город Омск |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А46-231/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Аристовой Е.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5625/2018) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09 апреля 2018 года по делу N А46-231/2018 (судья Колмогорова А.Е.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (ИНН 5503092790, ОГРН 1055504118009) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" Яновской М.Г. по доверенности б/н от 01.02.2018 сроком действия три года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО "УК Наш дом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - Госжилинспекция Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 02-02-05/89 от 06.10.2017.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09 апреля 2018 года по делу N А46-231/2018 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы податель жалобы указал, что решение мирового судьи судебного участка N 97 в Центральном судебном районе в городе Омске от 21.03.2017 по делу N 2-952/2017 не может быть положено в основу обжалуемого судебного акта, поскольку принято без учета итогов проверки, проведенной Госжилинспекцией Омской области в 2017 году. В связи с этим полагает неустановленными условия для признания ненормативного акта недействительным.
Госжилинспекция Омской области, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
Суд посчитал возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса на основании статьи 156 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК Наш дом" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления от 12.12.2014 заявитель осуществлял управление многоквартирным домом N 18 корпус 1, расположенным по адресу: г. Омск, ул. Завертяева.
06.10.2017 главным специалистом отдела надзора за соблюдением начисления платы за коммунальные услуги Госжилинспекции Омской области была осуществлена проверка начисления платы за коммунальные услуги ООО "УК Наш дом" по итогам 2015 года в отношении указанного многоквартирного дома.
В результате проверки установлено, что ООО "УК Наш дом" в нарушение Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Указа Губернатора Омской области от 05.09.2012 N 89 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению", Указа Губернатора Омской области от 26.01.2015 N 13 "О внесении изменения в Указ Губернатора Омской области от 5 сентября 2012 года N 89", пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 незаконно произвело начисление платы за отопление по итогам 2015 года.
В акте проверки N 02-03-05/344 от 06.10.2017 Госжилинспекции Омской области отражено, что начисление платы за отопление собственникам помещений указанного многоквартирного дома в октябре, ноябре, декабре 2015 года производилось, исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии за 2014 год в размере 0,0194 Гкал/кв.м, что с учетом общей площади жилых помещений (36 978,70 кв.м) составляет 717,39 Гкал. При этом корректировка размера платы по отоплению, произведенная ООО "УК Наш дом" в январе 2016 года, в размере 41,14 руб./кв.м рассчитана, исходя из объема тепловой энергии за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года (помесячно) 520,0030 Гкал. Общая сумма начислений (отопление и горячее водоснабжение) по указанному многоквартирному дому в 2015 году составила 8 468 068 руб. 64 коп. (с учетом среднемесячного объема тепловой энергии за 2014 год в размере 717,39 Гкал/мес). Объем тепловой энергии за 2015 год, определенный по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), составил 9 232,020 Гкал или 9 360 293,78 руб.
Таким образом, по расчетам Госжилинспекции Омской области, размер корректировки по итогам 2015 года должен составить 24,13 руб./кв.м.
Начисление размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных ОДПУ, производилось в соответствии с пунктом 21 главы III Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307): при наличии в многоквартирном доме ОДПУ, размер платы за отопление рассчитывается, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год, исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Многоквартирный жилой дом N 18 корпус 1, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Завертяева, - оборудован ОДПУ тепловой энергии.
Как указала Госжилинспекция Омской области, ООО "УК Наш дом" в период с января по сентябрь 2015 производило начисление платы за отопление, исходя из фактических показаний ОДПУ тепловой энергии.
На основании вышеуказанной проверки Госжилинспекция Омской области выдала ООО "УК Наш дом" предписание от 06.10.2017 N 02-02-05/89, согласно которому, обязала заявителя произвести корректировку размера платы по отоплению собственникам помещений названного многоквартирного жилого дома по итогам 2015 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ООО "УК Наш дом", полагая, что указанное предписание не соответствует закону, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление ООО "УК Наш дом", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим (надзорным) органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Пунктом 1 Указа Губернатора Омской области от 05.09.2012 N 89 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению" утверждено, что до 01.01.2015 на территории Омской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется в соответствии с Правилами N 307.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 срок действия постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, продлен до 01.07.2016.
Указом Губернатора Омской области от 26.01.2015 N 13 внесены соответствующие изменения в Указ Губернатора Омской области от 05.09.2012 N 89 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению".
Таким образом, на территории Омска и Омской области до 01.07.2016 действовал порядок начисления платы за коммунальную услугу (отопление) в соответствии с Правилами N 307.
В период с января по сентябрь 2015 года ООО "УК Наш дом" применяло при расчете платы за отопление показания ОДПУ тепловой энергии в многоквартирном доме (г. Омск, ул. Завертяева, д. N 18, к. 1), то есть выставляло собственникам плату, исходя из фактических показаний ОДПУ, а с октября 2015 в целях исполнения требований действующего законодательства, в том числе Правил N 307, начисление платы за отопление заявитель стало производить, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Таким образом, как отмечено судом первой инстанции, ООО "УК Наш дом" для собственников помещений обозначенного многоквартирного дома в январе 2016 произвело корректировку размера оплаты в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ, статей 244 и 249 ГК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами N 307 определяется, в том числе порядок расчета платы за коммунальные услуги (включая отопление), в зависимости от того, какими приборами учета (общедомовыми, индивидуальными) оборудован (не оборудован) многоквартирный дом.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 (формула N 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 (формула 8).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: Po.i = Si х Vt х Tt, (7), где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: Р02.i = Рк.пр х Si/SD - P fn.i, (8), где:
Рк.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Корректировка размера платы была произведена ООО "УК Наш дом" с целью приведения начислений по оплате за отопление к фактическому объему потребления тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом в течение года.
Соответственно, как правильно указано судом первой инстанции, по итогам года для собственников была произведена корректировка оплаты, а начисления приведены в соответствие с фактическими показаниями ОДПУ, как того требовало законодательство, действовавшее в спорный период.
В связи с изложенным, правовые основания для признания предписания от 06.10.2017 N 02-02-05/89 недействительным, судом первой инстанции не установлены.
Доводы апелляционной жалобы изложенные не опровергают.
Кроме того, судом указано, что вопрос правильности произведения корректировки по отоплению в многоквартирном доме (г. Омск, ул. Завертяева, д. N 18, к. 1) за 2015 год был предметом исследования при рассмотрении 21.03.2017 гражданского дела N 2-952/2017 мировым судьей судебного участка N 97 в Центральном судебном районе в городе Омске, которым установлено, что расчет корректировки по итогам 2015 года, произведенный управляющей компаний, произведен законно, верно и обоснованно, проверка Госжилинспекции Омской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, нарушений в действиях ООО "УК Наш дом" не выявила.
Оснований для переоценки указанных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
В материалы дела представлены пояснения по расчету (л.д. 61-62 т.1). Согласно расчету среднемесячное потребление по итогам года за 2014 года составило 520,003 Гкал/месяц, данный показатель использован обществом при корректировке за 2015 год.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как заинтересованное лицо освобождено от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09 апреля 2018 года по делу N А46-231/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.