв.м., минимальной жилой площадью 27,8 кв.м, соответствующую качественным характеристикам согласно Техническому заданию - Приложению N 1 к контракту.
Согласно п. 1.5. контракта приобретаемая квартира должна находиться в многоквартирном жилом доме с отоплением, водоснабжением и канализацией, должна соответствовать санитарным и техническим нормам, состояние квартиры должно соответствовать чистовой отделке - не нуждаться в ремонте и быть пригодной для проживания. В квартире должны иметься в наличии и в исправном состоянии все сантехнические приборы, подключенные, и зарегистрированные в установленном порядке счетчики ХВС и ГВС, электроэнергии, электротехническое оборудование, осветительные приборы, розетки и выключатели.
В силу пункта 1.6 контракта поставщик гарантирует передачу квартиры, пригодной для проживания граждан, соответствующей обязательным требованиям и условиям настоящего контракта, а также требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Перед передачей квартиры от поставщика заказчику должна быть произведена влажная уборка, очистка от пыли и загрязнений рабочих поверхностей санитарно-технических и электрических приборов, окон, стен, пола, очистка от бытового и строительного мусора и предметов домашнего обихода (пункт 1.8).
В соответствии с условиями п. 3.3 поставщик обязан передать заказчику квартиру с последующим подписанием передаточного акта (оформленного в соответствии с Приложением N 2 к настоящему контракту) и осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения настоящего контракта.
Согласно п.3.6. контракта фактом исполнения обязательств поставщика по передаче квартиры является передача квартиры, комплекта ключей, технического паспорта, правоустанавливающих документов на продаваемую квартиру, необходимых для представления на государственную регистрацию перехода права собственности в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также справки об отсутствии зарегистрированных и проживающих в Квартире лицах, справки об отсутствии задолженности за электроэнергию и жилищно-коммунальные платежи и об отсутствии иных задолженностей, технические паспорта на приборы учета: энергоснабжения, воды, а также техническую документацию на газовую или электрическую плиту.
В случае обнаружения Заказчиком во время приемки квартиры несоответствия требованиям настоящего контракта, недостатков, которые могут быть устранены без существенных затрат времени в рамках исполнения настоящего контракта, приостановить приемку квартиры до момента устранения Поставщиком своих обязательств, на срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней (пункт 4.4.1).
Согласно п.5.3. контракта поставщик несет гарантии качества квартиры и при обнаружении заказчиком несоответствия комплектности и качества приобретаемого жилого помещения, износа отделки или инженерного оборудования требованиям стандартов, в срок, установленный заказчиком, обязуется принять меры к устранению недостатков. При полном устранении недостатков уведомлять об этом заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня.
В соответствии с п. 5.4. контракта поставщик имел право на устранение выявленных несоответствий.
В силу пункта 9.1 муниципального контракта он может быть расторгнут, в том числе путем одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.
13.09.2017 истцом в адрес ответчика направлено приглашение для проведения осмотра квартиры 15.09.2017 на предмет соответствия её характеристик требованиям Контракта (т.1.л.д.66).
19.09.2017 проведен первичный осмотр квартиры, учреждением выявлено несоответствие техническим требованиям к товару по условиям контракта (акт от 19.09.2017 - т.1, л.д. 68-77).
После выполнения работ по устранению замечаний 28.09.2017 истец направил ответчику акт разногласий (т.1.л.д.78-79).
29.09.2017 проведен повторный осмотр квартиры, составлен акт о несоответствии квартиры контракту (т.1, л.д. 82-87).
05.10.2017 сопроводительным письмом от 04.10.2017 истцу был передан акт N 2 с отражением оставшихся замечаний (т.1.л.д.82).
05.10.2017 истцу направлено решение учреждения об одностороннем отказе от исполнения контракта полностью в связи с существенным нарушением ООО "Юридический информационный сервис" условий контракта; уведомление получено 10.10.2017 (т.1, л.д. 80).
06.10.2017 заказчиком на официальном сайте размещена информация об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Полагая решение учреждения об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 475, статье 557 ГК РФ покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (пункт 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Порядок принятия решения об одностороннем отказе от контракта предусмотрен статьями 12- 16 Федерального закона N 44-ФЗ.
Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта установлено пунктом 9.2 контракта, в том числе при существенном нарушении требований к качеству квартиры.
Суд первой инстанции, оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, в том числе экспертное заключение от 20.02.2018, достоверность которого не была опровергнута иными доказательствами, пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для одностороннего отказа ответчика от исполнения контракта ввиду отсутствия доказательств существенных недостатков квартиры, отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав и оценив доводы обеих сторон с учетом представленных доказательств, приходит к выводу, что доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Апелляционный суд исходит из того, что доказательства того, что квартира не была пригодна для проживания либо по иным причинам не соответствовала установленным в пунктах 1.1., 1.5, 1.6 договора, в материалах дела отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы о недостатках, приведенные в таблице жалобы, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о том, что имели место существенные, неустранимые недостатки, препятствовавшие использованию квартиры.
Заключение эксперта от 20.02.2018 содержит выводы о работоспособном техническом состоянии строительных конструкций, элементов отделки, коммуникационных систем и оборудования, о соответствии состояния помещения и объекта Техническому заданию, отсутствии угрозы причинения вреда жизни/здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, жизни/здоровью животных/растений.
При этом ответчик не лишен права потребовать устранения отдельных недостатков товара по правилам пункта 1 статьи 475 ГК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2018 по делу N А29-14901/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения "Управление капитального строительства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.